Файл: 1. Менеджер, его обязанности и роли в организации. Основные черты личности менеджера.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
1. Менеджер, его обязанности и роли в организации
. Основные черты личности менеджера
.1 Человеческие качества: личные и деловые
.2 Сочетание воли и интеллекта в структуре личности менеджера
. Специальные знания - основа профессионализма
.1 Формирование профессионализма руководства
.2 Сочетание специальной подготовки с уровнем образования и культуры
. Индивидуальные особенности личности менеджера
.1 Индивидуальность руководителя при принятии управленческого решения
.2 Имидж в структуре личности менеджера
. Самопознание и саморазвитие как процессы личностного роста руководителя
.1 Самопознание и методика его изучения
.2 Составление программы саморазвития руководителя. Личный план по саморазвитию
. Личность руководителя сегодняшнего дня и вчерашнего
Заключение
Список использованных источников
Приложение
1. Менеджер, его обязанности и роли в организации
Менеджер (англ.manager, от manage - управлять) - это человек, занимающий постоянную управляющую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей рыночных условиях.
Термин «менеджер» имеет широкое распространение и употребляется применительно:
к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного подразделения или программно-целевой группы;
к руководителю предприятия или его подразделения;
к руководителю по отношению к подчиненным;
к администратору любого уровня управления, организующему работу в соответствии с современными методами;
к специалисту по управлению производством;
к предпринимателю - организатору в определенной сфере;
к члену руководящего состава фирмы, наделенному исполнительной властью и осуществляющему определенные ему функции.
Таким образом, менеджеры занимают различные позиции в организации, решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функциональные обязанности.
В результате своей деятельности менеджер проявляет себя с нескольких сторон:
) управляющий, обладающий полномочиями, которые позволяют ему руководить группами людей;
) лидер, ведущий за собой подчиненных на основе своего авторитета, профессионализма и человеческих качеств;
) дипломат, который в состоянии разрешать не только внутренние, но и внешние разногласия с сотрудниками, при этом не потеряв своего авторитета;
) воспитатель, разбирающийся в людях и способный создать сплоченный коллектив и направить усилия своих работников в нужное русло;
) инноватор, постоянно совершенствующий деятельность на предприятии в соответствии с современными тенденциями;
) просто человек с определенным уровнем развития, образования и культуры, который достоин быть примером для окружающих.
Исполнение многочисленных обязанностей предполагает владение им тремя ключевыми ролями менеджера: по принятию решений, информационной и ролью руководителя.
Менеджер имеет право и обязан принимать управленческие решения в рамках своих полномочий. В этом состоит главное отличие менеджера от работников других категорий. Принимаемые им решения влияют на результат деятельности подчиненных ему людей в организации.
Информационная роль менеджера состоит в том, что он собирает информацию о внутренней и внешней среде организации, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок, разъясняя персоналу политику и основные цели организации, и управляет знаниями. От уровня информированности менеджера, его умения ясно и четко доводить информацию зависят результаты его работы и успех организации.
Менеджер выступает в роли руководителя, управляя процессами формирования состава сотрудников, приобретения ими знаний, умений, навыков, мобилизируя их на достижение целей и решение задач организации. Он формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует работников для решения поставленных задач, координирует их усилие и выступает в качестве представителя организации.
В современных условиях возросла потребность в менеджерах, которые обладают лидерскими качествами. Лидер не командует, не управляет, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями, которые его признают как единственного, кто способен обеспечить удовлетворение потребностей и показать выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Менеджер должен быть профессионально подготовленным управляющим и личностью, вызывающей доверие и готовность идти за ним. Поддержка со стороны членов коллектива является базой, без которой ни один менеджер, каким бы грамотным специалистом он ни был, не может успешно управлять.
2. Основные черты личности менеджера
.1 Человеческие качества: личные и деловые
Каждый человек, и менеджер в том числе, индивидуален в совокупности и сочетании своих личностных качеств. Но есть требования профессии, особенностей деятельности, требования, которые являются общими для всех менеджеров. Эти требования определяют лишь степень успеха профессиональной деятельности, а не саму возможность для данной личности потому, что менеджмент является не только профессиональной деятельностью, но и искусством, которое характеризуется, как и всякое искусство, определенным набором индивидуальных особенностей, развитых до определенной степени их проявления в поведении и деятельности человека, соединенных с профессиональной подготовкой.
Это не отрицает того реального положения, что менеджером может стать каждый, стремящийся к этой деятельности. Но эффективным менеджером, профессионалом, способным успешно управлять в течение большей части своего трудоспособного возраста, может быть не каждый.
Индивидуальные качества менеджера проявляются не сразу и не сразу оформляются как факторы успешной деятельности. Только в процессе накопления опыта, ошибок и успеха, осознания своих личных качеств в практической деятельности, а также в процессе образования происходит становление личности менеджера и оформление его профессиональных качеств.
Часть качеств менеджера заложена природой, часть приобретается в процессе управления, в специфических условиях профессиональной деятельности; и то, и другое развивается в процессе образования и накопления опыта.
Человеческие качества менеджера являются основополагающими. Они формируются в процессе работы на основе личных свойств человека - менеджера, разделяемых им ценностей, принципов и норм, принятых в организации, а также приобретаемых в процессе специальной подготовки.
Среди личных свойств человека выделяют:
высокие моральные стандарты;
физическое и психическое здоровье;
внутренняя и внешняя культура;
справедливость, честность;
отзывчивость, оптимизм, заботливость, доброжелательность.
Но обладание ими не делает человека руководителем. Для того чтобы стать им, необходимы деловые качества, к которым можно отнести:
организаторские способности (умение организовывать и координировать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить цели и распределять задания, контролировать их выполнение, своевременно поощрять и наказывать);
доминантность (честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, к власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность, требовательность);
способность правильно оценивать обстановку, видеть проблемы, концентрироваться на главных и оперативно их решать; наличие собственной позиции; инициативность, готовность к преобразованию, деловому риску;
коммуникабельность, умение поддерживать контакты, расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 20% знаний менеджера должны составлять знания о человеке); управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;
умение формировать команду, делегировать полномочия, привлекать подчиненных к управлению и пр.
2.2 Сочетание воли и интеллекта в структуре личности менеджера
В совокупности различных качеств менеджера ведущую роль играет сочетание двух качеств - воли и интеллекта. Это сочетание может быть двух разновидностей.
ü Малый интеллект и малая воля, нерешительность. Эти качества не соответствуют успеху в управленческой деятельности. Такой менеджер не может достаточно долго управлять. Его дело придет в упадок. Сам характер управленческой деятельности требует присутствия и соответствия воли и интеллекта.
ü Менеджер может быть человеком высокоинтеллектуальным, но при этом неуверенным и недостаточно волевым. У такого менеджера постоянно будут возникать проблемы с дисциплиной персонала, личной организованностью, а следовательно, и проблемы лидерства. Безвольный менеджер, будучи даже и образованным, не может пользоваться авторитетом.
ü Очень часто в практике встречается менеджер, который обладает весьма сильной волей, но недостаточным интеллектом. Наиболее характерно это для авторитарного управления. Менеджер с недостаточным уровнем образования и невысоким интеллектом также не пользуется авторитетом, но, как правило. Это не всегда бывает заметным. Его окружают подхалимы, создающие видимую атмосферу уважения и почитания. А в действительности у персонала царит атмосфера страха и отчуждения, недоверия и невмешательства.
Такого типа менеджер склонен к самодурству, что является самой отрицательной формой волюнтаризма. Но в определенных ситуациях управление такого менеджера может иметь успех. Для этого нужен соответствующий подбор персонала. В современных условиях успех этот не будет достаточным и продолжительным, поскольку современное управление построено на глубоком понимании сложных проблем развития, то немыслимо без соответствующего образования и интеллектуального потенциала менеджера. Наилучшим вариантом сочетания этих качеств менеджера является гармония интеллекта, образования и воли.
Человеческие качества являются основой личности менеджера. Они проявляются прежде всего в том, что менеджер осознает, что люди - главный источник производительности и эффективности; умеет создавать атмосферу доверия, партнерства, единства целей и действий. Менеджер, обладая высокими моральными качествами, требователен к себе и подчиненным. Он испытывает чувство ответственности за результаты своей деятельности и подчиненных.
3. Специальные знания - основа профессионализма
.1 Формирование профессионализма руководства
менеджер личность профессионализм руководитель
Человеческие качества личности менеджера служат фундаментом для усвоения специальных знаний, без которых невозможна профессиональная деятельность менеджера, потому что только руководитель-профессионал:
ü знает и понимает природу управленческого труда и процессов управления;
ü хорошо изучил то, чем управляет: организацию, используемые и перспективные технологии, подчиненных, обязанности, способы и методы достижения целей;
ü компетентен в области современных средств связи и информационных технологий и использует это в процессе управления;
ü способы мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени.
Путь к профессионализму лежит через приобретение в процессе учебы специальных знаний в области теории и практики управления и опыта в управленческой работе. В профессиональную подготовку входит и изучение теории менеджмента. Сегодня она в состоянии дать ответ на самые сложные практические вопросы.
Современное управление характеризуется нарастанием сложных проблем, по которым приходится принимать управленческие решения. И практика показывает, что успех кроется в сочетании уровня образования, профессиональной подготовки и сложности решаемых проблем.
Если менеджер имеет недостаточную профессиональную подготовку при возрастающей сложности возникающих проблем, то возрастает вероятность ошибочных решений и, следовательно, кризиса.
Но если менеджер работает в условиях разрешения сравнительно несложных проблем и при этом имеет высокий уровень образования и профессионализма, это указывает на неправильное использование персонала. При этом возникает ситуация неиспользуемого потенциала образования, ситуация упускаемых возможностей. Это тоже не лучший вариант менеджмента.