ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Описанные выше ситуации отвечают практически всем дидактическим принципам:
-
научности: наряду с практической деятельностью учащихся на уроке преобладает теоретические знания; -
обучения быстрым темпом: благодаря лучшей усваимости материала увеличивается и темп его подачи; -
связи педагогического процесса с жизнью: ознакомление учащихся с величинами происходит с опорой на имеющийся у них жизненный опыт в результате их практической деятельности с предметами. Здесь прослеживается связь математики с жизнью; -
наглядности: уделяется большое внимание наглядности:
модели мерок, фигуры вырезанные из бумаги, таблицы. Многие наглядные материалы дети изготовляют сами или с помощью учителя.
В процессе выполнения подобных заданий происходит развитие учащихся. Оно во многом зависит от той деятельности, которую дети выполняют в процессе обучения. Эта деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Они тесно связаны между собой, но в зависимости от того, какой вид преобладает, обучение оказывает различное влияние на развитие детей. Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает ее, понимает, запоминает, а затем воспроизводит. Основная цель такой деятельности – формирование у школьников знаний, умений и навыков, развитие внимания и памяти.
Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Эти мыслительные операции принято называть логическими приёмами мышления или приёмами умственных действий.
Включение этих операций в процесс усвоения математического материала – одно из важных условий построения развивающего обучения. Постановка проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе является хорошей основой для формирования и развития логических приёмов мышления.
2.1 Организация эксперимента и его результаты
Опытная работа проводилась в школе №32 г. Севастополя в 1 классе по традиционной программе.
Опытная работа имеет цель:
-
- формирование у учащихся умения различать такие понятия как величина и её численное значение; -
- формирование у учеников навыка перехода от единиц измерения длины одного наименования к единицам измерения длины двух наименований и наоборот; -
закрепление умений пользоваться инструментами для измерения величины.
Опытная работа состоит из трёх этапов:
1. Констатирующий эксперимент.
2. Обучающий эксперимент.
3. Контрольный эксперимент.
Каждый из этапов имеет свои цели.
1) Констатирующий эксперимент.
Цели:
- выявить пробелы в знаниях учащихся по данной теме;
- выявить трудности при изучении данной темы и их причины.
При проведении констатирующего эксперимента учащимся была предложена следующая работа:
Задание № 1. Перевод единиц измерения длины одного наименования в единицы измерения длины двух наименований и наоборот.
Задание № 2. Определить, не измеряя какой из предложенных отрезков длиннее.
Задание № 3. Измерить с помощью линейки длину отрезка.
В ходе проверки работы было выявлено следующее: дети не умеют переводить единицы измерения длины одного наименования в единицы измерения длины двух наименований и наоборот, измерять длину отрезка с помощью линейки.
Умение | Всего учащихся | Умение сформированно | Умение не сформированно |
Перевод единиц | 31 | 4 | 27 |
Измерение линейкой | 31 | 7 | 24 |
В процентном соотношении.
Умение | Всего учащихся % | Умение сформированно % | Умение не сформированно % |
Перевод единиц | 100 | 13 | 87 |
Измерение линейкой | 100 | 23 | 77 |
Причиной выявленных пробелов знаний учащихся является следующее:
а) маленькое количество упражнений на закрепление данной темы,
б) отсутствие развивающих упражнений при введении и закреплении данной темы,
в) отсутствие постановки учебной задачи при введении новых единиц измерения изучаемой величины,
г) отсутствие упражнений, направленных на формирование навыка использования инструментов для измерения величин.
2) 0бучающий эксперимент.
Цели:
-
устранение пробелов в знаниях учащихся по данной теме с использованием развивающих упражнений; -
формирования навыка использования инструментов для измерения величин (линейка); -
закрепление умений перевода единиц измерения длины одного наименования в единицы измерения длины двух наименований и наоборот.
В ходе проведения обучающего эксперимента было проведено два урока по теме: «Длина и ее измерение» и «Единицы измерения длины».
Результаты контрольного эксперимента показали улучшения умений учащихся.
Умение | Всего | Сформировано | Несформировано |
Перевод единиц | 31 | 26 | 5 |
Измерение линейкой | 31 | 30 | 1 |
В процентном соотношении:
Умение | Всего % | Сформировано % | Несформировано % |
Перевод единиц | 100 | 84 | 16 |
Измерение линейкой | 100 | 97 | 3 |
Учащиеся практически не допускали ошибок. Это говорит о том, что постановка проблемных заданий, упражнения развивающего характера и практическая деятельность учащихся значительно увеличивает качество знаний, помогает детям более осознанно подходить к изучаемому вопросу.
Количество учеников, у которых сформировано умение переводить единицы измерения длины одного наименования в единицы измерения длины двух наименований и наоборот увеличилось в 6,5 раз.
Количество учеников, у которых сформировано умение измерять отрезки с помощью линейки, увеличилось в 4,2 раза.
