ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правовые основы провозглашения государственного суверенитета Белорусской ССР.
Политика перестройки создала новую социально-политическую ситуацию, но не предотвратила кризис тоталитарной системы. Во второй половине 80-х гг. резко обострились в СССР национальные проблемы, резко ухудшилось экономическое положение. В СССР начали доминировать центробежные тенденции. . Суверенитет не означал разрыва многосторонних связей с другими республиками. Напротив, в конце 1990 г. и в 1991 г. были подписаны договора о сотрудничестве с Россией, Украиной, Казахстаном. Для сохранения Союза М.С. Горбачевым были предприняты ряд мер. В марте 1991 г. проводится референдум. Официально участие в нем приняли девять республик (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении, Молдовы). Из 196 млн. жителей СССР в референдуме участвовало 80%, большинство из них высказалось за сохранение Союза. (76,4%).В конце апреля 1991 г. в подмосковной резиденции Ново-Огарево было подписано соглашение Президента СССР и высших представителей девяти республик («9+1») об ускорении заключения нового союзного договора. В целом этот проект носил компромиссный характер. Распад СССР ускорили события, которые произошли в Москве с 18 по 21 августа 1991 г. Группа высших государственных лиц (Г. Янаев, Ю. Павлов, Б. Пуго, В. Крючков) создали ГКЧП, провозгласили о болезни М. Горбачева и о переходе всей полноты власти в их руки. Однако эта политика государственного переворота оказалась неудачной. В Минске 25 августа 1991 г. была созвана 5-я внеочередная сессия Верховного Совета БССР на которой был принят Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете БССР». Принято Постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР». В собственность республики перешло общесоюзное имущество. 17 – 19 сентября проходила 6-я внеочередная сессия Верховного Совета. На ней рассматривался Закон «О названии БССР». Принято решение о переименовании БССР в Республику Беларусь. Принят Закон «О Государственном флаге Республики Беларусь», Закон «О Государственном Гербе Республики Беларусь». Статус суверенного государства потребовал разработки новой внешнеполитической концепции. Верховный Совет и правительство приняли план всестороннего международного сотрудничества. Республика Беларусь стала руководствоваться в своей внешней политике принципами суверенного равенства государств, неприменения силы и отказа от угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования противоречий, невмешательства во внутренние дела и другими общепринятыми нормами международного права. Беларусь объявила себя нейтральным и безъядерным государством. К середине 1994 г. суверенную Республику Беларусь признали 123 государства. Дипломатические отношения были установлены с 97 странами. Беларусь стала равноправным участником Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписав заключительный акт СБСЕ в Хельсинки, вступила в другие международные организации. Наряду с этим были заключены двусторонние договоры с суверенными государствами — членами СНГ, приняты декларации о принципах добрососедских отношений с Литвой, Латвией и Эстонией.
-
Конституция Республики Беларусь 1994 года – основа формирования правовой системы суверенного государства.
15 марта 1994 года в РБ была принята Конституция. Согласно дополнениям и изменениям к Конституции1994 г., принятым в ноябре1996 г., Президент РБ является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в сношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Беларуси, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Парламент - Народное собрание Беларуси - представительным и законодательным органом. Парламент состоит из: Палаты представителей и Совета Республики. В функции Палаты представителей входит: рассмотрение проектов законов, назначение выборов Президента, согласие на назначение премьер-министра, отставку Президента, отмену распоряжений Председателя Палаты представителей и т.д. В функции Совета Республики входит: одобрение или отклонение принятых Палатой представителей проектов законов о внесении дополнений в Конституцию, избрание судей Конст. Суда и т.д. Исполнительную власть – Правительство: Совет Министров – центр. орган гос упр. Подотчетно Президенту, ответственно перед Парламентом РБ, руководит системой подчиненных ему органов государственного управления. Состоит из премьер-министра, его заместителей и министров. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов. Высшая судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам: Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Хозяйственному Суду. Гос. контроль за использованием республиканского бюджета, государственной собственности, исполнением актов Президента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля. Надзор за точным исполнением законов, декретов и иных нормативных актов осуществляет прокуратура. Национальный банк регулирует кредитные отношения. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей (ст. 99).
-
Система государственных органов Республики Беларусь в соответствии с Конституцией 1994 г. (с изменениями и дополнениями).
