Файл: Контрольная работа по дисциплине Административное судопроизводство.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Административное судопроизводство»
Подведомственность и подсудность дел,
возникающих из административных и иных
публичных правоотношений: понятие, общие
правила определения, соотношение, виды
Студент
ЗДБЮП–16-111117 ___________________________
Преподаватель ___________________________
Владивосток 2020
Содержание
Введение 3
1 Понятие и виды судебной подведомственности 4
2 Понятие и виды подсудности 8
Заключение 11
Список использованных источников 12
Введение
В условиях существования трех ветвей судебной власти в РФ проблемы разграничения подведомственности дел судам различной юрисдикции имеют не столько теоретическое, сколько важное практическое значение, поскольку от правильного определения подведомственности во многом зависит доступ к правосудию.
Конституционное право каждого на судебную защиту посредством законного, независимого и беспристрастного суда означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно.
Поэтому статья 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом [1].
Гражданский процессуальный кодекс РФ определяет подведомственность споров судам общей юрисдикции, перечисляя категории дел, которые рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции, а также исключая из перечня те дела, которые подведомственны арбитражным судам.
Определение подведомственности является очень важным элементом, гарантирующим осуществление гражданских и иных прав.
Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанного органа или третейского суда.
Подсудность - это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.
Проблема подведомственности и подсудности гражданско-правовых споров занимает одно из самых актуальных мест в теории гражданского процесса.
В правоприменительной деятельности, вопросы подведомственности и подсудности, оказывают первейшее влияние на весь ход гражданского судопроизводства, способствуют единообразному формированию практики применения законодательства, упорядочивают процедуру разрешения споров.
В правоприменительной практике указанные институты определяют общие подходы к осуществлению правосудия, способствуют правильному пониманию и толкованию, и применению норм процессуального права.
1 Понятие и виды судебной подведомственности
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства [1].
Институт подведомственности в гражданском процессе предназначен для разграничения компетенции государственных органов, правомочных разрешать юридические споры.
Подведомственность означает отнесение вопроса к рассмотрению определенного органа, к его ведению.
Правом на разрешение юридических дел обладают различные органы. Законом закрепляется прежде всего преимущественная судебная подведомственность юридических дел. Это объясняется особым статусом судебной власти как одной из ветвей государственной власти, высоким уровнем квалификации судей, гарантиями справедливого и объективного разрешения споров.
В соответствии со ст. 17 КАС ВС РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов [2].
Судебную систему России составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.
Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства применяются разные правила.
Для неисковых дел в законе использован такой метод определения их подведомственности суду, как полное перечисление категорий дел, составляющих тот или иной вид неискового производства.
Судам подведомственны дела приказного производства по требованиям, основанным, например, на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме, на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и не датировании акцепта, совершенном нотариусом, и т.д. (ст. 122 ГПК РФ) [3].
Судам подведомственны дела особого производства. Все категории этих дел перечислены в ст. 262 ГПК РФ, всего 11 разновидностей дел.
Например, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении (удочерении) ребенка и т.д.
В законе содержится норма (ч. 2 ст. 262), в которой говорится, что к делам особого производства федеральным законом могут быть отнесены и иные дела [3].
К ведению судов общей юрисдикции относятся неисковые дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 47 ГПК РФ), дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК РФ), дела, возникающие в связи с исполнением актов судов общей юрисдикции и актов иных органов (разд. VII ГПК РФ) [3].
Суды общей юрисдикции имеют право рассматривать исковые дела с участием организаций, например, споры между общественными объединениями или споры с участием органов местного самоуправления, в то же время и арбитражные суды рассматривают споры с участием граждан-предпринимателей.
Суды могут рассматривать споры с участием двух сторон - организаций и без участия граждан, например, о ликвидации общественного объединения.
Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ) [3].
Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории экономических споров и других дел, отнесенных законом к ведению арбитражных судов, ст. ст. 27 - 33 АПК РФ [4].
Под условной подведомственностью (ее иногда называют императивной) понимается порядок рассмотрения дела, при котором обязательно досудебное обращение в какие-либо другие органы в определенной законом последовательности.
Так, трудовые споры подлежат предварительному рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам.
Для многих административных дел закреплено обязательное досудебное обращение в вышестоящий по отношению к принявшему решение орган или к должностному лицу.
По многим категориям дел установлен обязательный предварительный претензионный порядок урегулирования споров.
Смешанная подведомственность объединяет в себе характеристики, свойственные нескольким другим видам подведомственности.
Так, в соответствии с абз. 1 ст. 4 Закона об обжаловании в суд действий и решений гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
Таким образом, можно выделить следующие критерии, устанавливающие подведомственность дела определенным органам:
- характер спорного правоотношения, т.е. содержание спора. Так, ст. 22 ГПК закрепляет круг дел, относящихся к компетенции суда;
- субъектный состав правоотношения. Особую важность субъектный состав приобретает при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- спорность или бесспорность спора определяет необходимость предварительного разрешения спора или возможность непосредственной реализации исполнительным органом прав гражданина;
- наличие или отсутствие соглашения между сторонами спора о предварительном досудебном порядке урегулирования спора или о передаче спора на рассмотрение определенного органа характеризует возможность немедленного обращения в суд за защитой нарушенного права;
- характер оспариваемого акта (нормативный или ненормативный) определяет необходимость обращения в конституционные, арбитражные суды либо суды общей юрисдикции;
- уровень органа, принявшего акт, определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен [3].
Общий круг дел, относимых к судебной подведомственности, закреплен в ч. 1 ст. 22 ГПК.
К категориям дел, рассматриваемым судами общей юрисдикции, относятся:
- исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
- дела по требованиям, разрешаемым в порядке приказного производства;
- дела, возникающие из публичных правоотношений;
- дела особого производства;
- дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
- дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Виды подведомственности.
1. В зависимости от органа, наделённого юрисдикционными полномочиями:
- судебная (система судов общей юрисдикции);
-. арбитражная (система арбитражных судов);
-. альтернативная, негосударственная (третейские суды);
- административная (органы исполнительной власти).
2. В зависимости от характера правил, которые регулируют подведомственность:
- общую;
-. специальную.
3. В зависимости от количества органов, которые управомочены на разрешение одних и тех же дел:
1. единичная (исключительная) – это когда рассмотрение конкретного юридического дела отнесено к компетенции одного юрисдикционного органа, этот орган указан в законе;
2. множественная – различными органами. В зависимости от способа выбора:
1) альтернативная подведомственность – она допускает разрешение определённой категории дел одним из нескольких указанных в законе юрисдикционных органов по выбору заинтересованного лица.