Файл: Категории диалектики понятие категория, классификация категорий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
Понятие «категория», классификация категорий.
Категории – общие, основные узловые понятия, связанные с законами, отражающие существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности.
Специфика философских категорий заключается в том, что они отражают свойства бытия в наиболее общем виде. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Категории возникают на базе многократного повторения практических действий над предметами посредством орудий труда. Они представляют собой всеобщие определенности бытия и познания, практически освоенные в активной социальной деятельности. Категории философии, будучи отражением реального мира в сознании человека, имеют объективный характер, т.е. не являются плодом выдумки, фантазии человека, а отражают то, что существует в природе и обществе, независимо от воли и сознания людей. Они являются не "пособием" человека, а выражением всеобщих закономерностей природы и общества.
Категория «отдельное» фиксирует отдельно существующие объекты, предметы, явления.
Категория «единичное» фиксирует неповторимые свойства конкретного предмета, явления.
Категория «общее» фиксирует наличие во множестве отдельных предметов неких сходных, общих свойств.
Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не является таковым для другого класса.
Категория «всеобщее» - это общее, присущее всем без исключения классам объектов.
Категории диалектики как ступени познания.
Категории диалектики, с одной стороны, характеризуют всеобщие свойства реальных предметов, а с другой - являются логическими формами, в которых фиксируется знание о данных предметах. Поэтому субъективный характер категорий выражается в том, что они являются абстракциями, отвлечениями от объективной действительности и представляют собой сокращения бесконечной массы частностей внешнего мира и деятельности.
Соотношение категорий и основных законов диалектики.
Общим между законами и категориями диалектики является то, что и те, и другие отражают всеобщие законы бытия, всеобщие стороны и связи объективной действительности. Взаимопроникновение противоположностей, взаимопереход количества и качества, повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики, так же универсальны, как отношение, причина и следствие, необходимое и случайное, форма и содержание, выражаемые в соответствующих категориях.
Вместе с тем категории и законы имеют и существенные различия. Это различие касается прежде всего предмета отражения. Законы диалектики отражают всеобщие связи и отношения, категории же наряду с этим отражают и всеобщие свойства и стороны объективной действительности. Данное обстоятельство обусловливает то, что содержание категорий оказывается богаче содержания законов.
Различие между законами и категориями касается также и формы отражения. Законы диалектики, как и законы любой другой науки, представляют собой суждения; категории же являются особым видом понятий.
Единичное, особенное, общее.
Единичное – это то, что делает относительно обособленный предмет отличной от других предметов и процессов.
Общее – это те черты, свойства, признаки, связи и отношения, которые объективно присущи целому ряду явлений, их группам, видам, классам.
Таким образом, каждая вещь всегда выступает как отдельное, имеющее много общего с другими, и эта вещь выступает как единичное, т.е. имеет стороны и признаки, отсутствующие в других явлениях. В процессе развития единичное становится общим, а общее – единичным. При определении единичного и общего в сравнении материальных образований выявляется новый аспект – особенное.
Особенное это то, что является общим в отношении к единичному и единичным по отношению к общему
Диалектика единичного и общего такова, что всякое единичное и общее существуют в отдельном и через отдельное. Единичное и общее являются противоположностями и в своем развитии взаимопереходят друг в друга, обнаруживая в этом переходе изменение качества и диалектическое отрицание.
Пример: Статья (закона) – единичное; закон – особенное; право – общее.
Соотношение категорий «сущность» - «явление»
Категория «сущность» фиксирует совокупность внутренних и необходимых сторон и связей вещи, устойчивых, сохраняющихся законов ее функционирования.
Категория «явление» означает внешнее проявление сущности объекта в определенных внешних обстоятельствах, во взаимосвязях с окружающими условиями.
Сущность и явление -разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущности, нет сущности безее проявлений. Сущность является. Явление существенно. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и не может обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через него.
Сущность есть выражение внутренних, скрытых процессов мира, явление – внешнее выражение сущности. Сущность играет ведущую роль по отношению к явлению, определяет его характер. Явление носит подчиненный характер, зависит от сущности, определяется ею.
