Файл: Модуль Конфликтология и имиджелогия в деловом общении Тема Конфликты в деловых коммуникациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

55 взятки не берет, решения сам не принимает, любит готовить решения и проводить их в жизнь через высшее руководство («Ваша идея»), хороший дипломат, причем соблюдает интересы предприятия или организации.
Исторические образы: кардинал Ришелье и член Политбюро ЦК КПСС М. А.
Суслов.
9. «Задира» громогласен, стоек, тверд, грозен, агрессивен, и о нем поговаривают, что он имеет влиятельных друзей в высоких инстанциях
(часто «задира» делает это сам). «Задиры» имеют сильное желание контролировать других; для них жизнь – это непрекращающаяся борьба за власть.
«Задиры» боятся двух вещей: собственного несовершенства и любой формы близости. Когда Вы имеете дело с руководителем этого типа, стойте прямо, смотрите и говорите открыто, называйте его по имени, чтобы привлечь его внимание, но не принимая «боевой стойки», и попытайтесь решить с ним интересующую Вас проблему. Старайтесь контролировать собственный страх, так как страх только подстрекает («заводит») руководителя этого типа. Не показывайте своего волнения и дайте «задире» время излить гнев.
Когда наступательный порыв «задиры» начинает ослабевать, Ваша очередь взять инициативу. Избегайте любого столкновения. Будьте дружелюбны, но тверды. Улыбайтесь, если это кажется уместным, но не будьте напуганы.
Сосредоточьтесь на проблеме и Ваших нуждах. Если Вы проявите уважение, а не страх, «задира» будет искать другую «жертву».
10. «Медведь» (медлительный руководитель) обычно дружелюбен, мил и доброжелателен. Медлительные менеджеры фактически являются жертвами взыскательного, педантичного воспитания; они откладывают выполнение задач, чтобы избежать беды, «ходят вокруг да около», избегая быть откровенными и боясь задеть чьи-либо чувства.
Медлительные руководители боятся сделать ошибку, которая может обнаружить их профессиональную непригодность и промахи. Если ваш руководитель медлительный, попытайтесь обнаружить это в ситуации
«скрытый барьер». Будьте уверены, дайте ему понять, что немудрено ошибиться, когда чему-то учишься. Спросите, что он имеет в виду, когда использует неопределенные или двусмысленные слова, и договоритесь о точных и реальных сроках выполнения работы. Будьте гибкими, но ориентируйтесь на факты. Используйте позитивные приемы и избегайте нажимов: медлительный руководитель и так достаточно неуверен.
Попытайтесь решить проблемы с помощью расположенных в ряд альтернатив. Окажите руководителю поддержку после того, как он принял решение. Когда он принимает решение, увеличьте Вашу бдительность; принимая от него поручения и распоряжения, не торопите события.
11. «Боец» (для женщин «амазонка» или «Жанна Д'Арк»). «Горя бездымно» сдерживаемой яростью, «боец»

это «ходячая бомба» с часовым механизмом. Его (или ее) гнев лежит не на поверхности. «Боец» взрывается


56 неожиданно: много кричит, атакует и выплескивает свой сарказм. Ему нравится «стрелять» без разбора, быстро и часто. Когда вспышка раздражения оканчивается, он обратно «вползает» в свое угрюмое молчание.
Для «бойца» восстановление справедливости (реальной или воображаемой) является целью, отмщение – орудием.
«Боец» боится своего собственного гнева и проявления своих эмоций, а также неискренности в любой форме. Когда Вы обращаетесь к руководителю такого типа, пытайтесь противостоять ему конструктивно.
Вы даже можете сказать ему, как это трудно иметь дело с его
«заводящимся с полуоборота» гневом. Попросите личной встречи с ним, не допускайте отклонений или срывов. Затем покажите Ваши серьезные намерения, сосредоточившись на вопросе, попытайтесь направить его энергию в русло решения проблемы. Сделайте это вызовом для него: ведь ему нравятся вызовы.
12. «Льстец»постоянно улыбается, дружелюбен, угодлив, с чувством юмора. «Льстецы» говорят людям то, что те хотят слышать; попытка
«припереть их к стенке» столь же безрезультатна, как и попытка собрать ртуть вилкой. «Льстецы» больше верят в форму и влияние, чем в сущность и компетентность. Необходимость в одобрении делает их специалистами по уловкам.
«Льстец» боится прямого разговора и прямого действия, что иногда приводит к порождению врагов. Он нуждается в одобрении

так дайте его ему, смейтесь над его шутками и наслаждайтесь его рассказами. Но не позволяйте ему брать нереальные обязательства. Поддерживайте его ответственность и требуйте фактов: фамилии, место действия, конкретная задача и подтверждение истинности. Дайте ему понять, что честность

