ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что касается действующего законодательства рассматриваемого периода, то по прежнему основным источником права в Беларуси и в целом Великого княжества Литовского в составе Речи Посполитой являлся нормативный акт, носящий различные названия: «Статут», «постановление», «грамота» и др. Самым главным нормативным актом, регулирующим большинство общественных отношений, продолжал оставаться Статут 1588 года, хотя много раз делались попытки внести в него поправки и изменения. Но они отклонялись. Требовали внесения поправок в Статут представители Польши. Они считали, что статьи, которые запрещали им занимать должности и покупать земли в Великом княжестве Литовском, противоречат акту Люблинской унии Вопреки их требованиям Статут оставался без коренных изменений. Вместе с тем принимались новые законы, которые частично дополняли Статут, даже вносили в него небольшие изменения. В 1668 г. был издан закон, по которому за отход от католической веры виновники наказывались конфискацией имущества и изгнанием из государства. В 1689 г обвиненный в атеизме Казимир Лыщинский был по приговору сеймового суда наказан смертью. По Уложению 1733 г православные и протестанты были лишены прав быть депутатами вального сойма и судьями Главного трибунала.
Важнейшим источником права в XVIII в. стал сборник законов, сеймовых постановлений и других правовых актов под названием «Книга законов» Первые б томов этой книги были изданы в Варшаве в 1732-1739 гг. В них было собрано все законодательство Речи Посполитой. Определенное значение имели акты, помещенные как дополнение к Статуту 1588 г. Они издавались на польском языке в 1648, 1693, 1744 и 1786 гг. В новом издании Статута» 1786 г. содержался закон об образовании Главного трибунала, алфавитно-предметный указатель (реестр) и некоторые сеймовые постановления XVIII в.
Наиболее значительные изменения в праве произошли во второй половине XVIII в. В этом плане большую роль сыграл 4-х летний сойм Речи Посполитой, который утвердил Конституцию 3 мая 1791 г. В ней были отражены многие буржуазные принципы организации и деятельности государственного аппарата, прогрессивные положения касающиеся основных отраслей права.
-
Предпосылки и результаты первого территориального раздела Речи Посполитой.
Предпосылки раздела:
1. Прежде всего, в обществе усилилось противостояние различных групп магнатов, магнатов и средней и мелкой шляхты, шляхты и мещан,
крестьянства и привилегированных сословий, а также католического и православного духовенства. Шляхта, стремясь удержаться у власти, и не только сохранить, но и расширить свои привилегии, ущемляла права мещан, лишая некоторые города Великого княжества Литовского магдебургского права по постановлению Варшавского сейма в 1776 г. Шляхта как сословие под воздействием религиозной нетерпимости распалась на два противоборствующих лагеря - православного шляхту, с одной стороны, и католическую и униатскую шляхту, с другой.
2. В городах зарождение капиталистических отношений проявилось в развитии предпринимательской деятельности и мануфактурного производства. Так, в XVIII веке создается Несвижская суконная фабрика, Слуцкая фабрика поясов, фаянсовый завод князя Агинского, Гродненские королевские мануфактуры и т д. Эти экономические процессы содействовали более быстрому расслоению городского населения, обострению противоречий между городским патрициатом и остальной частью городского населения, которое несло на себе все тяготы войн и внутренних неурядиц. Центральная власть неоднократно принимала постановления, по которым население городов ввиду их разорения во время войн частично либо полностью на определенное время освобождалось от уплаты налогов.
3. Необходимость возрождения сельского хозяйства, пришедшего в упадок во время войн и восстаний, привела к увеличению барщины и повинностей крестьян. Этот процесс коснулся не только частновладельческих, но и королевских (государственных) крестьян. При этом, как правило, барщина во многих имениях уже составляла в XVIII в. 6 дней в неделю. Но и в сельском хозяйстве ростки буржуазных отношении пробивали себе дорогу. Многие крупные магнаты, стремясь увеличить товарность своих имений, переводили крестьян с барщины на денежный оброк, что содействовало дифференциации крестьянства и по явлению рынка рабочей силы. Но помимо уплаты чинша крестьяне обязаны были своевременно платить государственные подати и сборы, содержать больницы, лекаря и аптеки, поставлять рекрутов, чинить дороги, доставлять земскую почту, содержать общий страховой амбар, перевозить военные команды и арестантов по требованию местных властей.
4. Духовенство, которое в сложное для государства и народа время должно было содействовать консолидации всех слоев населения, само погрязло в религиозных распрях, усиливая и без того социальную напряженность в обществе. Для решения религиозного вопроса в Речи Посполитой православное, униатское и католическое духовенство прибегало к помощи иностранных держав, что давало повод последним вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой. Так, население православной веры ВКЛ неоднократно обращалось к русскому командованию и даже через посла русского к самой Екатерине II с просьбой оградить их от притязаний католического и униатского духовенства. Возникший в Речи Посполитой «дессидентский вопрос» послужил благовидным поводом для вмешательства России во внутренние дела Речи Посполитой.
В результате в связи с проведением ряда радикальных реформ участники движения за сохранение старого феодального порядка и неограниченной власти шляхты не найдя поддержки среди народа попросили помощи военными силами у имеющих свои корыстные интересы на счет РП монархических держав . Тем более , что на территории ВКЛ в это время развернулось широкое повстанческое народное движение, которое надо было срочно подавлять. Итак консервативная шляхта пошла на соглашение с Австрией и Пруссией и Россией, которые также стремились к подписанию договора о помощи шляхте, обосновывая его необходимость тем, что обстановка, сложившаяся на территории Великого княжества Литовского, имеется в виду те прогрессивные идеи, источником которых являлась французская революция, якобы угрожали спокойствию соседних государств. В таком положении обстановка, сложившаяся на территории Речи Посполитой противопоставлялась спасительному режиму абсолютизма, который гарантировал стабильность жизни своим авторитарным режимом. Таким образом, Речь Посполитая стала жертвой более мощных в тот период европейских держав.
После введения войск на территорию Речи Посполитой 5 августа 1772 года в Петербурге были подписаны 3 трактата между Россией, Австрией и Пруссией, по которым каждая из сторон получала часть территории разделенного государства. В состав России вошли восточно-белорусские земли (всего 92 тыс. кв. км.) и почти полутора миллионное население. Пруссия и Австрия в свою очередь - часть польских и украинских земель. В обстоятельствах фактической оккупации иностранными войсками Сейм РП в 1773 году вынужден был согласиться с захватом этих земель.
-
Государственно-правовые реформы Речи Посполитой во второй половине XVIII века. Деятельность четырехлетнего Вального Сейма Речи Посполитой
В середине 18 в. в Речи Посполитой развернулась борьба между сторонниками и противниками реформ государственного строя, которые больше отвечали новым экономическим отношениям. Характерной чертой этого противостояния является вмешательство в него правительств соседних с Речью Посполитой государств: Австрии, Пруссии, России.
Деятельность сторонников реформ активизировалась после смерти в 1763 г. короля Августа 3. Конвокационный сейм 1764 г. издал постановление об ограничении права либерум вето в финансовых делах, об освобождении депутатов сейма от обязательств, принятых ими на поветовых сеймиках. В сентябре 1764 г. Сейм избрал новым королем Станислава Августа Понятовского. При поддержке России в 1767 г. в Слуцке и при поддержке Пруссии в Торуни были созваны конфедерации, которые потребовали от правительства уравнения в правах с католиками православных и протестантов. В ответ противники этого созвали в Радоме собственную конфедерацию. На Сейме 1767 г. была созвана комиссия для подготовки решения об уравнении в правах всех христиан. В результате деятельности комиссии в следующем году был заключен договор с Россией о свободе вероисповедания и расширении прав православных и протестантов.
На Сейме 1768 г. был принят свод основных государственно0правовых норм Речи Посполитой – Кардинальные права. В их основу были положены "генриковские артикулы" и другие подобные документы, издававшиеся в 15-18 вв. В Кардинальных правах провозглашалась нерушимость "шляхетских вольностей", вечность унии Польши и ВКЛ, территориальная целостность Речи Посполитой. Разрешался доступ некатоликов шляхетского звания к светским должностям.
В 1768 г. в Баре была созвана еще одна конфедерация, представители которой выступили за отмену равноправия православных с католиками. Поддержку конфедерации оказала Турция, объявившая войну России. В это время Австрия и Пруссия ввели войска на отдельные территории Речи Посполитой и стали вести с Россией переговоры об официальном разделе этой страны.
Своего пика государственные реформы в Речи Посоплитой достигли в 1798-1792 гг., когда в Варшаве без перерыва заседал Четырехлетний сейм.
Ведущую роль в нем играла так называемая патриотическая партия, состоявшая из прогрессивной части шляхты и буржуазных кругов. Первоначально Сейм составляли 177 депутатов, из которых только 69 относили себя к сторонникам этого блока. Чтобы обезопасить себя от использования права либерум вето, Сейм провозгласил себя конфедерацией (в результате все решения принимались большинством голосов).
Достижения Сейма:
- создан центральный коллегиальный орган государственной власти "Комиссии двух народов": комиссия войсковая (комплектование, вооружение и материальное обеспечение регулярного 100000 войска, суд над военными, разрешение споров между военными и гражданскими лицами; 3 гетмана, 14 комиссаров, которые выбирались на местных соймиках и Сейме на 2 года с правом перевыбора; при комиссии были созданы штаб и канцелярия); комиссия полиции (контроль гражданской безопасности и выполнения судебных решений, ревизия городских доходов, выдача разрешений на деятельность вне ремесленных цехов, надзор за правильным пользованием городскими землями, полицейская власть, руководство местами заключения, оказание помощи калекам и больным, также как судебная инстанция по апелляциям дел порядковых комиссий; во главе надворные маршалки, 15 комиссаров, избиравшихся на 2 года); комиссия скарбовая (руководство финансами Речи Посполитой – надзор за монетными дворами, внутренней и внешней торговлей, фабриками, судебная инстанция по делам о расхищении государственной казны, фальшивомонетничестве, торговых спорах с иностранными купцами, злоупотеблениях чиновников; 2 подскарбия, 16 комиссаров, 8 шляхетских послов, 2 сенатора, 6 адвокатов от городов в равном представительстве от Польши и ВКЛ; члены комиссии избирались на 2 года).
- созданы органы местной администрации (комиссии порядковые цивильно-войсковые). 23 комиссии в ВКЛ по 15 комиссаров в каждой. Они надзирали за мерами и весами, ценами, деятельностью фабрик, корчмами, городами, путями сообщения, речными переправами. Также учет населения и регистрация браков, крестин, похорон, организация приходских школ и рекрутирование в армию. Также были судами первой инстанции по делам имущественным и по административным правонарушениям (окончательно и безапелляционно), если иск не превышал 300 злотых, а наказание – 50 злотых и 3 дней тюрьмы. Другие дела передавались на рассмотрение в комиссию полиции двух народов.
- на Сейме 1768 г. был принят свод основных государственно-правовых норм Речи Посполитой – Кардинальные права. В их основу были положены "генриковские артикулы" и другие подобные документы, издававшиеся в 15-18 вв. В Кардинальных правах провозглашалась нерушимость "шляхетских вольностей", вечность унии Польши и ВКЛ, территориальная целостность Речи Посполитой. Разрешался доступ некатоликов шляхетского звания к светским должностям. Безземельная шляхта утратила политические права (участие в соймиках и выборах в Сейм Речи Посполитой). Мещане были наделены личной неприкосновенностью, им было разрешено приобретать имения с зависимыми крестьянами, допускалось занятие государственных должностей. Облегчалось возведение в шляхтичи мещан с имениями стоимостью более 2000 злотых.
- 3 мая 1791 г. Сейм принял Конституцию (преамбула и 11 разделов).
-
Конституция Речи Посполитой 1791 года.
3 мая 1791 года была принята первая в Европе и вторая в мире после конституции США Конституция. Ее структура была следующей:
- Преамбула и 11 артикулов;
- 1-ый – относился вопросов религии, здесь в качестве государственной веры провозглашалась католическая вера и тут же излагалось правило, в соответствии с которым запрещался переход во всякую другую веру;
- 2-ой раздел подтверждал права и привилегии шляхты;
- 3-ий раздел закреплял права мещан;
- 4-ый раздел относился прав крестьян, здесь предусматривались некоторые правовые нормы, которые ослабляли, но не отменяли их зависимости от панов;
- 5-ый раздел устанавливал разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей;
- 6-ой раздел определял структуру и полномочия Сейма, как прежде действующего в двух палатах. Однако порядок его деятельности был несколько изменен: палата депутатов и Сенат действовали под председательством короля. Первоначально закон рассматривался и принимался в палате депутатов, затем передавался в Сенат, который мог его либо утвердить, либо отправить палате деітутатов на доработку. Если Сенат не принимал решения, то две палаты собирались вместе и решение принималось простым большинством голосов;