Файл: Контрольная работа на тему Общение общая характеристика и функции по учебной дисциплине Психология студентка 1 курса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
"Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Общение: общая характеристика и функции
по учебной дисциплине: Психология
Выполнила: студентка 1 курса
Павлова Анна Леонидовна
Направление подготовки:
44.03.01 Педагогическое образование
(уровень бакалавриата)
Направленность(профиль): Русский язык
Омск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение.
2. Что такое общение.
3. Виды и формы общения.
3.1 Фатическое и информационное общение
3.2 Вербальное и невербальное общение
3.3 Устное и письменное общение
3.4Монологическое и диалогическое общение
3.5 Контактное и дистантное общение
3.6 Опосредованное и непосредственное общение
3.7Межличностное и публичное общение
3.8 Официальное и неофициальное общение
3.9 Свободное и стереотипное общение
4. Заключение.
5. Список литературы.
1.Введение
Язык и речь - разные понятия, но на самом деле они не столько противопоставлены, сколько теснейшим образом связаны, как две стороны одной медали, поскольку речь - это всегда язык в действии. И хотя полного совпадения между ними нет, речь редко обходится без словесного языка, а язык функционирует только в речи:
Следовательно, речь и язык теснейшим образом взаимосвязаны. Взаимосвязаны настолько, что иногда даже лингвисты не могут точно и однозначно определить, языковое или речевое явление они рассматривают. Например, такие понятия, как «языковая компетенция», «языковая личность», подразумевают, что человек осмысленно использует тот или иной язык. Значит, это - языковые понятия, поскольку в основе знаний и умений человека лежит язык. Но если мы имеем дело с реализацией языковых знаний, да еще и конкретной личностью, то уже говорим o «языковой компетенции», «языковой личности» как о речевых понятиях. Это еще одно подтверждение тому, что язык и речь не существуют (за редким исключением) друг без друга.
Без этих знаний обойтись можно. Более того, миллионы людей без них обходятся. Ho обходятся только те, кто не стремится достичь высокого уровня культуры речи, которая невозможна без осознанного и целенаправленного владения всеми слагаемыми речи, в том числе и языком. Культура всегда предполагает осмысленное отношение к тому, что нужно культивировать, а от чего избавляться.
Знания o языке и речи помогают сначала понять, что подразумевается под культурой речи
, а на основании этого понимания - узнать и освоить пути достижения в ней высокого уровня. Но для этого нужно еще знать, что и язык; и речь, и культура речи, в свою очередь, являются составляющими культуры в целом.
2. Что такое общение
Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека уходит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, клубе, кафе, транспорте, библиотеке, магазине и т.д. Мы общаемся c друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми, взрослыми и детьми... Мы общаемся лично, по телефону, Интернету... Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Мы общаемся c современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций... Мы общаемся... Получается, что наша жизнь без общения немыслима.
Следовательно, роль общения в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, - огромна. Общение - под этим словом мы обычно понимаем только некую дружескую связь, приятное времяпрепровождение и т. п., скорее - отдых между делами. Но это слово имеет и другие значения.
Что такое общение в самом широком смысле?
Общение пронизывает все сферы, деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций. Социологи, психологи, философы, лингвисты понимают под общением «процесс выработки новой информации и то, что вырабатывает их общность» (М. С. Каган), или «особую форму взаимодействия людей» и т.д.
1. Азбука социального психолога
Общение - многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспеченияи реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей.
2. БСЭ
Общение животных, биокоммуникация, связи между особями одного или разных видов, устанавливаемые с помощью приёма производимых ими сигналов.
3. Социальная психология
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О) и группами (межгрупповое О), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса.
4. Энциклопедия социологии
ОБЩЕНИЕ - понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект - объектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека - быть включенным в социум и культуру.
5. Общественные науки
Общение - взаимодействие индивидов или социальных групп: - состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и - удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми.
6. БСЭ
Коммуникация, общение. Обычно К. определяется как "передача информации" от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной.