15 марта 1994 года в республике Беларусь была принята Конституция. Согласно дополнениям и изменениям к Конституции 1994 г. принятым в ноябре 1996 г., Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Беларуси, прав и свобод человека и гражданина. Президент принимает меры по охране суверенитета Беларуси, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Парламент - Народное собрание Беларуси - является представительным и законодательным органом. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. В функции Палаты представителей входит: рассмотрение проектов законов, назначение выборов Президента, она дает согласие на назначение премьер-министра, отставку Президента, отмену распоряжений Председателя Палаты представителей и т.д. В функции Совета Республики входит: одобрение или отклонение принятых Палатой представителей проектов законов о внесении дополнений в Конституцию, избрание судей Конституционного Суда, принятие решения о роспуске местных Советов депутатов, он отменяет решения местных Советов депутатов, которые не соответствуют законодательству и т.д. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство: Совет Министров - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом РБ. Правительство руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов. Высшая судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам: Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Хозяйственному Суду. Государственный контроль за использованием республиканского бюджета, государственной собственности, исполнением актов Президента, Правительства и других государственных органов осуществляет Комитет государственного контроля. Надзор за точным исполнением законов, декретов и иных нормативных актов всеми государственными органами, предприятиями, должностными лицами и гражданами осуществляет прокуратура. На нее также возлагается надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. Возглавляется прокуратура Генеральным прокурором, который назначается Президентом с согласия Совета Республики. Национальный банк регулирует кредитные отношения,
денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом с согласия Совета Республики.
-
Развитие законодательства Республики Беларусь в 1990 – 2020-ые гг.
В 90-е годы право как регулятор общественных отношении стало использоваться в Республике Беларусь значительно полнее и оперативное. На его развитие оказали влияние не только процессы, происходящие в экономике, социальной сфере и политике республики, но и тенденции развития как СНГ, так и зарубежных стран. При правовом регулировании различных сфер общественной и государственной жизни в республике учитывался накопленный на данный период человеческой цивилизации мировой опыт, принимались во внимание нормы международного права. В развитии права этого периода можно выделить три тенденции: интенсивное обновление текущего законодательства с целью его приспособления к новым условиям социально-экономической и политической жизни республики; кодификация права и приведение норм национального права в соответствие с нормами международного права. Из трех названных тенденций первая является наиболее действенной и результативной, так как именно она позволяет быстро вносить изменения в действующее законодательство. Что же касается кодификации права, то являясь процессом постоянным, в настоящее время она мало результативна. Только некоторые отрасли законодательства кодифицированы (конституционное, таможенное), хотя по многим из них уже подготовлены проекты соответствующих кодексов, которые даже в первом и во втором чтении были рассмотрены в Парламенте страны, но не приняты (уголовный, гражданский, налоговый, жилищный и другие кодексы). Таким образом, право Республики Беларусь, интенсивно обновляясь, развивается, используя более широкий круг источников: текущее национальное законодательство, модельные кодексы СНГ, международно-правовые акты. Для решения поставленных задач в течение первого десятилетия после обретения независимости Президентом Республики Беларусь был принят ряд актов, направленных на совершенствование нормотворческой деятельности. В частности, в целях повышения уровня подготовки проектов нормативных правовых актов, создания единой
республиканской системы законопроектной деятельности, а также совершенствования государственной системы правовой информации Республики Беларусь были созданы Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь и Национальный центр правовой информации, нормативно закреплен порядок опубликования и вступления актов в силу, создан Национальный реестр правовых актов и эталонный банк данных правовой информации, началась работа по формированию Свода законов Республики Беларусь. Достижением белорусской правовой политики можно считать введение с 1998 года планирования в подготовку законопроектов, которое оказало положительное влияние на системное развитие законодательства. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», а также Правила подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359, позволили окончательно сформировать законодательство в области нормотворчества и повысить уровень правовой культуры в государстве и обществе. На законодательном уровне нашли закрепление основные принципы нормотворчества, были определены виды и иерархия нормативных правовых актов, Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов были установлены единые требования к подготовке всех видов проектов нормативных правовых актов. Кроме того, законодательство о труде идет по пути усиления персональной ответственности работника за результаты своего труда. В первую очередь можно отметить ряд законодательных актов, принятых в последнее полугодие Главой государства. Это декреты Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Указанные законодательные акты направлены на усиление ответственности граждан за свое благополучие и обеспечение нормальных условий жизни членов своей семьи, на стимулирование работников к высокопроизводительному труду, бережному отношению к своей работе.Важным направлением совершенствования семейного законодательства является обеспечение защиты прав и законных интересов детей. В частности, благодаря принятию Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» была сформирована действенная система не только оперативного реагирования на нахождение ребенка в сложной жизненной ситуации и его дальнейшего устройства, но и применения различных мер воздействия к родителям, не выполняющим свои обязанности по воспитанию и содержанию детей. Сегодня можно с уверенностью сказать, что в нашей стране создан прочный фундамент для дальнейшего развития права, к положительным моментам которого относятся: оперативность правового реагирования на изменяющиеся общественные потребности; следование принципам системности, комплексности, стабильности правового регулирования общественных отношений,