Файл: Стратегия устранения причин понятие, механизм функционирования, преимущества и недостатки.docx
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Письменная работа
Дисциплина: Основы антикоррупционного законодательства
Реферат по теме № 40
Тема: Стратегия устранения причин: понятие, механизм функционирования, преимущества и недостатки.
Выполнил(а):
Мацковская Алина Александровна
40.03.01 Юриспруденция «Гражданское право»
Группа:ЮС-2521(2)
Проверил(а):
_________________
(дата)
Омск – 2023
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….….3
Коррупция: сущность и разновидности………………………………….….….5
Письменная работа 1
Дисциплина: Основы антикоррупционного законодательства 1
Введение
В последнее время проблема коррупции и потенциальные пути её решения привлекают всё больше внимания не только теоретиков, но и практиков. Этот факт является чрезвычайно важным, так как знаменует переход от теоретического осмысления коррупции как таковой к попыткам развернуть более или менее комплексную борьбу против причин и следствий самой проблемы.
Тем не менее, следует отметить, что в настоящее время существует определённый дефицит работ сравнительно-методологического характера в области антикоррупционных стратегий. Этот факт, безусловно, негативно сказывается на оценке эффективности антикоррупционных программ из-за ограниченности поля зрения их разработчиков.
Данная работа имеет своей целью восполнение упомянутого пробела и посвящена сравнительному анализу стратегических подходов к борьбе против коррупции. Такой анализ будет наиболее эффективен в случае применения стандартизованной процедуры, обеспечивающей максимальную сопоставимость получаемых результатов.
Все многообразие антикоррупционных стратегий можно разделить на три вида: системная стратегия устранения причин, «стратегия войны» и стратегия сознательной пассивности. Но более детально будет рассмотрена лишь одна из них, и это – системная стратегия устранения причин.
Основными задачами национальной антикоррупционной стратегии должны стать:
-
выработка единой, последовательной, детальной и долгосрочной программы борьбы с коррупцией; -
определение приоритетных направлений борьбы с коррупцией; определение конкретных мероприятий и ресурсов для достижения приоритетов, а также ответственных структур и лиц и сроков исполнения; -
создание системы мониторинга и контроля над реализацией антикоррупционных мероприятий (при активном участии гражданского общества); -
налаживание механизмов координации антикоррупционных усилий всех государственных органов и институтов; -
оценка существующих на данный момент антикоррупционных институтов и законов, а так же эффективности предшествующей антикоррупционной деятельности; -
создание системы постоянно действующего независимого измерения и оценки уровня коррупции в стране.
Актуальностью же данной темы будет выступать разбор стратегии устранения причин коррупции отталкиваться от основных задач минимизации ущерба, наносимого коррупцией стране.
Коррупция: сущность и разновидности
В обычном смысле слова коррупция (взяточничество) означает, с одной стороны, передачу взятки государственному служащему от лица, в чем-то заинтересованного. С другой стороны, в частном секторе коррупция возможна в ситуации, когда частный продавец ограничивает поставку какого-то редкого товара, а лицо, заинтересованное в покупке этого товара, использует подкуп продавца, чтобы получить к нему доступ. Например, покупка у спекулянта по высокой цене билета на популярное театрализованное представление, на которое все билеты в кассах уже распроданы.
Так, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ О противодействии коррупции коррупция определяется как злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, превышение должностных полномочий, коммерческий подкуп и др. незаконное использование физическим лицом своего служебного положения вопреки законным интересам общества и государства с целью получения выгод в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление таких льгот указанному лицу другими лицами.
Согласно не институциональному подходу, коррупция понимается как разновидность оппортунистического поведения должностного лица, возникающего из-за высокого уровня информационной асимметрии между гражданами (принципалами) и должностными лицами (агентами). Таким образом, у граждан ограничены возможности контролировать деятельность чиновников. Последние, в свою очередь, обладают более полной информацией, а также заинтересованы в усилении информационной асимметрии между ними и руководителями.
Эксперты Совета Европы предложили более широкое определение коррупции. По их мнению, коррупция – это взяточничество, взяточничество и любое другое поведение лица, на которого возложена ответственность в государственном или частном секторе и которое нарушает его обязанности, и такое поведение направлено на получение любой неправомерной выгоды для себя или другого лица. Признаками коррупционной ситуации являются принятие решений, нарушающих закон или неписаные социальные нормы, действия партнеров по взаимному согласию, получение обеими сторонами незаконных выгод и преимуществ, стремление всех участников коррупционной сделки скрыть свои действия. При этом особое значение приобретает государственная коррупция, то есть участие в коррупционной деятельности должностных лиц государственной службы, которые имеют возможность распоряжаться ресурсами, которые им не принадлежат, путем принятия (или не принятия) определенных решений. Эти ресурсы могут включать бюджетные средства, государственные и муниципальные заказы и льготы, объекты государственной и муниципальной собственности, социальные, образовательные, медицинские услуги, оказываемые за счет государства.
