Файл: Нормативная база права на образование в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на получение образования. Это является одним из основных прав и свобод человека, гарантированных Конституцией РФ.

Право на образование гарантирует каждому гражданину возможность получить качественное образование, независимо от его социального положения, материального благосостояния, национальности, пола и других факторов.

Образование является ключевым фактором в развитии личности и общества в целом. Чем лучше образование получит гражданин, тем выше его возможности на рынке труда, тем шире его кругозор и понимание окружающего мира, тем больше он может внести вклад в развитие общества.

В РФ на сегодняшний день работает обширная сеть общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных учреждений, высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. Каждый гражданин может выбрать для себя подходящий вариант обучения, основываясь на своих потребностях, возможностях и целях.

Государство активно поддерживает развитие образования, инвестирует в образовательные программы, содействует в создании дополнительных возможностей для получения образования.

Право на образование в РФ гарантирует равные возможности для всех граждан. Однако, необходимо отметить, что не все люди могут получить доступ к образованию, в связи с некоторыми социальными и экономическими проблемами. Государство должно делать все возможное, чтобы обеспечить равный доступ к образованию для всех граждан, независимо от их социального положения.

Таким образом, право на образование в РФ является одним из главных прав и свобод человека. Благодаря активной поддержке государства, современные образовательные программы и возможности доступны для всех граждан РФ.


    1. Нормативная база права на образование в РФ.

Как правило, под источниками права понимается внешняя форма выражения правовой деятельности государства, содержащая правовые нормы, которые регулируют однородные общественные отношения. Источниками образовательного права можно назвать действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности уполномоченных субъектов в сфере образования. Формально-юридическое понимание источника права представлено в официальном документе, принятом в установленном государством порядке.


В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Устанавливая соотношение между российским законодательством об образовании и положениями международных договоров Российской Федерации, законодатель в ч. 6 ст. 4 Закона об образовании воспроизводит конституционный принцип приоритета норм международного договора, сформулированный в ст. 15 Конституции РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора».

В настоящее время насчитывается несколько сотен международных документов, посвященных вопросам образования. Среди них документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, ЮНЕСКО, МОТ, региональными международными организациями – Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.

Право человека на образование можно назвать одним из важнейших прав человека и гражданина. На международном уровне оно закреплено в ряде международных договоров универсального характера: в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Декларации прав ребенка и др.

Общие задачи образования сформулированы во Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным.

Наиболее значимые для современного общества позитивные права закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. Минимальные требования к государству в области образования сформулированы в ст. 13.2 Международного пакта:

1) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

2) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;



3) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

4) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться по возможности для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

5) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

В Конституции РФ устанавливается право каждого на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственной или муниципальной образовательной организации и на предприятии, закрепляется обязательность основного общего образования [7, ст. 43].

Закон об образовании закрепляет правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников образовательных отношений. Образовательным законодательством регулируются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с созданием условий для реализации права на образование, обеспечением соответствующих государственных гарантий прав и свобод человека.

Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации закрепляют исходные, первичные нормы в сфере образования, которые дополняются и конкретизируются развитой системой подзаконных нормативных правовых актов, состоящей из четырех элементов: федеральных подзаконных нормативных правовых актов, подзаконных нормативных правовых актов государственных органов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и локальных нормативных правовых актов, принимаемых образовательными организациями.

Особенностью образовательного права является наличие среди его источников большого количества локальных нормативных актов. Данный факт объясняется одним из основных начал государственной политики и правового регулирования в сфере образования – принципом автономии образовательных организаций, который предполагает самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. Основным локальным нормативным актом является Устав образовательной организации. На локальном уровне заключаются также коллективные договоры, которые могут содержать нормы, непосредственно касающиеся образовательного процесса (например, о режиме работы преподавателей, о социальных гарантиях и прочих формах стимулирования их труда). При разработке и принятии таких актов необходимо соблюдать пределы локального нормотворчества, улучшать положение субъектов образовательных отношений по сравнению с нормативными актами более высокого уровня.


    1. Право на образование как личное, социальное и культурное право

Классификация прав человека по сферам жизнедеятельности предполагает существование личных (гражданских), политических (публичных), экономических (материальных), социальных и культурных прав.

В частности, характеризуя право на образование как личное право, можно говорить о его естественном характере. В соответствии с международными документами и Конституцией РФ каждый человек имеет право на образование. Как и все основные права человека, право на образование является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Естественный характер права на образование объясняется тем, что человеку необходимо развиваться, творить, создавать новое, накапливать опыт и знание в той или иной области и обязательно передавать наработанное следующим поколениям, в чем и заключается сущность образования. Право на образование существует помимо государственной воли. Поэтому государство не может даровать это право гражданам, установить монополию на образование. Государство должно признавать данное право, обеспечивать гарантиями, всеми доступными средствами способствовать его реализации.

Реализуя право на образование, личность становится обладателем ряда публичных и экономических прав, которые порождаются образовательными правоотношениями. Например, право на участие в управлении образовательной организацией, свобода информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, право на участие в общественных объединениях, право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации и др. Среди экономических прав можно назвать право на совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана, право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

Социальные права человека определяются в юридической науке как совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ.


Право на образование в полной мере может быть представлено и как социальное право, представляющее собой возможность получения образования разного уровня и направленности каждым человеком, находящимся на территории государства. Данное право гарантировано наличием развитой образовательной инфраструктуры, системой мер социальной поддержки и стимулирования, предоставляемой участникам образовательных правоотношений, содействием государства при реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.

Конституция РФ в ст. 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Государство поддерживает различные формы образования и самообразования, создает и способствует созданию образовательных организаций различного типа, обеспечивает их деятельность материально-техническими средствами, готовит к профессиональной деятельности педагогических работников, разрабатывает и утверждает ФГОС и федеральные государственные требования, на конституционном уровне закрепляет обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;