Файл: Системы законодательства понятие и структура 6 Соотношение системы права и системы законодательства 10 Система права как объективная юридическая реальность 12 Системы Российского права 16.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1. Понятие и соотношение системы права и системы законодательства 4
-
Понятие системы права 4 -
Системы законодательства: понятие и структура 6 -
Соотношение системы права и системы законодательства 10 -
Система права как объективная юридическая реальность 12
2. Системы Российского права 16
2.1 Особенности системы Российского права 16
2.2 Характеристика системы Российского права 19
2.3 Систематизация юридических норм 26
Заключение 29
Список литературы 31
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что категория «система права» является ключевой в теории государства и права, в общем, и в теории права в частности. Выявление составляющих «системы права и системы» законодательства тем более актуальны в наше время, когда в России идут споры в научной среде о необходимости закона «О законах», когда большое значение будут иметь разграничение системы права, системы законодательства, а также их соотношение.
Чтобы глубже распознать то или иное явление, необходимо уяснить организацию взаимосвязей между отдельными элементами его содержания, то есть выявить формы их существования вовне. Содержание и форма образуют диалектическое единство и неразрывную связь между собой. В форме воплощается суть предмета или явления, его назначение и функции. Именно форма служит способом существования и выражения содержания. Закон их диалектического единства распространяется на все процессы и явления материального мира. Право - не является исключением.
Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.
Система законодательства и система права форма и содержание одного и того же явления права.
Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативно ориентироваться в законодательстве. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
1. Понятие и соотношение системы права и системы законодательства
1.1 Понятие системы права
Система права – это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных правовых комплексах: отраслях, подотраслях и институтах права. Системная организация права имеет важное значение как для правотворческой, так и для правоприменительной деятельности. Системность права влияет и на процесс систематизации законодательства. Первичным элементом системы права выступают нормы права, объединяющиеся последовательно в институты, подотрасли и отрасли права. Элементы системы права должны быть внутреннее согласованными, придавая ей целостность и единство. Система права – результат исторического развития. Структурные изменения в праве являются результатом общественных изменений. Главная особенность системы права состоит в том, что входящие в ее состав отрасли не дублируют, а взаимно исключают друг друга. Одна и та же норма не может находиться одновременно в двух структурных единицах системы права. Система права имеет объективный характер, зависит от всего комплекса отношений, складывающихся в обществе, и не может создаваться по произвольному усмотрению. Л.И.Спиридонов отмечает, что «система права как конкретная юридическая реальность – результат исторической эволюции. Будучи только стороной социального целого, право не развивается изолированно, само по себе, и структурные изменения в нем – лишь следствие изменений общества»1. Л.И.Спиридонов указывает, что сначала юридические нормы объединяются в правовые институты, институты образуют отрасли права, отрасли права – правовые общности, а последние – систему права. Но так же, Л.И.Спиридонов отмечает, что возможен обратный порядок: «система права дифференцируется на общности, общности – на отрасли, те подразделяются на правовые институты, а они – на отдельные юридические нормы»2.
Кроме отраслей и институтов в структуре права выделяют две большие подсистемы права: частное и публичное право. Публичное право является совокупностью норм, регулирующих властеотношения, защищает государственные интересы на основе императивных предписаний. Частное право является совокупностью норм, регулирующих и охраняющих отношения частных лиц. Если частное право является сферой свободного усмотрения субъектов и частной инициативы, то публичное право является сферой власти и подчинения. Основными критериями разграничения частного и публичного права являются:
-
интерес (частные или государственные интересы); -
предмет правового регулирования (имущественные или неимущественные отношения); -
метод правового регулирования (координации или субординации); -
субъектный состав (регулирует отношения частных лиц или отношения с государством и государственными органами).
Частное право состоит из отраслей гражданского, семейного, предпринимательского права, а публичное право состоит из отраслей конституционного, административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, финансового права и др.
Система права включает в себя кроме названных элементов и другие крупные блоки норм права, например, внутригосударственного права, общепризнанных принципов и норм международного права.
1.2 Системы законодательства: понятие и структура.
В наиболее общем виде законодательство – это совокупность формально-юридических источников права, используемых в процессе правового регулирования в том или ином государстве.
Для России основным формально-юридическим источником права является нормативно-правовой акт. Поэтому, говоря о системе российского законодательства, следует дать следующее определение: система законодательства – это совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права.
Систему законодательства характеризует следующие признаки.
Публичность – нормативно-правовые акты, в комплексе образующие систему законодательства, принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах юрисдикции субъекта правотворчества. Формальность – законодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов – законодательных актов. Причем обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие у него соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия).
Иерархичность – нормативно-правовые акты, образующие систему законодательства, располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа, обладающего высшей юридической силой.
Непосредственная связь с государством – законодательные акты принимаются от имени государства или с его разрешения, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.
Непосредственная связь законодательства с пространством и временем – в отличие от системы права, которая в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким-либо пространственным масштабом либо временным промежутком, система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и, соответственно, непосредственным образом зависит от этих «переменных величин».
Относительная субъективность означает зависимость построения системы законодательства от воли и усмотрения государства. Объем отраслей законодательства определяется в России в соответствии с Классификатором правовых актов, одобряемым Указом Президента Российской Федерации и публикуемым в Собрании законодательства РФ. В настоящее время Классификатор выделяет 20 массивов отраслей законодательства
Внутренняя согласованность предполагает действие нормативно-правовых актов не изолированно, а последовательно. Например, применяя Уголовный кодекс, мы не можем не применить нормы, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе и т. д.
Структура системы законодательства предполагает вертикальное и горизонтальное деление.
1. Вертикальное деление системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности.
Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта. В свою очередь юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от уровня, на котором этот акт принят (акты, принятые на федеральном, региональном, локальном уровнях).
В России существует следующая система законодательных актов, построенная в зависимости от юридической силы акта:
I. Федеральный уровень
1. Законы Российской Федерации:
а) Конституция;
б) федеральные конституционные законы;
в) федеральные законы.
2. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации:
а) указы Президента;
б) постановления Правительства;
в) нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти РФ (приказы министерств, государственных комитетов, федеральных служб и т. п.).
II.
Уровень субъектов Российской Федерации
1. Законы субъектов РФ:
а) конституционные акты субъектов РФ (в том числе уставы);
б) иные законы субъектов РФ.
2. Подзаконные акты субъектов РФ:
а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ;
б) нормативно-правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ.
2. Горизонтальное деление системы законодательства происходит в основном под влиянием объективно сложившейся системы права. Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство. Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким-либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений и т. п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой группы законодательных актов.
Кроме того, в рамках горизонтального структурирования законодательства следует различать текущее и чрезвычайное законодательство, а также законодательство общего и специального характера.
Текущее законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.
Чрезвычайное законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации. К примеру, ст. 15 Федерального конституционного закона о чрезвычайном положении от 30 мая 2001 г. закрепляет положение о том, что «Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на этой территории режима чрезвычайного положения». При этом ст. 26 этого же закона устанавливает порядок, по которому «органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения».