Файл: Курсовой проект по учебному курсу Теория механизмов и машин.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М инистерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тольяттинский государственный университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Теория механизмов и машин»
Студент | Леонтьева В.А (И.О. Фамилия) | |
Группа | ТБбп-1902б (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | Балахнина А.А. (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
1. Синтез и кинематическое исследование механизма
1.1. Исходные данные
Дана схема (рис. 1), частота вращения ведущего звена nAB = 1900 об/мин и длины звеньев rAB = 65 мм, lBC = 260 мм, lBD = 170 мм, φ =30град.
Рис. 1. Схема механизма
1.2. Описание построения плана механизма
Принимаю длину кривошипа 1 на чертеже равной 40 мм.
Расчет масштабного коэффициента производим по формуле
, | (1.1) |
где μl – масштабный коэффициент, м/мм;
rАВ – длина кривошипа по заданию, м;
AB – длина кривошипа на чертеже, мм.
.
Расчет длин звеньев механизма на чертеже ведем, используя следующую формулу
, | (1.2) |
где lчерт – длина звена на чертеже, мм;
lдейст – действительная длина звена, м;
μl – масштабный коэффициент, м/мм.
;
.
1.3. Структурный анализ механизма
Составим описание звеньев и кинематических пар механизма и занесём их соответственно в таблицу 1.1 и таблицу 1.2.
Таблица 1.1
Характеристика звеньев механизма
Обозначение звена | Описание звена |
0 | стойка |
1 | кривошип |
2 | шатун |
3 | ползун |
4 | шатун |
5 | ползун |
Таблица 1.2
Характеристика кинематических пар механизма
Обозначение пары | Подвижность пары | Звенья, образующие пару | Тип |
А0-1 | одноподвижная | стойка, кривошип | низшая вращательная |
В1-2 | одноподвижная | кривошип, шатун | низшая вращательная |
В1-4 | одноподвижная | кривошип, шатун | низшая вращательная |
С2-3 | одноподвижная | ползун, шатун | низшая вращательная |
С0-3 | одноподвижная | ползун, стойка | низшая поступательная |
D4-5 | одноподвижная | ползун, шатун | низшая вращательная |
D0-5 | одноподвижная | ползун, стойка | низшая поступательная |
Степень свободы плоского механизма находится по формуле Чебышева
, | (1.3) |
где n – число подвижных звеньев, в данном механизме их 5 (табл. 1.1);
p1 – число одноподвижных кинематических пар 5 класса, в данном механизме их 7 (табл. 1.2);
p2 – количество двухподвижных пар 4 класса, в данном механизме их нет (табл. 1.2).
.
1.4. Построение кинематических диаграмм
По найденным на планах механизма положениям ведомого звена 5 вычерчиваем график перемещения ползуна D, начиная от крайнего нижнего положения.
Время оборота ведущего звена (кривошипа AВ) найдем по формуле
, | (1.4) |
где Т – время оборота кривошипа АВ, с;
nAB – частота вращения кривошипа АВ, об/мин.
.
Изобразим это время на оси абсцисс отрезком x = 180 мм. Масштабный коэффициент времени на диаграмме рассчитывается по формуле
, | (1.5) |
где μt – масштабный коэффициент времени на диаграмме, с/мм;
Т – время оборота кривошипа АВ, с;
х – принятая длина отрезка по оси абцисс, мм.
.
Масштаб перемещений на диаграмме, откладываемых по оси ординат, принимаем равным величине удвоенного масштаба длины на схеме механизма.
Масштабный коэффициент угла поворота кривошипа найдем по формуле
, | (1.6) |
где μφ – масштабный коэффициент угла поворота кривошипа, рад/мм;
mt – масштабный коэффициент времени на диаграмме, м/мм;
w1 – угловая скорость звена 1, рад/с;
Угловую скорость звена 1 можно найти по следующей формуле
, | (1.7) |
где w1 – угловая скорость звена 1, рад/с;
nAB – частота вращения кривошипа АВ, об/мин.
.
Тогда
.
Дифференцируя график перемещений, получим график изменения скорости ведомого звена. Дифференцирование проводим графически методом хорд.
Вычисляем масштабный коэффициент скорости на диаграмме
, | (1.8) |
где mv – масштабный коэффициент скорости на диаграмме, м·с-1/мм;
ms – масштабный коэффициент перемещений на диаграмме, м/мм;
w1 – угловая скорость звена 1, рад/с;
μφ – масштабный коэффициент угла поворота кривошипа, рад/мм;
Hv – полюсное расстояние, мм.
Полюсное расстояние Hv принимаю равным 25 мм.
Тогда
.
Аналогичным способом получим кривую ускорения, дифференцируя график скорости.
Вычисляем масштабный коэффициент ускорения на диаграмме
, | (1.9) |
где mw – масштабный коэффициент ускорения на диаграмме, м·с-2/мм;
mv – масштабный коэффициент скорости на диаграмме, м·с-1/мм;
w1 – угловая скорость звена 1, рад/с;
μφ – масштабный коэффициент угла поворота кривошипа, рад/мм;
Hv – полюсное расстояние, мм.
.
1.5. Описание построения плана скоростей
От произвольно взятой точки Р отложим вектор скорости , который направлен перпендикулярно кривошипу в направлении . Принимаем длину вектора на плане скоростей равной 70 мм.
Вращение кривошипа задано схемой механизма и направлено против часовой стрелки.
Скорость точки B кривошипа можно найти, предварительно рассчитав угловую скорость вращения кривошипа
, | (1.10) |
где VB – скорость точки В кривошипа, м/с;
ω1 – угловая скорость звена 1, рад/с;
rАВ – длина кривошипа по заданию, м.
Расчет масштабного коэффициента скорости
, | (1.11) |
где μV – масштабный коэффициент скорости, м·с-1/мм;
VB – скорость точки В кривошипа, м/с;
Pb – длина вектора Pb на плане скоростей, мм.
.
Для каждого из 12-и положений:
Скорость точки C ползуна найдем, решив совместно два векторных уравнения
| (1.12) |
Первое уравнение описывает движение т. С относительно т. В, а второе описывает движение т. С, принадлежащей ползуну.
Скорость точки D ползуна найдем, решив совместно два векторных уравнения
| (1.13) |
Первое уравнение описывает движение т. D относительно т. В, а второе описывает движение т. D, принадлежащей ползуну.
Векторы скоростей и строим из т. B перпендикулярно шатунам 2 и 4 до их пересечения с осью xx.
1.6 Описание построения плана ускорений
От полюса Π отложим вектор нормального ускорения в направлении от В к А в виде вектора