Файл: Prдеятельность библиотеки на современном этапе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: PR-деятельность библиотеки на современном этапе
Введение

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ БИБЛИОТЕК

1.1 Понятие, сущность и задачи библиотечной рекламы

1.2 Законодательные основы PR-деятельности библиотеки

1.3 Технологии PR-деятельности современной библиотеки

ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ РЕКЛАМЫ

2.1 Классификация и видовые особенности библиотечной рекламы

2.2 Внешняя реклама библиотек на современном этапе

2.3 PR-деятельность как фактор развития библиотеки

Заключение

Список использованной литературы и источников

Введение
Современная библиотека находится в активном поиске новых форм обслуживания и информирования читателей, путей выхода из привычных рамок. Библиотека стремится стать частью повседневной культуры современного общества. Совершенно очевидно, что без знания законов, правил и требований, предъявляемых к современной рекламе, информирование потенциальных и уже имеющихся читателей об информационной и культурно-просветительской деятельности библиотеки невозможно. Библиотекам необходима тщательная и вдумчивая работа над собственным стилем, который сделал бы библиотеку не только узнаваемой, но и привлекательной для читателя. Этим обусловлена актуальность данной курсовой работы.

В новых экономических и культурных условиях недостаточные темпы роста объемов реализации имеющихся информационно-библиотечных услуг требуют рационального подхода к деятельности библиотек по продвижению данных услуг к потребителям. Библиотекам XXI в. важно не только сохранить реальных потребителей, но и привлечь новых, сделать так, чтобы предлагаемые услуги и имеющиеся ресурсы востребовались местным сообществом в максимально полном объеме. Необходимо подчеркивать регулярность и бесплатность предоставления такой информации – пользователь должен постоянно чувствовать наше внимание к нему.

Степень изученности темы. В современном библиотековедении активно развивается теория и практика библиотечной рекламы и деятельности Public Relations. Поэтому для данной работы являются очень важными современные труды в области теории и практики PR-деятельности и рекламы, например, учебное пособие, составленное Е. А. Сазоновым . Также для данной курсовой работы очень важно пособие под редакцией В. А. Коноваленко . В качестве ведущих авторов в области именно библиотечной рекламы можно назвать Е. В. Балашеву, В. К. Клюева, С. И. Головко. В их трудах рассматриваются основные аспекты библиотечной рекламы и связей с общественностью, в том числе формы продвижения к читателям фондов ценных и редких книг. Продвижению библиотек в социальных сетях посвящены работы Е. А. Шибаевой, Е. Линдеман. Ими выявлены особенности поведения библиотеки в социальных сетях. А. О. Федоровым даны ценные практические советы по созданию, оформлению и наполнению библиотечных групп в социальных сетях, способам и методам привлечения читателей в эти группы. Им же сделаны выводы о том, что присутствие читателя в социальной сети и его подписка на обновления библиотеки еще не означает то, что он придет в библиотеку не в виртуальном мире, а в реальности. Исходя из степени изученности темы, автором были определены следующие цель и задачи работы.


Цель – выявить особенности PR-деятельности библиотеки на современном этапе. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи работы:

• Охарактеризовать понятие, сущность и задачи библиотечной рекламы;

• Определить законодательные основы PR-деятельности библиотеки;

• Охарактеризовать основные направления PR-деятельности библиотек;

• Дать характеристику основным технологиям PR-деятельности современной библиотеки; • Выявить видовые особенности и классификацию библиотечной рекламы;

• Охарактеризовать внешнюю рекламу библиотеки;

• Выявить особенности библиотечного дизайна и внутренней рекламы библиотеки;

• Дать характеристику цифровым технологиям и их использованию в PR-деятельности библиотеки на современном этапе;

• Охарактеризовать PR-деятельность библиотеки как фактор ее развития.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, в которые входят по три параграфов соответственно, заключения и списка использованной литературы.  
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ БИБЛИОТЕК