Пример: движение электронов – горит лампа. Любая болезнь – совокупность симптомов, обусловленных причинно-следственной связью. В роли внешних проявлений болезни выступают симптомы. Под симптомам могут быть скрыты разные причины заболеваний (сущность). Знать сущность болезни – предвидеть течение болезни, а значит и правильно построить лечение.
Причина и следствие.
Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина - это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему.
Под причиной понимается взаимодействие между двумя или несколькими явлениями, сторонами одного и того же явления, вызывающее определенные изменения во взаимодействующих сторонах.
Следствие - это то, что возникает, порождается под воздействием причины; это результат изменения, появляющийся во взаимодействующих явлениях или их сторонах. Взаимосвязь причины и следствия выражается в синтетической категории «причинность».
Причинность- это философская категория, которая выражает генетическую связь между отдельными состояниями видов и форм материального мира в процессах его изменения и развития.
От причины следует отличать условия и повод.
Под условиями следует понимать такой комплекс явлений, который, хотя и не порождает определенные следствия, но выступает необходимой предпосылкой его становления и развития. Это совокупность обстоятельств, в которых осуществляется конкретная причинная связь.
Повод - это событие, выступающее побудительным толчком для действия причины.
Важнейшим моментом причинности является то, что она производит действие. При этом одна и та же причина при одинаковых условиях вызывает строго определенное следствие. Одно следствие может быть результатом комплекса причин, одна причина может вызвать несколько следствий.
Таким образом, все имеет свою причину, каждая причина выступает как следствие других причин, и каждое следствие есть причина других следствий.
На примере простуды: Причина- попадание микробов в организм, условие - ослабленный иммунитет, повод- стакан холодной воды, следствие – болезнь.
Необходимость и случайность.
Категория «необходимость» фиксирует, то, что называется необходимым, то, что причину своего существования имеет в себе и обусловливается внутренней природой материального образования.
Категория «случайность» отражает, то, что является случайным, то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости. Случайность со временем может стать необходимостью, и наоборот, необходимость в процессе развития может стать случайностью.
Случайность и необходимость диалектически связаны между собой. Диалектика рассматривает необходимость и случайность как единство противоположностей, которые взаимообусловливают друг друга, проявляются друг через друга, превращаются друг в друга.
Случайность воздействует на необходимость, дополняет своими особенностями. Это форма, в которой существует необходимость, или способ существования необходимости. Необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей, она – равнодейтсвующая цепи случайностей, результат взаимодействия последних.
Пример: подброшенная монетка падает с необходимостью падает вниз, а с какой стороны она упадет – случайность.
Возможность и действительность.
Возможность – это объективно существующая тенденция развития процесса и явления, скрытая предпосылка возникновения нового в недрах старого. Это будущее объекта в настоящем. Она не существует отдельно от действительности.
Действительность – реализованная возможность. Действительность отдельного конкретного объекта – это его бытие в присущих ему количественных и качественных характеристиках, в его изменении и развитии.
Всякое материальное образование имеет поле возможностей. Количество возможностей, их наличие определяется качественными характеристиками предета, явления, системой его связей и законов, действию которых подчинен данный предмет или явление.
Грубо говоря, возможность – это то чего еще нет, но оно может быть.
Действительность- это ставшая реализовавшаяся возможность.
Пример: Возможность: Абитуриент подает документы в АГМА ( возможно он в будущем поступит, если пройдет конкурс)
Действительность : прошел конкурс и поступил в АГМА
Содержание и форма.
Под "содержанием" в философии понимается все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты - элементы, но и отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы.
Под формой понимается способ внешнего выражения содержания, иногда при этом указывается, что форма к тому же есть относительно устойчивая определенность связи элементов (точнее, компонентов) содержания и их взаимодействия, тип и структура содержания.
Неразрывность содержания и формы. Форма и содержание неразрывны в том смысле, что нет ни одной материальной системы, у которой не было бы содержания и формы. Форма содержательна, содержание оформлено. Одно без другого не существует.
Пример: На автомобильном заводе перед сборкой машины имеются все детали, все ее «содержание». Можно ли сказать, что перед нами машина? Конечно нет. Машина с конвейера сойдет тогда, когда все детали будут правильно собраны, т.е. обретут соответствующую «форму». Содержание всегда должно быть оформлено – в противном случае его нет, как нет машины.
Целое и часть.
Целое