Файл: 2 семестр Государственный строй Речи Посполитой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Компетенция вального сейма:

- он имел право решать практически любой вопрос государственного управления и законодательства. Например, избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты в период войны, принятие законов. Однако следует отметить, что необходимо было единогласное решение. Если даже один депутат накладывал "вето" на какой – то законопроект, то этот проект не принимался. Злоупотребление этим правом послужило причиной того, что в период 1652 по 1763 гг. каждый второй сейм был сорван. Это затрудняло эффективное управление страной.

Постановления сеймов Речи Посполитой делились на 3 групы:

- решения, которые касались всей страны (избрание короля, высших органов власти, налоги);

- решения, которые касались Польши;

- решения, касающиеся ВКЛ.

Постановления сейма фактически утверждались поветовыми соймиками, которые дополняли и исправляли их решения. Более того, местные соймики самостоятельно решали все вопросы местного значения: финансовые, военные, назначение на различные должности.


  1. Государственно-правовой статус ВКЛ в составе Речи Посполитой (вторая половина XVI – XVIII вв.)

Согласно подписанному 1 июля 1569 года акту Люблинской унии Польша и ВКЛ объединились в одно государство – Речь Посполитую. Номинально Речь Посполитая являлась единым государством, но фактически она представляла собой союз двух государств, сохранивших свою обособленность и независимость.

В качестве элементов суверенности ВКЛ можно назвать: сохранение государственной границы, наличие независимых высших органов государственной власти, функционирование разветвленной системы органов государственной власти, наличие своей судебной системы, вхождение отдельной валют.

По форме государственного устройства Речь Посполитая являлась конфедерацией в форме союза двух государств, имевших единого главу и общий сойм. Власть короля Речи Посполитой была сильно ограничена. Он не обладал ни законодательной, ни судебной, ни исполнительной властью. Король не распоряжался казной.

Сойм Речи Посполитой состоял из трех так называемых соймовых «сословий»: короля, сената, в состав которого входили все католические епископы и наиболее важные сановники центрального и местного аппарата обоих государств, и Польской избы.


Нижней палатой сойма была Польская изба. Сюда входили депутаты – послы от шляхты отдельных поветов; входили также в небольшом числе послы от мещанства крупнейших городов. Польская изба с течением времени становится главной частью сойма, отодвигая назад верхнюю палату – сенат. Компетенция сойма была широчайшая. Практически все важнейшие вопросы политики, экономики, государственного управления и законодательства – определение направлений внешней политики, объявление войны и заключение мира, избрание короля, созыв всеобщего ополчения, контроль за деятельностью правительства, принятие законов, установление налогов, помилование и амнистия должны были решаться на сойме.

Решения сойма делились на три группы:

  • касающиеся всей Речи Посполитой;

  • имеющие силу только для Польши;

  • относящиеся только к ВКЛ.

Речь Посполитая была феодально-крепостническимгосударством. Это была конституционная, сословная монархия, где главную роль играла шляхта. Другие сословия никаких политических прав не имели. Речь Посполитая была федерацией. ВКЛ после Люблина выступило против польской программы создания унитарного государства. ВКЛ и Польша имели относительную самостоятельность, ограниченную деятельностью единого польского короля и сейма Речи Посполитой. Не было общих министров по внутренним и внешним вопросам, единого судебного учреждения. Не была ликвидирована граница между ВКЛ и Польшей, не была введена единая денежная единица. Статут 1588 г. запретил иноземцам приобретать земли и поместья в княжестве, а также должности. Однако шел процесс ополячивания шляхты ВКЛ через приобщение ее к польским шляхетским вольностям. В многонациональной ВКЛ с течением времени сформировалась новая общность - народ шляхетский, состоящий из шляхты, объединенной едиными правами и привилеями, единой религией (католицизмом), польским языком. В 1696 г. все официальное делопроизводство в Речи Посполитой было переведено на польский язык, который приобрел статус государственного.


  1. Состав и компетенция Генерального Сеймика ВКЛ. Состав и компетенция Главного съезда ВКЛ (Виленской канвакации).

В связи с образованием Речи Посполитой и учреждением общего органа — двухпалатного вального сейма, нижней палатой которого была польская изба, шляхта Великого княжества Литовского из 170 представителей этой палаты на своих сеймиках избирала 48.