7. Психология развития
Общение (в психологии развития) - процесс установления, поддержания и развития контактов между двумя или несколькими субъектами. О. ребенка с взрослыми начинается с момента рождения и является одним из важнейших факторов.
8. Словарь Ушакова
ОБЩЕНИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное о.
Очень точно выразил сущность общения академик Д. C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга». B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения - речь. Следовательно, общение - это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).
Общение - это деятельность. При этом деятельностью является не только общение, которое происходит при совместном решении каких-либо предметно-практических задач, но и духовное общение, в ходе которого происходит духовно-информационное взаимодействие.
Т.о., общение удовлетворяет (должно удовлетворять) различные потребности личности, Эти потребности свойственны всем людям, поскольку человек - создание, прежде всего социальное.
3. Виды и формы общения
У человека, кроме данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические среды записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля. Важными «вехами» в ориентации относительно рамок общения и в их создании служат виды и формы общения. Выбор оптимальных видов и форм общения c учетом всех особенностей конкретной ситуации - это тоже важный элемент культуры.
Как и культура в целом, общение многопланово и многослойно, поэтому виды общения характеризуют его по различным параметрам.
Мы основываемся на классификации H. И. Формановской, которая выделяет следующие виды общения:
По цели: фатическое (т. e. неинформативное) - информативное (нефатическое).
По знаковой системе, использованной при общении: вербальное (словесное, т.е. обычно естественный национальный язык) - невербальное (несловесное - жесты, мимика и т. п.).
По форме языка: устное - письменное.
По постоянной/переменной коммуникативной роли говорящего и ты-слушающего: монологическое - диалогическое.
По положению коммуникантов oтноcительно друг друга в пространстве и времени: контактное - дистантное.
По наличию/отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»: опосредованное - непосредственное.
По количеству участников: межличностное - публичное - массовое.
По характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частное - официальное.
По отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил пocтрoeния и использования готового текста: свободное - стереотипное и др.
3.1 Фатическое и информативное общение
Для информативного (нефатического) общения основная цель всегда связана с информацией. B ходе такого общения сообщается, выслушивается (читается) что-то новое для данного адресата.
Фатическое (неинформативное) общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта c собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, - вот основная цель такового общения. Типичным примером может служить долгий разговор женщин по телефону, когда мужчинам кажется, что весь этот разговор - «ни о чем». Или светская беседа, разговоры в гостях за столом, когда люди разговаривают обо всем понемногу, но чаще всего обсуждается что-то всем известное. Все это варианты фатического общения: образом, фатическое взаимодействие всегда характерно только для общения и не может относиться к коммуникации.
При этом важно отметить, что фактическое общение свойственно не только приятному времяпрепровождению, y него есть две основные стратегии - диссонанс и унисон. Фатическое общение включает как кооперативное, так и конфликтное общение с разными формами, тональностью, отношениями (степенью близости) жду партнерами. Это может быт и ситуация, требующая сочувствия, сопереживания, соболезнования. Это и «выяснение отношений», и т.д. Другими словами, в фатическом общении общая речевая задача общающихся может варьироваться в зависимости от близких или неблизких отношений.
Фатическое общение отличается и набором типичных тем, которые обсуждаются в процессе такого общения: здоровье, погода, семейные дела, спорт, впечатление o прочитанном, увиденном, обсуждение достоинств и недостатков общих знакомых и т. д. или ситуативно обусловленные темы - работа транспорта, последние городские (местные) новости и т. п.
Таким образом, фатическое общение - принадлежность любой культуры. Оно существует во множестве вариантов - от болтовни, сопровождающей любое занятие, до искусства беседы и преследует цели создания общности различных социально обусловленных ситуациях.
3.2 Вербальное и невербальное общение
Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.
Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи – это главное, что подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может его полностью заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.
Вербальное и невербальное общение также чаще всего сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение - это общение словесное, т. e. на одном из естественных национальных языков. Вербальная, и невербальная стороны общения очень редко существуют друг без друга. Соответственно, применительно к общению правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме речевого общения.