Файл: 2 семестр Государственный строй Речи Посполитой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рассматриваемый период времени до 1978 г. продолжала действовать Конституция БССР 1937 г. со значительными изменениями, внесенными в нее после принятия. Эти изменения коснулись и высших органов государственной власти. Так, в связи с расширением контрольно-надзорной и распорядительной деятельности Верховного Совета в его составе увеличивается число постоянных комиссий: в 1955 г. - 4, в 1957 г. - 8, в 1960 г. - 9, в 1963 г. - 12, в 1965 - 15, в 1975 г. - 16. В связи с необходимостью удешевления и сокращения государственного аппарата в 1952 г. были упразднены некоторые отделы Президиума Верховного Совета и Приемная Председателя Президиума. Работа Верховного Совета БССР как высшего законодательного органа страны была в этот период весьма напряженной, насыщенной и результативной. Это обусловливалось той конкретной социально-экономической и политической обстановкой в СССР и БССР и острой потребностью обновления и систематизации законодательства. Верховный Совет БССР пятого созыва (1959-1962 гг.) принял 60 законов, среди которых Закон о судоустройстве БССР (1959 г.), Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (1960 г.) и др. Верховный Совет БССР седьмого созыва (1967-1970 гг.) принял 56 законов, среди которых Кодекс о браке и семье БССР (1969 г.), Закон о здравоохранении и Земельный кодекс (1970 г.), др. Высшим исполнительным органом являлся Совет Министров БССР, состав которого формировался заново на каждой первой сессии Верховного Совета БССР нового созыва. Число членов Совета Министров постоянно увеличивалось (с 35 до 50 человек) и только в связи с принятым Законом от 23 мая 1957 г. о создании одного административно-экономического района на территории БССР, в результате которого было упразднено девять министерств, состав Совета Министров уменьшился. Однако с восстановлением отраслевого принципа управления промышленностью в 1965 г. численный состав Совета Министров вновь стал возрастать: в 1967 г. - 44, в 1971 - 48, в 1975 - 50 человек. Председателями Совета Министров БССР, сменяя друг друга, были: Пономаренко П.К., Клещев А.Е., Мазуров К.Т., Авхимович Н.Е., Киселев Т.Я. После принятия новой Конституции БССР 1978 г. в качестве постоянного структурного звена Совета Министров действует Президиум, в составе Председателя Совета Министров, первых заместителей и заместителей Председателя, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров БССР. Число министерств, государственных комитетов, комиссии и управлений как структурных звеньев Совета Министров неизменно возрастало: только в 1966— 1974 гг. были созданы 3 союзно-республиканских министерства (лесного хозяйства, заготовок и юстиции); одно новое республиканское Министерство строительства и автомобильных дорог; на основе Главного управления бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства было создано два республиканских министерства (коммунального хозяйства и бытового обслуживания); Комитет по физической культуре и спорту. В последующие годы вносились изменения в структуру аппарата Совета Министров. Высшим судебным органом в БССР являлся Верховный Суд, избираемый Верховным Советом БССР сроком на 5, а по Конституции БССР 1978 г. - на 10 лет (ст. 151). В его состав входили постоянные члены и народные заседатели. Так, на второй сессии Верховного Совета БССР третьего созыва в марте 1952 г. был избран Верховный Суд республики в составе 21 постоянного члена и 125 народных заседателей, а в 1972 г. - 23 постоянных членов и 118 народных заседателей. Структурными звеньями Верховного Суда БССР были судебные коллегии (судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и другие). Помимо рассмотренных высших государственных органов, в БССР действовали и другие высшие органы (Прокуратура БССР, Комитет народного контроля БССР и др.), структура и компетенция которых подвергались реорганизации в 50-80-е годы.


  1. 1   2   3   4   5   6   7   8


Внешнеполитическая деятельность БССР в 1950 – 1980-ые гг.

В конце войны активизируется международная деятельность высших органов власти Союза ССР. 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял закон»о предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский". Закон закрепил право союзных республик вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими представителями. В этой связи Верховный Совет БССР 24 марта 1944 г. принял закон» Об образовании Народного комиссариата иностранных дел", на основании чего был внесен ряд дополнений в Конституцию БССР 1937г. Наркомат иностранных дел БССР сразу же начал активно участвовать в международном сообщении. Например, осенью 1944 г. происходили белорусско-польские переговоры по вопросам изменения государственной границы.26 марта 1946 года Наркомат иностранных дел БССР был преобразован в Министерство иностранных дел. Образованный орган развернул активную деятельность в сфере межгосударственных отношений БССР, подтверждением чему явилось участие БССР, наряду с 50 другими государствами, в учреждении Организации Объединенных Наций и в разработке вопрос об участии всех советских республик в ООН был поставлен делегацией СССР осенью 1944 г. на переговорах в Думбартон-Оксе. Однако только на Ялтинской конференции в феврале 1945 г. было достигнуто соглашение о представительстве в ООН двух из 16 советских республик - Белорусской ССР и Украинской ССР. Сразу же после открытия Конференции Объединенных Наций 26 апреля 1945 г. советская делегация поставила вопрос о включении Белорусской и украинской республик в состав ООН, мотивируя это тем, что они обладают суверенными правами, " каждая из них выставила по миллиону бойцов в Красную Армию» и что именно на эти республики обрушился первый удар фашизма. Решение о включении УССР и БССР в число полноправных членов ООН было принято единогласно. 6 мая 1945 г. полномочная делегация БССР во главе с народным комиссаром иностранных дел К. В. Киселевым прибыла в Сан-Франциско и включилась в работу Конференции ООН. 26 июня 1945 г. уполномоченные государств-учредителей ООН, включая и представители Белорусской ССР, подписали Устав ООН. 30 августа 1945 г. Президиум Верховного Совета БССР ратифицировал Устав ООН. Участие Белорусской ССР в работе ООН положило начало новому этапу ее внешнеполитической деятельности, которая протекала в соответствии с нормами международного права и осуществлялась в различных международных формах. Республика имела свои представительства в некоторых странах, вела значительную дипломатическую переписку, участвовала в работе различных международных конференций и организаций, имела значительную договорную практику, оказывала помощь развивающимся странам. Центральные органы внешних сношений (Президиум Верховного Совета БССР, Совет Министров БССР) и иностранные органы внешних сношений (представительства, делегации и др. выступали с различными декларациями, заявлениями и обращениями по общим и частным вопросам международных отношений. С со временем установились постоянные контакты правительства БССР с иностранными государствами и международными межправительственными организациями. В послевоенный период получили дальнейшее развитие международно-правовые формы внешнеполитической деятельности Белорусской ССР, она вступала в непосредственные переговоры с иностранными государствами. Однако в целом международная деятельность республики осуществлялась в рамках «общей линии социализма» под непосредственным контролем руководства Союза ССР.



  1. Обсновные тенденции развития законодательства БССР в 1940 – 1950-ые гг.

Приняты меры по дальнейшему укреплению социалистической собственности. За недостачу продовольственных товаров виновные отвечали в размере их рыночной стоимости, а за недостачу промышленных товаров – в пятикратном размере коммерческих цен госторговли. Рабочие и служащие предприятий, эвакуированных на восток, получали здесь новую жилую площадь. Граждане, возвращавшиеся из эвакуации, застав свои комнаты и квартиры занятыми, имели право требовать в судебном порядке выселения новых жильцов. По мере освобождения Беларуси принимались меры по розыску и возвращению эвакуированного государственного и кооперативного имущества. Положение о Государственном арбитраже БССР (27 декабря 1944 г.) разрешало имущественные споры между учреждениями и организациями. Было принято решение, что если гражданско-правовые сделки, заключенные на оккупированной территории, не противоречат советскому законодательству, то они действительны. Указ "О наследниках по закону и по завещанию": три очереди наследников по закону – дети (в т.ч. усыновленные), супруг, нетрудоспособные родители; трудоспособные родители; братья и сестры наследователя. Каждый гражданин имел право завещать свое имущество полностью или частями.
Семейное право. Указ "Об утверждении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и "Медали материнства". Согласно ему, только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Установлен судебный порядок расторжения брак, причем народный суд обязан приложить все усилия к примирению супругов. Подавший на развод платил большую пошлину. Объявление о разводе публиковалось в местной газете. Этот же указ наметил меры для стимуляции рождаемости: пособия матерям, награды за количество детей – за 10 детей звание "Мать-героиня".
Трудовое право.
Проводится трудовая мобилизация мужчин от 16 до 55 лет, женщин – от 16 до 50 лет. Разрешено применять обязательные сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день. Отпуска – только подросткам до 16 лет.
Уголовное право.
Государственные преступления (измена, шпионаж, диверсия) – особо опасные.

Распространение ложных слухов – от 2 до 5 лет.
Ужесточение борьбы с хищениями государственной собственности и спекуляцией.
Кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах = бандитизму.
Введены новые виды преступлений – против человечества и военные (смерть либо каторга до 20 лет).
Уклонение от воинского учета – до 1 года.
Не сдача трофейного оружия – до 6 месяцев.
Незаконное награждение медалями и орденами СССР – от 6 месяцев до 2 лет.
Незаконное их ношение – от 6 месяцев до 1 года.


  1. Историко-правовой анализ Конституции БССР 1978 года.

В развитии всех отраслей права четко проявилась тенденция дальнейшего углубления его демократических черт. Так, нормы конституционного права закрепили расширение прав союзных республик, а по Конституции БССР 1978 г. права граждан увеличились почти в 2 раза. В гражданском праве впервые введены нормы, предусматривающие гражданско-правовую защиту чести и достоинства физического лица. В уголовном праве произошла декриминализация некоторых уголовных правонарушений (отмена уголовной ответственности женщин за аборт, за самопроизвольный проезд в товарных поездах) и введена возможность освобождения от уголовной ответственности за совершение в первый раз малозначительного преступления. При этом усилена карательная политика, т.е. восстановлена смертная казнь за измену, шпионаж, диверсию и даже за имущественные правонарушения. Разработка и принятие Конституции стандартные – создавались Конституционная комиссия Верховного Совета БССР и Редакционная комиссия по подготовке окончательного текста Конституции. Особенности:
- впервые на конституционном уровне закреплялось право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами, право на жилище, право на государственную охрану здоровья, право на пользование достижениями культуры, право обращаться с жалобами на действия должностных лиц и др.
- новым стало положение об экономической системе, где наряду с государственной и колхозно-кооперативной собственностью впервые конституционно закрепляется собственность профсоюзных и общественных организаций.
- за общественными органами впервые закрепляется право участвовать в решении политических, хозяйственных и социально – культурных вопросов, а также право законодательной инициативы, что свидетельствует о большей самостоятельности и о возросшей их роли в жизни общества.