Файл: Контрольная работа на тему Общение общая характеристика и функции по учебной дисциплине Психология студентка 1 курса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.3 Устное и письменное общение
Эти виды общения соответствуют двум основным каналам общения: устно-слуховому и письменно-зрительному и аналогичным формам речи: устной и письменной.
Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:
1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения.
2. Особенностями, определяемыми формой речи.
Ситуации, которые требуют устного общения, обычно характеризуются тем, что между участниками общения возможен личный контакт: одновременно зрительный (визуальный) и акустический (слуховой), т. e. партнеры и видят и слышат друг друга, или акустический, когда люди друг друга только слышат, например, по телефону или в лесу, в поле, в тумане, в разных комнатах и т. д. Если же такой личный контакт невозможен или по каким-то причинам нецелесообразен, то обычно прибегают к письменной форме речи (письму, записке, телеграмме, электронному сообщению, SMS-сообщению и т. п.).
На выбор коммуникантом устной или письменной формы влияет и то, насколько быстро ему нужно получить отклик и нужно ли его получить вообще. Если отклик важен и получить его нужно как можно скорее, то предпочтительнее устная форма речи, в которой ответная реакция следует незамедлительно. Если ответ не нужен (происходит коммуникация, a не общение) или не нужен скорый ответ, то может быть выбрана письменная форма речи.
Кроме того, выбор той или иной формы речи диктуется и особенностями информации. B устной речи иногда большее значение имеет смысл не слов, a интонации и других несловесных средств речи, тогда как в письменной речи основной смысл передается словесно. Иногда выбор формы речи определяется важностью или объемом передаваемой информации, а именно: поскольку устная речь произносится однократно («Слово - не воробей: вылетит не поймаешь»), a письменный текст часто ориентирован на многократное перечитывание, то важную и сложную информацию или информацию большого объема передать в расчете на более адекватное понимание удобнее в письменной форме, а более легкую для восприятия - в устной.
Для решения вопроса о том, какую форму речи предпочесть, необходимо знать; и кому предназначена эта речь, и в каких условиях она может быть воспринята наиболее адекватно. Также следует учитывать, что:
- устная речь в силу своей однократности и часто импровизационности ограничена в отборе языковых и неязыковых средств для выражения определенного смысла, тогда как письменная обычно предполагает полное и законченное выражение замысла;
- устная pечь, как правило, создается в момент говорения, и нефиксированный текст оставляет простор для дополнений и изменений, вплоть до «я совсем не это хотел (а) сказать!», в то время как письменная peчь требует oтшлифованной точной фиксации текста;
- устная речь, в соответствии c законом избыточности, содержит больше повторений и обобщений, a в письменной их меньше или нет совсем.
Все эти особенности в совокупности определяют выбор соответствующего цели общения речевого жанра.
3.4 Монологическое и диалогическое общение
Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, - монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды общения, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего (Н. И. Формановская).
Диалог (от греч. dia - через и logos - слово, речь) - это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos - один и logos - слово, речь) - это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.
Монологическое и диалогическое общение как особые виды выделяются потому, что каждая из этих разновидностей имеет свои особенности. Однако важно различать диалоговость как свойство любой культуры (т. e: постоянную ориентацию на партнера, на понимание, на «другого», для которого и создается речь) и диалог как форму речи, в которой происходит смена речевых ролей говорящего и слушающего. Диалоговость включает в себя и монолог, который чаще всего предполагает некий ответ. Кроме того, ответ может быть письменным, отсроченным во времени и т. д. Таким образом, диалоговость аккумулирует в себе оба вида общения - монологическое и диалогическое.
Диалог как форма речи в наибольшей степени отвечает стремлению общающихся к диалоговости, поскольку диалог предполагает особое сотрудничество коммуникантов на основе взаимной заинтересованности. Каждая реплика, как бы она ни была коротка и обрывиста, обладает специфической завершенностью, выражая некоторую позицию говорящего, на которую можно ответить, в отношении которой можно занять «ответную позицию». Эта постоянно возобновляющаяся необходимость занимать ответную позицию и является во многом движущей силой развития диалога и общения в целом. В то же время реплики участников диалога представляют собой не формальное соединение высказываний каждого: они тесно связаны друг c другом по смыслу. Чаcтo реплики образyют неразpывныe пары: вопрoc - ответ, утверждение - возражение, yтвеpждениe - согласие, предложение - принятие/непринятие этого предложения и т.д.
Считается, что диалог- это более древняя, природная форма речи. A монолог - продукт культуры. Монолог как форма речи отличается от диалога, прежде всего тем, что слушатели или читатели не участвуют непосредственно в создании речи. Их ответная реакция (согласие, возражение, тот или иной уровень понимания и пр.) только угадывается (или предугадывается) говорящим. Поэтому считается, что монологическая речь - это чаще всего речь публичная, т. e. такая, которая адресована не одному-двум, а большому количеству слушателей. Но это не всегда так.
Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи:
1) непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, a представляет собой сверхфразовое единство определенного объема);
2) последовательность, логичность речи;
3) относительная смысловая законченность;
4) коммуникативная направленность высказывания;
5) тематичность (развертывание одной темы);
6) синтаксическая усложненность и т. д.
Иначе говоря, монолог предполагает, что в его основе лежит текст - связное, законченное, тематически цельное высказывание.
