Файл: Системы законодательства понятие и структура 6 Соотношение системы права и системы законодательства 10 Система права как объективная юридическая реальность 12 Системы Российского права 16.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эти же особенности свойственны и отрасли трудового права. Предмет трудового права - отношения рабочих и служащих с работодателем по поводу приложения его труда и участия в управлении производством. Метод трудового права так же содержит элементы диспозитивности. Основанием для возникновения трудовых отношений является трудовой договор. Однако равенство работника и работодателя проявляется лишь на стадии заключения договора. В процессе выполнения труда работодатель обладает хозяйской властью. Не случайно в трудовом праве существует два вида ответственности работника – дисциплинарная и материальная. Основной нормативный акт – Трудовой кодекс РФ, иные нормативные акты. Кроме того, нормы трудового права содержатся в специфических нормативных актах – локальных нормативных актах, принимаемых работодателем.
Если указанные виды отраслей близки по характеру к гражданскому праву, то другие - сродни административному праву. Приведем несколько примеров.
Земельное право. Предмет регулирования этой отрасли - отношения по пользованию землей. Земля, согласно Конституции и законодательства, предмет гражданского оборота. Однако в СССР при отсутствии частной собственности на землю земельные отношения регулировались в административном порядке. И хотя в современных условиях в регулировании этих отношений произошли изменения, императивный (административный) метод полностью не исключен. Основной нормативный акт – Земельный кодекс РФ.
Финансовое право. Предмет этой отрасли – отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государственных органов. Нормы финансового права определяют порядок составления, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, займов и иных финансовых операций. Обязательная сторона финансовых отношений – государственный финансовый орган, наделенный властными полномочиями. Основной метод - императивный, однако, властные полномочия отличаются от административно-правовых. Эта отрасль так же не имеет своей (финансовой) ответственности. Основные источники – налоговый и бюджетный кодексы, законы о банках и банковской деятельности, иные нормативные акты.
Указанные отрасли относятся к отраслям материального права, ибо они закрепляют права и обязанности участников отношений.
Особенностью права, как указывалось, является процессуальный порядок реализации, закрепляемый в специфических процессуальных нормах. Поэтому в процессе развития права процессуальные нормы объединились в самостоятельные отрасли. Это отрасли гражданского - процессуального, уголовно-процессуального и административно - процессуального права. Нетрудно заметить, что процессуальные отрасли образованы только на базе основных отраслей. Ни семейное, ни трудовое, ни земельное, ни финансовое право соответствующих процессуальных отраслей не имеют. Реализация норм этих отраслей осуществляется в рамках гражданского либо административного судопроизводства.
Особое место занимает отрасль уголовно-исполнительного права, регулирующая специфические отношения по осуществлению различных мер уголовного наказания.
Рассмотренные отрасли объединяются в определенные группы отраслей, имеющих общую специфику.
Как указывалось выше, отрасли права объединяются в группы отраслей материального и процессуального права.
Более значительным объединением, общепризнанным в юридической науке, является деление отраслей (и права в целом) на право частное и публичное. В основу этого деления положен интерес. Если нормы обеспечивают частный интерес, интерес отдельного субъекта (индивида или организации), они относятся к частному праву. Если же в основу регулирования положен общественный интерес (интересы государства, общества в целом), нормы, обеспечивающие его, относятся к публичному праву. Важным является и то, что защита интересов в частном праве осуществляется по инициативе самих заинтересованных лиц, в публичном праве - должностными лицами в случаях, предусмотренных законом. Публичное право есть сфера власти и подчинения. Как видно из вышесказанного, к частному праву относятся нормы гражданского, семейного и трудового права. Остальные (в том числе и процессуальные отрасли), относятся к публичному праву.
Следует отметить, что советское право не знало деления на публичное и частное. Это объясняется как экономическими причинами (отсутствие частной собственности) , так и политическими.
Следует так же отметить, что деление права на публичное и частное характерно только для систем права, входящих в семью Романо-германских правовых систем. Для англо-саксонской правовой системы (в основе которой лежит прецедент как источник права) такого деления не существует. Здесь все нормы относятся к публичному праву.
Как указывалось, в основу деления права на отрасли и институты положены, прежде всего, предмет и метод правового регулирования. Однако в обществе появляются отношения, весьма специфические по своему характеру и содержанию. То есть они характеризуют вполне определенный предмет правового регулирования. Хотя регуляция этих отношений осуществляется нормами различных отраслей и, соответственно, различными методами. При этом осуществляется и специфический правовой режим. Такие отрасли в науке характеризуются как комплексные. То есть эти отрасли имеют свой предмет, но не имеют определенного метода и режима. К таким отраслям относятся: хозяйственное право, предпринимательское право, военное право и природоохранное право.
В литературе были высказаны точки зрения о признании в качестве комплексных отраслей образовательное право, судебное право, право прокурорского надзора и т.д. Однако эти предложения не получили поддержки среди ученых. Их характеристика в качестве комплексных отраслей требует дополнительной аргументации.
2.3 Систематизация юридических норм
Начало формы
Систематизация юридических норм - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами. Ее результаты - своды, кодексы, сборники нормативных актов.
Если система права как следствие исторического развития - объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты - феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.
Конечно, значение субъективного начала нельзя преувеличивать и здесь. Систематизация в конечном счете также обусловлена объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют юридические нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизируемых правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода и т.п. Но по форме своего выражения она всегда субъективна.
Теория различает два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию.
Инкорпорацией называется систематизация, при которой нормативные акты без содержательной обработки объединяются в собрания и сборники в определенном порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.). Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации меняться может и даже должна. Нельзя, например, поместить в собрание действующих актов текст нормы без внесения в него изменений, последовавших после ее издания. Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временное действие или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.
В зависимости от того, кто ее осуществляет, инкорпорация подразделяется на официальную, т.е. утверждение собраний нормативных актов органами, их издавшими (например, собрания законов, издаваемые парламентами); официозную т.е. издание собраний нормативных актов, теми органами, которые на это уполномочены (например "Бюллетень нормативных актов" министерств и ведомств Российской Федерации, издаваемый Министерством юстиции Российской Федерации), и неофициальную, производимую любыми лицами или организациями без специальных полномочий (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях).
Кодификация - это такая систематизация нормативных актов, которая сопровождается их обработкой с целью придать нормативному материалу стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.
Кодификация подразделяется на всеобщую (например, свод законов того или иного государства), отраслевую (например, уголовный или гражданский кодексы) и специальную (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях и т.д.).
Как видим, несмотря на субъективный характер систематизации юридических норм, в ее основе, в конечном счете, лежит объективно существующая система права, обусловленная структурой исторически определенного общества.
Заключение
В заключении работы сделаем основные выводы по теме исследования.
Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.
Она обладает своими чертами:
-
ее первичным элементом выступают нормы права; -
ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство; -
она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами; -
имеет объективный характер.
Систему права не следует отождествлять с системой законодательства. Система права, складывается объективно в соответствии с существующими в каждой конкретной стране видами общественных отношений, система же законодательства является результатом его целенаправленного формирования и упорядочения.
Законодательство в широком смысле - система нормативно правовых актов. В России среди нормативно-правовых актов высшей юридической силой обладают законы. Поэтому понятие законодательства имеет и узкую трактовку. В собственном смысле слова законодательство - совокупность законов, принятых органами народного представительства или непосредственно самим народом (на референдуме).
Различия между системой права и системой законодательства принято видеть в следующем.
1. Исходным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом законодательства - нормативный акт. В этом смысле структура права и структура законодательства соотносятся как содержание и форма.