В первой трети XV века впервые появились генеральные сеймики, которые с 1493 года стали отправлять своих представителей на Сейм. Общий для нескольких воеводств сеймик назывался генеральным. Статут 1588 года подробно регламентировал порядок созыва сеймика и обозначил, какие духовные и светские лица должны участвовать в заседании

До середины XVII в. действовал учрежденный в Великом княжестве новый орган — Генеральный сеймик, который проходил в г. Волковыске или г. Слониме. Он обычно созывался перед вальным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вальном сейме при решении вопросов.

С середины XVII в. Генеральный сеймик прекратил созываться, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд (Вильнюсская, или Виленская, конвокация), выполнявший те же функции, что и Генеральный сеймик.

В связи с образованием Речи Посполитой и учреждением общего органа — двухпалатного вального сейма, нижней палатой которого была польская изба, шляхта Великого княжества Литовского из 170 представителей этой палаты на своих сеймиках избирала 48. До середины XVII в. действовал учрежденный в Великом княжестве новый орган — Генеральный сеймик, который проходил в г. Волковыске или г. Слониме. Он обычно созывался перед вальным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вальном сейме при решении вопросов.

С середины XVII в. Генеральный сеймик прекратил созываться, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд (Виленская конвокация), выполнявший те же функции, что и Генеральный сеймик.

Принимая во внимание, что во второй половине XVII в. отношения между Короной и Великим княжеством Литовским обострились, и все чаще на вальном сейме нельзя было принять решения из-за разногласий, то послы Короны и Великого княжества Литовского стали во время работы вального сейма собираться на особые совещания — «сессии народов» для согласования своих позиций по вопросам повестки дня. Этот факт свидетельствует о том, что послы княжества последовательно отстаивали суверенные права и интересы своего государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в политическом регулировании РП преобладали процессы децентрализации. Этому содействовал и тот факт, что в РП отсутствовали единые исполнительно-распорядительные органы. Каждая часть конфедерации, в том числе и ВКЛ, имела свой отдельный административный и судебный аппарат, правовую систему.


  1.   1   2   3   4   5   6   7   8


Административно-территориальное деление Речи Посполитой.

В конце XVIII в. в связи с тремя разделами Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) между Россией, Пруссией и Австрией административно-территориальное деление на землях Беларуси претерпело существенные изменения. На территории, вошедшей в состав Российской империи, в качестве административно-территориальных единиц вводятся губернии. В результате 1-го раздела Речи Посполитой восточная часть Беларуси отошла к Российской империи и была включена в состав образованных Могилевской, Псковской и Полоцкой губерний. На территории Беларуси, остававшейся в составе Великого княжества Литовского, в 1791 г. были образованы новые поветы: в Брестском воеводстве Пинско-Заречный с центром в деревне Плотница (в 1792 г. переименован в Запинский с центром в г. Столине) и Кобринский, в Виленском воеводстве, Завилейский (центр - г. Поставы) и Эйшишкский, в Новогрудском-Случерецкий (Слуцкий). После 2-го раздела Речи Посполитой в состав Российской империи вошла центральная часть Беларуси, где была образована Минская губерния. Остававшийся после 2-го раздела в составе Речи Посполитой Гродненский повет Трокского воеводства в 1793 г. был преобразован в Гродненское воеводство. После 3-го раздела Речи Посполитой западная часть Беларуси вошла в состав Российской империи, были созданы Виленская и Слонимская губернии.

Речь Посполитая представляла собой федеративную державу, складывающуюся из двух частей – Корона (Польское королевство) и Княжество или Литва (ВКЛ). Также на правах кондоминиума (совместного владения) Польши и ВКЛ в состав РП входила территория Инфлянт (Ливония – современная Латвия и Южная Эстония), а в качестве вассальных государств - Курляндское и Земгальское герцогства (территория современной Латвии).

Структура общества:

- магнаты (некоторые носили титулы князей и графов).

- простая шляхта (8-10% населения). Скортабелат – аноблированные не имели права до 3-го колена занимать государственные должности и избираться депутатами сеймов и соймиков.

- мещане (с 1775 г. могли приобретать земельные владения).

- зависимые крестьяне.

Мелкая шляхта – шныри магната. Рукодайные слуги – присяга скреплялась рукопожатием.


  1. Законодательство Речи Посполитой во второй половине XVI – XVIII вв.