    1. Понятие, сущность и задачи библиотечной рекламы


Сегодня библиотечное окружение, среда, в которой существуют библиотеки, претерпевает значительные изменения. Документы, фонды и каталоги библиотек становятся электронными. Библиотечные пользователи выступают в качестве потребителей - со своими ожиданиями, разнообразными потребностями и свободой выбора. И мы, библиотекари, должны помочь им не только получить нужную им информацию, но и обучить их работать с современными электронными базами данных. Эти и другие изменения побуждают предпринимать усилия по информированию реальных и потенциальных пользователей и общественности о новой миссии, новом облике и информационных услугах обслуживающих их библиотек.

Для этих целей в библиотеках создаются информационные службы и отделы рекламы и связи с общественностью, в задачи которых входит организация маркетинговых коммуникаций или продвижения библиотечных услуг.

Социологические исследования показывают, что нередко библиотека в глазах современной молодежи выглядит своего рода анахронизмом, пристанищем консерватизма, а образ библиотекаря ассоциируется чуть ли не с чеховским «человеком в футляре». Значительная часть населения рассматривает публичную библиотеку в лучшем случае как место, где можно получить нужную книгу или связанную с ней информацию. Долгие годы библиотека выступала еще и своеобразным

придатком системы политического просвещения, что также не добавило ей популярности. Такое отношение вызывает не только справедливое негодование, но и желание объявить войну отжившим свой век стереотипам, принижающим социальный статус и престиж такого уникального социального института, как библиотека, обесценивающим его многовековую историю и заслуги последних дней.

Под продвижением понимаются различные формы информации, убеждения пользователей или напоминания об услугах и продукции библиотеки.

Основные задачи продвижения библиотечных услуг - это формирование престижного образа библиотеки, информирование пользователей о новых услугах, о времени, месте и условиях их предоставления.

Важнейшей формой продвижения библиотечных услуг является библиотечная реклама как информация о библиотеке, ее услугах и продукции с целью оповещения о ней реальных и потенциальных пользователей и стимулирования спроса на эти услуги и продукты.

Целью библиотечной рекламы является повышение популярности библиотеки и спрос на ее ресурсы и услуги.

Особенность библиотечной рекламы заключается в том, что это, прежде всего, информация о фондах библиотеки, о ее возможностях удовлетворять информационные потребности различных групп пользователей и требования для ее организации очень велики. Ведь библиотечная реклама одновременно обладает свойствами, присущими рекламе в целом, и реализует специфические задачи библиотечной политики. Соединение этих двух начал образует новое качество обслуживания.

Функции библиотечной рекламы и ее направления в сложной системе управления библиотекой рассчитаны на привлечение внимания к услугам библиотеки и ее интеллектуальной продукции, заинтересовать пользователей и убедить их воспользоваться рекламируемой услугой, стимулировать использование библиотечных услуг.

По определению, данному профессионалами, рекламная кампания - это комплекс рекламных мероприятий, объединенных целью (целями), для реализации маркетинговой стратегии рекламодателя путем побуждения заданного круга потребителей к действию с помощью рекламных обращений. Рекламная кампания содержит в себе все элементы системы управления рекламной деятельностью: планирование, организацию и контроль.

При правильной организации реклама очень эффективна. Но для того, чтобы реклама работала, нужно разработать стратегию рекламной кампании. Особенно это важно для того, чтобы разумно и экономно направить средства, выделенные библиотеками на рекламную компанию. Основной источник разработки стратегии рекламной кампании - общая программа деятельности организации. Исходя из этого и формируются цели рекламной кампании.


Результаты от такой рекламной кампании могут привести к внедрению и распространению новых услуг, предоставляемых библиотеками, к стимулированию пользователей к чтению, или увеличению посещаемости мероприятий, к созданию благоприятного образа библиотеки в регионе и за его пределами, к обеспечению стабильности представлений о данной библиотеке у ее читателей, коллег и партнеров.