Заключение
В процессе написания работы была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме «Величины» и их измерения. Изучая основы развивающего обучения, было установлено, что:
величины, как свойства объектов, обладают ещё одной особенностью – их можно оценивать количественно. Для этого величину нужно измерить. Измерение – заключается в сравнении данной величины с некоторой величиной того же рода, принятой за единицу;
величины, которые вполне определяются одним численным значением, называются скалярными величинами. Такими, к примеру, являются длина, площадь, объём, масса и другие. Кроме скалярных величин, в математике рассматривают ещё векторные величины. Для определения векторной величины необходимо указать не только её численное значение, но и направление. Векторными величинами являются сила, ускорение, напряжённость электрического поля и другие;
в начальной школе рассматриваются только скалярные величины, причём такие, численные значения которых положительны, то есть положительные скалярные величины;
измерение величин позволяет свести сравнение их к сравнению чисел;
в ходе развивающего обучения используются различные упражнения, задачи, вопросы, задания, развивающее обучение имеет свою структуру, а так же способы её организации, подготовка урока при развивающем обучении тоже имеет свою структуру.
Так как развивающее обучение это дидактическая система, то только знания теоретических основ развивающего обучения сможет помочь учителю в его организации. Анализ методической литературы по вопросу использования проблемных ситуаций на уроках математики показал что:
развивающее обучение возможно на уроках математики, применение развивающего обучения возможно при изучении некоторых вопросов курса математики, разработаны развивающие упражнения, используемые на уроках математики, по теме «Величина и её измерение», при обучении возможны индивидуальная, коллективная и групповая формы работы учащихся. Было установлено, что изучение темы «Величина и её измерение» в начальных классах возможно с использованием развивающих упражнений. Была выдвинута гипотеза:
Учебная деятельность по изучению тем: «Длина отрезка» и «Единицы измерения длины» организованная с помощью развивающего обучения, обеспечивает высокое качество знаний и умений учащихся. Для подтверждения данной гипотезы было организовано экспериментальное обучение младших школьников. Была подобрана и составлена система упражнений развивающего характера.
Для контроля за ходом исследования была проведена проверочная работа. Содержание работы было подобрано в соответствии с программными требованиями по данному вопросу курса математики. Результат проверочной работы показал, что важнейшие умения по теме: «Величина и её измерение» сформированы у большинства учащихся экспериментального класса. Причина этого в использовании развивающих упражнений на уроках математики. Кроме того, наблюдая за деятельностью детей, было обнаружено, что дети лучше стали выполнять задания,
связанные с анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Следовательно, можно сделать вывод, что использование развивающих упражнений и заданий при изучении темы: «Величина и её измерение» повышают качество знаний учащихся, способствуют развитию умственных действий школьников.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, в основном подтвердилась.
Результаты показали перспективность выполнения работы и использовании на практике.
Список литературы
-
Анипченко З. А. Задачи, связанные с величинами и их применение в курсе математики в начальных классах. М.: 1997г. С. 2–5. -
Александров А. Д. Основания геометрии. Изд. «НАУКА» Новосибирск, 1987г. 292 с. -
Вапняр Н. Ф., Пышкало А. М., Янковская Н. А. Тетрадь по математике для 1-го класса 1-3,7-е изд. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1983г. С. 17. -
Волкова С. И. «Карточки с математическими заданиями и играми» для 2-го класса 1-4: Пособие для учителей. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990г. С. 32–36. -
Глазырина М. М. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н.Москва, 1994г. -
Зимняя И. А. «Педагогическая психология»: Учебное пособие 2-е изд. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003 г. 544 с. -
Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. Ярославль: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997г. С. 53, 141. -
Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972г. С. 90–106 -
Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. Б. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1989г. (1-4) 2 класс. С. 165. -
Моро М. И., Вапняр Н. Ф. «Карточки с математическими заданиями и играми» для 2-го класса 1–4: Пособие для учителей 2-е изд. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1990г. С. 17, 101. -
Моро М. И., Степанова С. В. Математика: 2 класс. Учебник для четырёхлетней начальной школы 3-е изд. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1988г. С. 12. -
Петерсон Л. Г. Математика, 1 класс, часть 1, 2, 3, 4: Учебник для 1-го класса. «Баласс», «С-инфо», 1996г. -
Петерсон Л. Г. Математика, 2 класс, часть 1, 2, 3, 4:Учебник для 2-го класса. «Баласс», «С-инфо», 1996г. -
Петерсон Л. Г. Математика, 3 класс, часть 1, 2, 3, 4: Учебник для 3-го класса. «Баласс», «С-инфо», 1996г. -
Рубенштейн С. Л. «Проблемы общей психологии». М.: ПРСВЕЩЕНИЕ. 1973г. С. 15, 27, 50 -
Степанова С. В. Тема «Величины» в курсе математики для 2-го класса. ж. Начальная школа. № 8. 1989 г. С. 80. -
Смирнов С. И. и другие. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. М.: изд. дом «АКАДЕМИЯ». 1998г. С. 309. -
Стойлова Л. П., Пышкало А. М. Основы начального курса математики. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1988г. С. 302, 439, 442.