Таким образом, и диалог, и монолог, имеют свои особенности, которые определяют их возможности и преимущества в достижении тех или иных целей.
3.5 Контактное и дистантное общение
Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени, т. е. наличие непосредственного контакта (от лат. Contactis - соприкосновение) между партнерами или его отсутствие и существование между ними пространственной дистанции (от лат. distantia -расстояние).
При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда - устное. Это дает возможность общения c помощью не только словесных, но и несловесных средств.
При контактном общении ситуация позволяет партнерам использовать в речи не описания, a указания на предметы, действия и явления, в результате чего понимание достигается гораздо прощё. Например, «Нам нужно идти вон туда», «Подай мне, пожалуйста, вот эту вещь» или «Ну и погодка сегодня!». Вне конкретной ситуации смысл этих и подобных им реплик нам не понятен, a при контактном общении свернутость ситуативно обусловленных элементов речи может достигать уровня, при котором возможно понимать друг друга «с полуслова» или «без слов».
Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и другое. Иногда участники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пространством (они разговаривают по телефону или ведут диалог в Интернете и т. п.) или временем (идет обмен записками в аудитории). Всегда дистантное общение в письмах и т. п. При дистантном взаимодействии существенно снижается доля невербальных средств общения, теряется его живость и мгновенность ответной реaкции. Однако в ситyацияx, в которых непосредственный контакт необязателен или нежелателен, предпочтительно именно оно.
B свою очередь, общение на расстоянии предполагает использование вспомогательных средств в качестве носителей информации или средств, помогающих сохранить канал передачи информации. B этом отношении по наличию/отсутствию какого-либо вспомогательного «аппарата» выделяютт опосредованное - непосредственное общение.
3.6 Опосредованное и непосредственное общение
Эти виды, общения тесно cвязаны c контактным и дистантным, поскольку, как правило, контактное общение, нe требующее дoполнительных средств для его осущecтвления, - это общение непосредственное. A общение на расстоянии или тогда, когда между «репликами» партнеров проходит некоторое время, требует «посредников», т. e. является опосредованным. K средствам, обеспечивающим возможность дистантного общения, относятся: телефон, письмо, книга, газета, магнитофон, видео, радио, телевидение, компьютер и т. д. Все они могут помочь в передаче и приеме информации.
Каждый из этих видов общения имеет свое предназначение и свою «нишу» в общении.
3.7 Межличностное, публичное и массовое общение
Эти виды общения выделяются в: зависимости от того, сколько партнеров принимают участие в общении.
Если в общении принимают участие двое (формула «один + один»), то это общение межличностное. В то же время степень близости во взаимоотношениях между этими партнерами может существенно различаться, поэтому внутри него выделяют персональное общение как общение на более значительной «внутренней» дистанции (официальное или полуофициальное) и общение личностное, свидетельствующее o дружеских, более тесных взаимоотношениях. Для этого подвида общения характерен преимущественно диалог. Личностное общение чаще бывает непосредственным, контактным, при котором значительная доля информации поступает с помощью невербальных средств. Оно отличается тем, что в нем обязательно присутствует фатическая сторона общения (часто даже преобладает и в том случае, когда оно происходит дистантно и опосредованно, например, личные письма или видеопослания). Персональное общение обычно тяготеет к коммуникации, т. е. в нем на первый план выходит информационная сторона взаимодействия, а фатическая не присутствует совершенно или слабо выражена.
Если в общении принимают участие несколько человек (формула «один+немного»), то его особенности зависят от того, сколько всего человек вступает во взаимодействие и какова ситуация общения в целом. Это могут быть и трое-четверо друзей в неформальной обстановке - тогда их общение близко к межличностному (при небольшом количестве общающихся их взаимодействие называют групповым), a может быть и человек 20-50, и в этом случае оно становится, безусловно, публичным даже в неофициальной обстановке. Групповое общение характеризуется тем, что в нем еще возможен диалог (если не между всеми, то со многими), но в таком общении уже необходим лидер, который будет регулировать это общение - одних поощрять к высказываниям, других перебивать и т. д., как это происходит, например, за столом, где хозяин или тамада управляют общением.
Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. Без структурной организации общения эта цель вряд ли будет достигнута. При публичном общении возникает иная, более высокая степень ответственности за речь, и одним из главных требований к ней становится целенаправленность и содержательность.
Ответственность за речь и за ее последствия еще более повышается, когда реализуется массовое общение. Считается, что массовое общение возникает, когда аудитория превышает 100 человек (формула «один+много»). Это может быть и в устной речи - выступление на представительном митинге, съезде, c концертом на стадионе и т. д., но чаще всего такого рода общение свойственно газетам, телевидению и т. д. Точнее, это обычно уже не общение, а коммуникация. Поэтому соответствующие средства так и называются - средства массовой коммуникации. При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания - он, как правило, существует в воображении говорящего в обобщенном виде. Соответственно, массовая аудитория требует не только точного подбора речевых средств, но и обязательно технических средств: микрофонов (мегафонов) для усиления звука голоса, телекамер и телеэкранов для передачи (или укрупнения) изображения и т. д.
Но сколько бы человек ни участвовало в общении, их взаимодействие зависит от степени официальности этого общения. Обычно говорят o двух крайностях - об официальном и неофициальном общении, но между ними много и переходных форм.
3.8 Официальное и неофициальное общение