С точки зрения не институциональной теории, в соответствии с моделью взаимоотношений принципал – агент, коррупция определяется как такие действия агента, которые связаны не со следствием целей принципала, а с личными целями организации. Агент, что сопровождается использованием ресурсов, переданных агенту. В условиях отсутствия эффективных институтов взаимодействия бизнеса и власти в современной российской экономике, призванных упорядочить поведение рыночных агентов и сделать его предсказуемым, коррупция позволяет предпринимателям в определенной степени просчитывать свою стратегию и экономические риски.
Коррупция классифицируется по следующим критериям:
-
Субъект, инициирующий коррупционную сделку (коррупция, инициированная взяткодателем или взяточником); -
Степень избирательности коррупционного обмена (принудительная или добровольная коррупция); -
Сфера возникновения и распространения коррупции (бюрократической или политической); -
Степень централизации коррупции (централизованная или децентрализованная); -
Степень предсказуемости коррупции (предсказуемой или случайной) для отдельных лиц или компаний в их контактах с должностными лицами.
Наиболее распространенные виды коррупции взятки – то есть, передача ценных предметов частной стороной должностному лицу в обмен на определенное решение, действие или бездействие. Они напрямую связаны с вымогательством, когда чиновники просят определенную плату или подарок. Есть и другие разновидности, например, прямое воровство должностными лицами. Сложность заключается в том, что иногда бывает трудно отличить коррупцию от законной деятельности.
Есть еще такие виды коррупции, как верхняя и нижняя. Конская государственная коррупция связана с принятием решений и имеет очень высокую цену. Это связано с такими услугами чиновников, как заказное банкротство предприятий, лицензирование, формирование бюджетных трансфертов и налоговых кредитов, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, кредитование банковского сектора, выдача государственных субсидий и закупок.
Коррупция на низовом уровне связана с ежедневным взаимодействием граждан и чиновников среднего и низшего звена в процессе регистрации, лицензирования, получения патентов, уплаты штрафов, оказания услуг в области социального обеспечения, образования, здравоохранения и жилищного строительства.
Таким образом, говоря о коррупции с точки зрения экономической теории, мы можем определить ее как проявление такого поведения индивидов, цель которого состоит в максимальном увеличении их полезности путем извлечения непродуктивного дохода за счет использования и перераспределения ресурсов, не принадлежащих государству. Эти люди, но доступны им.
Общая характеристика и типология стратегии устранения причин
Из самого названия стратегии не трудно установить, что основной акцент при её выработке ставится на устранение причин, порождающих коррупцию, а не внешних манифестаций этой проблемы (то есть коррупционеров).
Парадигма (исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения) метода системного устранения причин многообразна. Внутри нее можно выделить радикальных и умеренных приверженцев этой стратегии. К числу первых относится, например, исследование, которое делит всё многообразие антикоррупционных стратегий в зависимости от наличия или отсутствия антикоррупционного закона и специализированного антикоррупционного ведомства. Получившиеся таким образом несколько вариантов антикоррупционных стратегий демонстрируют нам вариант «антикоррупционного институционализма», доведенного до абсурда.
Умеренный «антикоррупционный институционализм» осознает ограниченность своей программы рамками «здоровых обществ» (S. Rose-Ackerman). В любой своей форме (кроме абсурдных) «антикоррупционный институционализм» выглядит достаточно привлекательно: комплексность подхода завораживает и вселяет уверенность в успехе реформ.
Содержание стратегии
Как правило, стратегии по системному устранению причин однообразны. Представление об их содержании можно получить из приведенной ниже «единой многоцелевой стратегии борьбы с коррупцией», разработанной сотрудниками Мирового Банка.
Она состоит из пяти разделов:
1. Институциональные основы:
-
институционализация независимой и эффективной судебной власти; -
расширение сферы действия парламентского контроля; -
обеспечение независимости правоохранительных органов.
2. Политическая ответственность:
-
политическая конкуренция, заслуживающие доверия политические партии; -
прозрачность в финансировании партий; -
прозрачность процедуры голосования для избирателей; -
правила, регулирующие вопрос конфликта интересов на госслужбе.
3. Расширение возможностей участия гражданского общества:
-
гарантирование свободы информации; -
усиление роли СМИ.
4. Конкурентный частный сектор:
-
реструктуризация монополий с целью повышения конкурентных начал; -
снижение барьеров входа на рынок; -
прозрачность корпоративного менеджмента; -
увеличение прав деловых ассоциаций.
5. Управление государственным сектором:
-
найм на государственную службу на основе заслуги (а не по признакам партийной принадлежности и преданности действующей власти); -
децентрализация власти; -
повышение прозрачности бюджетного процесса; -
повышение прозрачности в налоговой администрации.