Файл: 1. Менеджер, его обязанности и роли в организации. Основные черты личности менеджера.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самопознание выступает структурным компонентом самосознания. Самопознание - это деятельность Я как субъекта по познанию образа Я (Я-концепции). Образ Я через внешнюю и внутреннюю деятельность человека вносит коррективы в структуру Я как субъекта, выполняя функции саморегулирования и контроля.
Способами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, сравнение, моделирование собственной личности, осознание противоположностей.
Средства самопознания - познание других людей, самоотчеты, просмотр кинофильмов, чтение литературы, изучение психологии.
Изучению самопознания служат различные диагностические методики, психолого-педагогические задачи. К ним относятся:
. Проективная методика «символические задания по выявлению «Я» (по Б. Логу, Р. Зиллеру, Р. Хендерсону) выявляет различные составляющие Я-концепции.
. Методика ранжирования позволяет изучить самооценку личности.
. Методика исследования самоотношения (по С.Р. Пантелееву) представляет материал тестирования по следующим качествам личности: открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение.
. Диагностика уровня уверенности и удовлетворенности собой.
. Обучение аутогенной тренировке (по И. Шульцу) необходимое условие, обеспечивающее плодотворное самопознание и саморазвитие (практический материал по данным методикам прилагается в приложении).
В результате самопознания могут возникать различные барьеры, связанные с несовершенством природы человека в целом, с несформированной способностью к самопознанию или препятствиями, которые ставит перед собой человек сам.
К барьеру самопознания относят неумение преодолевать собственный эгоцентризм, когда человек считает единственно правильными свои взгляды, суждения, действия. Его эгоцентризм мешает в построении правильных отношений с другими людьми, так как он не способен на позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать адекватное представление о себе. Например, если он считает себя умным, способным, одаренным, то переубедить его в этом практически невозможно.
В качестве барьеров саморазвития могут выступать другие люди. Люди-барьеры субъективно воспринимаются нами как жизненная или профессиональная помеха. Для решения проблемы «людей-барьеров» в жизни менеджера используют три способа: изменения себя, объяснение и дистанцирование.
Изменение себя означает пересмотр своего отношения к такому человеку. Следует убедить себя меньше обращать на него внимания. Если это действительно плохой человек - он и сам себя постоянно наказывает.
Объяснение возможно тогда, когда вы не считаете данного человека совсем уже плохим и упрямым. Возможно, он стал барьером по недоразумению. Поэтому серьезный разговор с ним может помочь.
Обстоятельства-барьеры, как правило, преодолеваются значительно легче, чем люди люди-барьеры. Обстоятельства можно изменить или обойти.
Кроме внешних барьеров в сознании могут возникать стереотипы, которые препятствуют саморазвитию. Например, общераспространенный стереотип: «Все, что я ни делаю, правильно». Человек обычно не склонен признавать свои ошибки и проступки. Надо принять, что поступки многим могут казаться и неправильными, и неумными, и недобрыми. Невозможно одновременно удовлетворить вкусы каждого, не следует к этому стремиться. Надо быть самим собой, верным своим принципам, стараться хорошо делать свое дело.
Таким образом, при самопознании человек осознает свои сильные и слабые стороны, преодолевает стереотипы сознания и внешние барьеры.
5.2 Составление программы саморазвития руководителя. Личный план по саморазвитию
На основе самопознания определяется программа саморазвития менеджера. В нее входит:
) развитие личностных качеств, необходимых успешному менеджеру;
) приобретение новых профессиональных знаний и умений;
) самоменеджмент - управление собой.
Представление о личностных качествах и их развитии, о способностях, необходимых руководителю можно определить и способом самоанализа и оценки окружающих. Вторым методом диагностики является исследовательский. В него входит тестирование, социометрия, анкетирование, опросы, изучение документов и т.д. Такими могут быть:
. Тест смысложизненных ситуаций направлен на изучение некоторых индивидуальных тенденций саморазвития (по Д.А. Леонтьеву) (ПРИЛОЖЕНИЕ)
. Работа по пробуждению и развитию желаемых качеств (из арсенала психосинтеза)
. Упражнение с идеальной моделью (из арсенала психосинтеза). Творческое воображение может быть действенным инструментом саморазвития. Его можно использовать для создания реалистического, достижимого образа себя; того, кем мы можем и по-настоящему хотим стать. Повышению качества диагностики способностей помогает комплексное использование обоих методов - деятельностного и исследовательского.
Профессиональные знания пополняются за счет того, что менеджер постоянно следит за появлением новых публикаций, приобретает и читает литературу по теории и передовому опыту управления. Решению этой задачи способствует участие в различных семинарах, тренингах, курсах повышения квалификации. Особое внимание следует уделять освоению творческих приемов принятия управленческих решений.
Саморазвитие предполагает и обучение управлению собой. Последнее включает:
ü планирование и организацию работы над собой;
ü контроль над своим эмоциональным состоянием и поведением;
ü постоянный анализ и извлечение уроков из своей деятельности.
Контроль над своим эмоциональным состоянием особенно актуален для менеджера, так как он постоянно «на виду».
