Файл: Нормативная база права на образование в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    1. Прием в профессиональные образовательные организации

Прием на обучение по программам высшего образования и среднего профессионального образования. К данной категории относятся дела, принятые в рассматриваемом периоде по вопросам льготного приема в образовательные организации высшего образования и среднего профессионального образования. К данной категории относятся как споры общего характера, так и конкретные вопросы о правомерности применении льготы или отказе в ее применении.
Решением Верховного Суда РФ от 10 июля 2014 г. № АКПИ14-612 признан не противоречащим законодательству пункт 41 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утв. Приказом Минобрнауки России от 09 января 2014 г. № 3. Оспариваемое нормативное предписание закрепляет порядок принятия результатов ЕГЭ для использования особого права на прием без вступительных испытаний победителями и призерами олимпиады школьников (за исключением творческих олимпиад и олимпиад в области физической культуры и спорта) при наличии результатов ЕГЭ не ниже количества баллов ЕГЭ, установленного организацией высшего образования и которое не может быть менее 65 баллов по каждому из определенных организацией высшего образования предметов. Федерального закона, устанавливающего иное минимальное значение указанного количественного показателя, являющегося основанием для зачисления победителей и призеров олимпиады школьников на обучение без вступительных испытаний, не имеется. Суд указал, что оспариваемая норма обеспечивает соблюдение предусмотренного частью 6 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» условия приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам, которое гарантирует зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности.

В соответствии с действующим п. 9 ч. 7 ст. 71 Федерального закона № 273-ФЗ право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту и непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, а также граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, выдаваемым гражданам в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.


Согласно законодательству, действующему до вступления в силу указанного Федерального закона, данной категории военнослужащих предоставлялось право на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего или среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Несмотря на то, что правовое регулирование данной льготы изменилось, представляется целесообразным, тем не менее, рассмотреть нижеследующее дело, основанное на предыдущем законодательстве об образовании, поскольку принцип принятия судом решений по вопросу льготного зачисления военнослужащих, остался прежним.

Как установил суд в Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 19 февраля 2014 г. по делу № 33-1645/2014, А-57, абитуриент проходил военную службу, по окончании службы на основании приказа командира ему выдана рекомендация для внеконкурсного зачисления в государственное образовательное учреждение высшего или среднего профессионального образования и на подготовительное отделение образовательного учреждения высшего профессионального образования. По результатам приемных испытаний абитуриент не набрал проходной балл, следовательно не считается успешно прошедшим вступительные испытания и не был зачислен на место, финансируемое за счет бюджета. При таких обстоятельствах суд признал правомерным отказ в зачислении в число студентов 1 курса училища вне конкурса на места, финансируемые за счет бюджета. Получение положительных оценок на вступительных испытаниях не тождественно «успешному прохождению вступительных испытаний», если при этом не был набран минимальный балл, установленный вузом для приема.

Аналогичное дело рассмотрел Московский городской суд. В Апелляционном определении от 18 декабря 2013 г. по делу № 11-41713 заявительница не набрала минимальное количество баллов при поступлении вне конкурса в ФГБОУ ВПО как инвалид первой группы по зрению. Университет не включил заявителя в списки лиц, предлагаемых к зачислению на места, финансируемые из средств федерального бюджета, вне конкурса в связи с тем, что она не набрала минимальное количество баллов, установленных в этом университете. Суд подтвердил правомерность отказа в зачислении, отметив при этом, что право заявителя самостоятельно выбрать вуз в соответствии с индивидуальной программой реабилитации заявителя никем не оспаривается, равно как и право ее как инвалида на получение высшего образования, гарантированное государством. Заявитель не лишена права на зачисление в вуз, в котором установлены иные минимальные границы результатов ЕГЭ, не превышающие баллы, набранные по результатам экзамена заявителем. Действующими нормативными актами предусмотрена возможность высшим учебным заведениям устанавливать границы результатов ЕГЭ, превышающие минимально установленные, что способствует отбору абитуриентов, наиболее подготовленных к освоению основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования.



Последнее решение в данной категории дел связано не с льготным зачислением, а с ограничением приема по возрасту. В Апелляционном определении Рязанского областного суда от 21 мая 2014 г. по делу № 33-963 заявитель оспорил отказ в приеме в авиационное училище в связи с достижением предельного возраста 34 года. Вместе с тем, как отметил суд, в материалах дела отсутствовали доказательства, подтверждающие факт подачи истцом заявления о приеме в данное образовательное учреждение, которое является обязательным документом в соответствии с законодательством.


Раздел 3. Проблемы и перспективы развития системы образования в РФ

3.1.Проблемы развития образования в современной России

Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются: социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике; неполнота нормативной правовой базы в области образования; систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин возникновения кризисных ситуаций в системе образования. Острейший дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того, что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации. Сохраняют угрозу углубления кризисные тенденции в системе образования, способные нанести серьезный ущерб состоянию безопасности государства.

Государственные образовательные учреждения и другие организации системы образования вследствие отсутствия бюджетных средств на оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений Правительства Российской Федерации.

Далеко не все положения законодательства в области образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти, что создает сложности в исполнении указанных положений. Особой проблемой является создание действенных механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.

Одной из проблем обеспечения деятельности высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений является усиление на федеральном уровне координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования как в масштабе Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.

Поддержание вертикальных связей между отдельными уровнями управления образованием осуществляется посредством договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий. Вместе с тем практика реализации указанных договоров и соглашений показывает необходимость дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием.


В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства.

Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной проблемой.

Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в части обучения русскому языку как государственному. Увеличиваются разночтения федеральных и национально-региональных компонентов стандартов гуманитарных дисциплин.

Проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней дошкольного образования и начального общего образования, а также начального общего и основного общего образования, появление многопредметности в начальной школе. Усугубляются проблемы разрыва преемственности уровней общего образования и высшего профессионального образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки.

В ряде случаев в нарушение законодательства взимается плата за обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных образовательных стандартов.

Имеет место не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками по предметам базисного учебного плана.

В ряде субъектов Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации.

Уменьшается количество предприятий промышленности, осуществляющих производство различных видов продукции для системы образования, сокращается объем их производства, не решена проблема обеспечения образовательных учреждений классно-лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения и специализированной мебелью.