В соответствии с законом библиотечную рекламу определяют, как не коммерческую, а социальную. Она не содействует коммерческим сделкам, но способствует распространению общезначимых идей, общественных ценностей, а также формирует положительное отношение потребителей к институту рекламы как таковому.



    1. Законодательные основы PR-деятельности библиотеки


Вопрос законодательного обеспечения деятельности в PR является одним из решающих для дальнейшего развития PR в России. Сегодня законодательство в этой сфере находится на начальной стадии формирования, что обусловлено не только интенсивной динамикой институциональной эволюции PR и низкими темпами развития законодательства, но и спецификой такого нового для России явления, как PR. Универсальность PR-технологий, возможность их эффективного применения в различных сферах взаимодействия многочисленных общественных и государственных институтов представляют определенные трудности для законодателей.

Очевидно, что невозможно издать единый законодательный акт, охватывающий всю сферу применения PR-технологий. Поэтому в большинстве случаев PR-практика регулируется косвенно, т.е. через смежные области деятельности. Используются положения таких законодательных актов, как законы «О рекламе», «О средствах массовой информации», «Об общественных объединениях», «Об основных гарантиях избирательных прав», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» и др., некоторые положения Уголовного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ.

Одним из немногих актов, законодательно признающих и закрепляющих появление и существование в России связей с общественностью, является закон «Об Управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью», утвержденный 15 октября 1996 г. и призванный обозначить статус, основные функции и задачи Управления, регулировать вопросы взаимодействия с другими структурами Администрации Президента, а также с федеральными органами исполнительной, законодательной и судебной власти, органами власти субъектов РФ.


В России каждый работник сферы PR должен знать :

1. Закон «Об информации, информатизации и защите информации».

Основным полем деятельности PR-специалиста является информация. И одна из задач PR-службы любой организации – накапливать всевозможные сведения как о государственных учреждениях, общественных организациях, предприятиях, партнерах и конкурентах, так и их руководителях. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует права физических и юридических лиц «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

При этом Федеральный закон «О государственной тайне» содержит большой перечень сведений, сбор и распространение которых запрещены. Несомненно информация о привычках, увлечениях, вкусах топ-менеджеров сторонних организаций может и должна использоваться в ходе переговоров, организации презентаций, лоббировании, других PR-мероприятий. Но и в этом случае законодатели предусмотрели ограничения. Так Законом «Об информации, информатизации и защите информации» не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия кроме как на основании судебного решения.

2. Закон «О рекламе».

Известно, что в формировании благоприятного имиджа организации большую роль играет корпоративная реклама. Зачастую и здесь как и при продвижении товаров и услуг используются образы детей, женщин и животных. Однако Федеральный закон «О рекламе» четко оговаривает правомерность использования, в частности детских образов. Они могут присутствовать в рекламе, в том числе и корпоративной, только тех фирм, которые занимаются производством товаров и услуг именно для несовершеннолетних .

PR-специалисты, для которых реклама также является одним из рабочих инструментов, зачастую не ведают о положениях рекламного законодательства.

3. Закон «Об авторском праве и смежных правах».

Не лучше обстоят дела и со знанием авторских прав. Немногим известно, что пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы, сценарии видеороликов, тексты радиосообщений и т.п. являются произведениями, охраняемыми Законом «Об авторском праве и смежных правах». Если они создаются сотрудниками в порядке выполнения служебных обязанностей, то исключительные права на их использование принадлежат работодателю, а личные неимущественные права остаются у творца. Кроме того, по закону создатель служебного произведения имеет право на вознаграждение, если иное не оговорено в договоре с работодателем. Большой урон может понести организация, если в договор со сторонним автором ее PR-специалист не включит пункт о передаче первым всех или части исключительных прав на использование произведения. Может случиться, что после размещения рекламы своей фирмы, он через некоторое время увидит такую же, но у другой компании.