Постоянный анализ своих действий и их результатов позволяет установить причинно-следственные связи. Менеджер определяет, какие из принятых им мер дали положительные или отрицательные результаты, насколько и почему. В зависимости от этого он делает выводы на будущее.
Индивидуальный план работы над собой является практическим продолжением программы саморазвития. Если программа саморазвития дает общие подходы, то в плане надо фиксировать конкретные меры и действия.
План целесообразно разрабатывать сроком на год. При его составлении надо подробно проанализировать успехи и недостатки в выполнении плана саморазвития прошлого года. Следует учесть приобретенный опыт. Кроме того, надо еще раз вернуться к программе. Может быть, на новом уровне осознания появится свежий взгляд на те или иные положения программы, а также пути их перевода в индивидуальный план.
При анализе выполнения старого и составлении нового плана работы над собой менеджеру следует обратить особое внимание на действенность планируемых мер. Обязательно надо соотнести трудоемкость действия с ожидаемым результаом. Не следует планировать то, что сложно сделать, а отдача при этом будет невысокой. Мероприятия индивидуального плана должны быть максимально полезными при условии доступности их выполнения. В сложном развивающемся мире менеджер должен постоянно развиваться. Для этого стремиться изучить себя, свои чувства, оценить свой опыт; управлять свои профессиональным ростом; приветствовать препятствия, верить в свой потенциал, стараться быть открытым, реагировать на изменения в карьере.
6. Личность руководителя сегодняшнего дня и вчерашнего
В наше время профессия менеджер становится все более востребованной. От нее все больше зависит развитие экономики и всего общества в целом, поэтому требования к профессии растут и приобретают новое качество.
Прежние руководители, как на Западе, так и в нашей стране, были в основном так называемыми хозяйственниками - занимались снабжением, ликвидацией сбоев в технологических процессах, руководством подчиненными, но не обладали правом принимать самостоятельные решения и рисковать. Современные их коллеги имеют широкую свободу действий, ориентированы на нововведения и интеграцию всех сторон жизни организации.
Различия между руководителем вчерашнего дня и современным можно увидеть из таблицы:
Руководитель вчерашнего дня | Современный руководитель |
Руководствуется интересами фирмы (подразделения). | Руководствуется интересами дела |
Ставит цель, исходя из внутренних возможностей фирмы. | Ставит цель, исходя из возможностей, предоставляемых окружением, и ищет необходимые для ее достижения ресурсы внутри фирмы и за ее пределами. |
Принимает условия и нормы деятельности как неизменные, внешне заданные ограничения. | Рассматривает условия и нормы деятельности как нечто, что можно при необходимости менять. |
Относится к людям, как к инструментам решения поставленных задач. | Относится к людям, как команде единомышленников, которая должна с его помощью выявлять и решать возникающие проблемы. |
Связан с окружающим опосредованно через должность. | Связан с окружающими непосредственно через собственную деятельность. |
Рассматривает организацию как средство решения задач | Ощущает себя как часть организации. |
По мнению западных специалистов, управленцы XXI века будут обладать следующими качествами:
ü глубокими профессиональными знаниями во всех направлениях менеджмента (общий, стратегический, инновационный, производственный и пр.);
ü ориентацией на людей и владение методами управления ими, преобладанием демократического стиля руководства;
ü высоким профессионализмом, уровнем образования, постоянным развитием способностей, начиная с обучения в вузе и заканчивая работой;
ü умением стратегически мыслить;
ü неукоснительным соблюдением юридических законов и норм морали.
Ориентация менеджеров на обеспечение точности и бесперебойности технологических и хозяйственных процессов сменилось нацеленностью на достижение конкретного результата, необходимого потребителю.
Становится иным характер внутренних взаимоотношений в организации. Агрессивность, конфронтация, конкуренция постепенно уступают место спокойствию, поиску компромиссов, сотрудничеству. Главное внимание в управлении уделяется людям, их способности к творчеству. «Но отечественный менеджмент сегодня находится еще в состоянии количественного роста, и качественные результаты его мало интересуют».
Заключение
. Личностный фактор в системе управления играет решающую роль.
. Характерные качества менеджера складываются из сочетания человеческих качеств, формирующих личность, специальных знаний, дающих профессиональную подготовку и индивидуальных способностей, прежде всего обеспечивающих творческий потенциал и новаторство в управлении.
. Факторами успеха менеджера являются работа с удовольствием, современные подходы в работе с людьми, креативность, профессиональная управленческая подготовка.
. С развитием общества и производства требования к руководителям повышаются, поэтому менеджерам необходимо постоянно заниматься самопознанием и саморазвитием, чтобы углублять свои знания, умения и навыки в управленческой деятельности. Совершенствовать духовную сторону своей личности.
Список использованных источников
1. Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: пособие для подготовки к экзаменам / А.А. Брасс. - Минск: современная школа, 2006. - 348 с.
. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Весник. - 4-е изд. - М.: Проспект, 2011. - 616 с.
. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-е изд. стереотип. - М.: Магистр: Инфра-М, 2013. - 576 с.
. Володин, В.Ф. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.Ф. Володин. - 3-е изд. - Минск: