Файл: Контрольная работа по дисциплине Административное судопроизводство.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) договорная подведомственность – она означает, что дело может быть рассмотрено не в одном, а в нескольких юрисдикционных органах по выбору спорящих сторон на основании договора. Гражданские дела могут быть переданы по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда до принятия судом I инстанции судебного постановления [3].
2 Понятие и виды подсудности
Правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.
Общим для всех судов является их право разрешать административные дела в качестве суда первой инстанции. Однако каждый из них вправе разрешать лишь те дела, которые отнесены законом к его компетенции.
В связи с этим возникает необходимость четко определить полномочия судов на рассмотрение административных дел по существу, что достигается с помощью правил подсудности.
Правила подсудности гарантируют реализацию ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом [1].
В отличие от подведомственности, с помощью которой разграничиваются полномочия на разрешение административных дел между различными юрисдикционными органами, подсудность разграничивает компетенцию между различными судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ.
Подсудность представляет собой процессуальный институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами внутри судебной системы.
В этом состоит главное отличие подсудности от подведомственности, которая регулирует относимость юридических дел к различным правоохранительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение.
В зависимости от рода подлежащих разрешению дел и от территории, на которой действует тот или иной суд, принято различать подсудность родовую, или предметную, и территориальную, или пространственную (местную).
1. Родовой (предметной) считается подсудность дел судам, относящимся к различным звеньям судебной системы.
С ее помощью разграничивается компетенция районных судов, судов, образованных на уровне субъектов РФ и ВС РФ. Это достигается путем отнесения к ведению каждого звена судебной системы административных дел строго определенного рода по предмету спора [5].
Виды родовой подсудности:
1. Вертикальная подсудность – устанавливает разграничение полномочий между органами разных звеньев:
- между федеральными и региональными судами;
- между федеральными судами разных звеньев.
2. Горизонтальная подсудность – устанавливает разграничение полномочий между органами одного звена:
- между военными и невоенными судами;
- между коллегиальным и единоличным составом суда.
В качестве квалифицирующих признаков предметных полномочий военных судов выступают статус субъектов спора и характер дела. Поэтому по общему правилу военным судам подсудны дела с участием военнослужащих и органов военного управления, связанные с военной службой.
Вторая разновидность горизонтальной родовой подсудности определяет порядок разграничения предметных полномочий между судьей и судом как органами единоличной и коллегиальной компетенции.
2. Территориальной (пространственной) называется подсудность дела суду в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность данного суда. С ее помощью разграничивается компетенция однородных судов (одного звена судебной системы). КАС подразделяет территориальную подсудность на общую, альтернативную, исключительную и подсудность по связи дел [2].
В связи с особым характером дел административного судопроизводства в КАС стороны спора не вправе использовать договорную подсудность.
Общая территориальная подсудность (ст. 22 КАС) определяется местом жительства или местом нахождения ответчика [2].
Гражданским процессуальным законодательством предусмотрены пять видов территориальной подсудности: общее правило территориальной подсудности, альтернативная, исключительная, договорная и подсудность по связи дел.
а) Общее правило территориальной подсудности содержится в ст. 28 ГПК.
Сущность этого правила заключается в том, что иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика, а иск к организации - по месту нахождения организации.
б) Альтернативная подсудность, или подсудность по выбору истца, регулируется ст. 29 ГПК [3].
Подсудность этого вида предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более чем двух судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу.
Альтернативная подсудность предусмотрена для исков, возникающих из договоров, в которых указано место исполнения. Эти иски могут быть предъявлены и по месту исполнения договора.
в) Исключительная подсудность, так – же, как и альтернативная, является разновидностью территориальной подсудности.
Сущность исключительной подсудности заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать.
Так, в соответствии со ст. 30 ГПК иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста, предъявляются по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества [3].
г) Договорная подсудность. Ее иногда называют добровольной. По общему правилу территориальная подсудность не может быть изменена, в силу чего соблюдение правил, регулирующих подсудность, является одним из условий надлежащего осуществления права на предъявление иска.
Однако в соответствии со ст. 32 ГПК стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела до принятия его судом к своему производству.
д) Подсудность по связи дел предусмотрена ст. 31 ГПК [3].
В судебной практике нередки такие ситуации, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.
Подсудность таких дел регулируется специальными правилами, не совпадающими с правилами общей, альтернативной и исключительной подсудности.
Возможность объединения нескольких заявленных требований в одно производство обусловливается обстоятельствами объективного характера, объективной связью.
Например, иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется по месту жительства или нахождения одного из ответчиков по выбору истца.
Это правило в известной мере аналогично правилам, предусмотренным в ст. 29 ГПК.
Соглашения о подсудности должны заключаться исключительно в письменной форме. Соглашение о подсудности может быть, как составлено в виде отдельного документа, так и включено в виде соответствующего условия в иной договор.
Значение - дает возможность определить, какому суду из юридически равноценных с точки зрения предметных полномочий (родовой подсудности) подсудно конкретное юридическое дело.
Заключение
Понятие «подведомственность» в российском процессуальном праве означает предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других государственных или негосударственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы, относимость споров о праве или иных дел к ведению различных государственных либо негосударственных органов, полномочных разрешать эти споры и дела.
В рамках данного понятия определяются возможные правовые пути разрешения конфликтов или защиты юридических интересов, дается ответ на вопрос, какая ветвь судебной власти или иные органы государственной власти либо негосударственные учреждения могут рассмотреть соответствующее дело и принять по нему решение, подлежащее принудительному исполнению.
Правильное определение подведомственности - первый шаг, который необходимо сделать истцу (заявителю) в целях возбуждения соответствующего производства о рассмотрении дела по иску (заявлению, жалобе) по существу.
Неправильное определение подведомственности ведет к затягиванию восстановления нарушенных прав или охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, так как от момента подачи соответствующего иска (заявления, жалобы) до вынесения судом, арбитражным судом или иным государственным органом вердикта о том, что дело не подлежит рассмотрению в данном суде, арбитражном суде или государственном органе, может пройти месяц, а то и больше.
Подсудность - это относимость подведомственных судам дел к ведению определенного суда.
Нормы, регулирующие относимость дел к ведению определенных судов, образуют самостоятельный правовой институт. Он выполняет очень важную роль в практической деятельности судов.
Общие принципы подсудности заключаются в следующем:
- учреждение, наделённое судебной властью, не должно принимать к своему рассмотрению судебных дел, подведомственных юрисдикции другого учреждения;
- решение, постановленное некомпетентным учреждением, считается недействительным.
Подсудность определяется положением, в котором находятся обстоятельства дела ко времени предъявления иска. Последующие изменения не имеют значения. Отсюда общее начало: где дело началось, там оно должно быть и окончено.
Список использованных источников
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (изм. и доп. от 14.03.2020г) // СПС «КонсультантПлюс» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198794/ (дата обращения 15.09.2020г)
2 Кодекс административного судопроизводства: федеральный закон от 08.03.2015г № 21 - ФЗ (ред. от 27.03.2020г) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_654387/ (дата обращения 15.09.2020г)
3 Гражданский процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 14.11.2002г. № 138 - ФЗ (ред. от 26.07.2020г) // СПС «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_159873/ (дата обращения 15.09.2020г)
4 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95 – ФЗ (ред. от 25.06.2020) // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (дата обращения 15.09.2020г)
5 О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996г. № 1 – ФКЗ (ред. от 30.10.2019г) // СПС «Консультант - Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156543 / (дата обращения 15.09.2020г)