это самая лучшая политика.
13. «Всезнайка» знает много, но его проблема в том, что он действует так, как будто знает все. Он (или она) очень нетерпелив, что проявляется в неспособности слушать. Если «всезнайка» сталкивается с отрицательными явлениями, он критикует то, чего сам не знает, обвиняет других, поскольку сам мало нуждается в подсказке и не любит работать в группах. «Всезнайка» думает, что его личный разум и знания

единственный способ оценки выполнения работы другими людьми.
«Всезнайка» боится не угодить другим, боится резкого падения собственных стандартов совершенства. Не воюйте со «всезнайкой», не обвиняйте его и избегайте конфронтации с ним; не пытайтесь быть
«противоэкспертом» (возражать ему в том, в чем он считает себя знатоком). Наоборот, подводите его к решению проблемы. Спрашивайте у
«всезнайки», слушайте его и выражайте ему признательность; затем установите обратную связь и предложите альтернативы.
14. «Лентяй» (разгильдяй). Личные привычки (склонности) «лентяя» могут раздражать и даже вызывать отвращение; беспорядок и хаос


57 проявляются как в его (или ее) работе, так и в личной жизни. «Лентяи» не могут ориентироваться в порядке вещей и определять приоритеты задач; их одежда постоянно смята, испачкана или порвана. Они могут слишком много есть, курить, распространять запах алкоголя или оставлять половину обеда на собственных усах.
«Лентяй» не хочет признавать, что он должен нести ответственность за свои действия, проявляя ребячество и безалаберность. Если Вы работаете с
«лентяем», поддержите его, когда он случайно проявит аккуратность в своем поведении, и помогите ему достичь большего порядка в его личной и профессиональной жизни. Покажите на собственном примере, что если Вы будете вести себя так же, как он, то дело остановится. Постарайтесь привить минимальные знания НОТ руководителя. «Лентяю» требуется трудолюбивый и организованный секретарь, который может закрыть проблемы.
15.
«Ненормальный»
(«отклоняющийся») руководитель проявляет аномальное (отклоняющееся от нормы) поведение. Ненормальность сказывается или в сексуальных заигрываниях, или в частых прогулах, или в постоянной лжи. «Ненормальные» руководители пытаются отделаться от ответственности и надеяться, что люди будут «покрывать» их. Они слишком встревожены, малоэффективны, и трудно понять, эти возбуждение и неуемные прихоти являются причиной или следствием их собственных проблем. Его поведение особенно проявляется в служебных командировках, т.к. он чаще напивается, грубит, скандалит.
«Ненормальный» руководитель боится ответственности и, возможно, даже при достижении успеха ведет себя неадекватно. Его аномальности желательно тщательно задокументировать, чтобы предоставить надежное свидетельство для одержания победы в случае, если он попытается лгать, чтобы защитить себя. Некоторым служащим следует иметь собственные досье по аномальным действиям руководителя; такие документы могут обеспечить убедительное доказательство их правоты в случае конфронтации.
16. «Инопланетянин». Встречается, как правило, в малобюджетных организациях. Возраст: пред- или запенсионный. Тих, неприхотлив. Чем бы он не занимался в своем кабинете – научными изысканиями, разгадыванием кроссвордов и т.п. – к служебным делам это отношения не имеет. Для подчиненных создает нечто вроде курорта в атмосфере скучного болотца с символической зарплатой. Однако имейте в виду, профессиональные навыки при начальнике типа быстро теряются.
17. «Душка-демократ». Происхождение: из бывших профсоюзных и комсомольских работников. Несколько суетлив – трудно избавиться от привычки имитировать бурную деятельность. Говорит много и гладко, обожает летучки, совещания, пятиминутки, собрания, коллоквиумы и тому подобные мероприятия. Охотно рассыпает комплименты и обещания.
18. «Карабас-Барабас». Сотрудники перед ним трепещут. «Карабас-
Барабас» для своих подчиненных – бог, царь и герой. Работать у него – это постоянные перегрузки. Он требует для себя только самое лучшее – у него


58 классный дизайнер, роскошная мебель, ультрасовременное офисное оборудование. В борьбе с «Карабасом-Барабасом» помочь могут только безупречный профессионализм, предельная выдержка и терпеливость.
Учитесь переживать неприятности по мере их поступления.
19. «Свой Парень». Молод, лохмат и стремителен. Стиль руководства – вечная тусовка. «Свой Парень» убежден в абсолютной ненужности всяких бумажек и, подшучивая, называет секретаршу «бюрократкой». Поиски важного документа на его столе занимают много времени. Несмотря на огромный соблазн быть со «Своим Парнем» на короткой ноге, рекомендуем сохранять благоразумную дистанцию. Этот тип очень психологически неустойчив.
20. «Гастролер». Работает одновременно в нескольких организациях, поэтому появляется в офисе на час-полтора и в самое непредсказуемое время. В приемной постоянно толкутся сотрудники в ожидании указаний, поставщики и партнеры, в поисках встречи с «Гастролером»…
1   2   3   4   5   6   7

Технология обращения с «трудным» руководителем
Имея дело с «трудным руководителем», Вы можете выбрать несколько приемлемых вариантов. Наиболее эффективная стратегия определяется в зависимости от типа «трудного» руководителя и Ваших собственных специфических особенностей личности и искусства управления. Ниже приведены варианты поведения, которые могут использоваться Вами в зависимости от ситуации.
Ничего не делайте. Просто продолжайте делать то, что Вы делали все время. Конечно, это уже привело к существующему положению и не обещает ничего хорошего. Однако если Ваша боязнь попытать счастья больше, чем степень Вашей неудовлетворенности, может быть, самое лучшее

позволить событиям развиваться своим чередом, ибо любой другой курс может просто
«подлить масла в огонь».
Переоцените своего руководителя. Отдельные руководители в действительности не являются «трудными». У них просто свои представления о ролях, целях или ценностях. А может оказаться, что дело в противоречии (несовместимости) индивидуальностей

таких, например, как экстраверт (человек, интересующийся только внешними предметами) и интроверт (человек, сосредоточенный на своих переживаниях); или проблема в противоречивых перспективах

таких как детально-ориентированная и противоположная ей перспектива «всей картины». Значение этих различий зависит от того, как Вы смотрите на них и как их используете; комбинация людей с перспективой видения «всей картины» и детальной перспективой может дать отличную команду, но может и вести к конфронтации.
Пересмотрите, переоцените своего руководителя.
Усовершенствуйте свой стиль. Иногда самый лучший подход

забыть о стремлении изменить руководителя и усовершенствовать собственное поведение. Конечно, у Вас должно быть желание измениться, в противном случае попытка будет неудачной. Если Вы решили измениться, попытайтесь

59 сделать только одно или два осознанных и важных изменения в Вашем подходе к работе. Измените то, что непосредственно препятствует эффективности Ваших отношений с боссом.
Поговорите с Вашим руководителем. Прежде всего Вам нужно оценить, насколько хорошей кандидатурой для диалога «один на один» является Ваш руководитель. Некоторые руководители просто не практикуют этот вид межличностного общения, в таком случае Вам лучше отказаться от этой попытки. Способен ли Ваш руководитель воспринимать критику? Является ли он (или она) заботливым человеком? Может ли он (или она) слушать?
Если Ваш руководитель является хорошим кандидатом для диалога, то попросите его о встрече, тщательно к ней подготовьтесь; задавайте имеющие смысл вопросы и понаблюдайте за его реакциями; при этом используйте обратную связь, выражая свое одобрение в тех случаях, когда сочтете необходимым. Помните, что большинство руководителей жаждут подлинной внимательной обратной связи, чтобы облегчить бремя, которое создает их трудное поведение. Если Ваш «трудный» руководитель имеет своего
«трудного» руководителя, тогда он может нуждаться в этой поддержке еще больше, чем Вы сами. Подайте ему хороший пример.
Поговорите
анонимно. Если Вы боитесь сказать руководителю о том, что
Вы думаете прямо, можете попробовать довести до него свои мысли с помощью тактичного, внимательного, но все же честного письма. Сообщение об учреждении приза «трудный руководитель месяца», вывешенное на доске объявлений, может произвести некоторый эффект, но не пытайтесь применить этот подход в маленькой фирме! Иногда анонимное сообщение является единственной приемлемой возможностью привлечь внимание.
Однако не попадитесь с поличным.
Выберите перевод (по службе). Если Вам нравится Ваша организация, но не нравится руководитель, получение перевода может быть для Вас наилучшей альтернативой. Подберите тип руководителя, которого Вы хотели бы иметь, и решите, какого типа работу Вы хотели бы делать для него.
Составьте список нескольких руководителей, с которыми Вы хотели бы работать, и прямо или косвенно «забросьте удочку» наилучшему кандидату.
Ваш нынешний менеджер должен знать о том, что Вы предпринимаете, только в том случае, если Вы уверены, что сможете успешно завершить попытку перевода.
Подойдите к вышестоящему руководителю. Эта стратегия рискованна, но она может быть эффективной. Помните, что существует большая вероятность того, что «большой руководитель» может встать на сторону Вашего руководителя. Попытайтесь определить, насколько они близки, и берегитесь, если Ваш руководитель принадлежит к его (или ее) клану. Если Вы действительно выбрали этот подход, непременно приготовьте твердые доводы. Будьте объективны и полезны, но не «продавайте» своего руководителя.