Файл: 1. Проблема сущности человека 5 Проблема существования человека 7.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. В мировых вероисповеданиях индивид, как правило, выступает как высоконравственное создание (homo moralis).К примеру, христианство усматривает особенность человека в возможности отличать добро и зло, наличии совести и стыда.
5. В начале XX столетия Э. Кассирер именовал человека «символическим животным» (homo symbolis), в это же время И.П. Павлов заметил особенность человека в присутствии «второй сигнальной системы», т.е. языка.
В совокупности, пересмотренные пять позиций собрали так именуемую «классическую трактовку»: непосредственно целостность социальности, интеллекта (сознания), работы, нравственности, языка акцентирует человека из числа иных активных существ, составляет в нём «человеческое». Но в XX столетии в связи с формированием этологических изучений оказалось, то, что указанные свойства присущи и многим животным, в частности, у наших «меньших братьев» были выявлены и зачатки разума, и примитивный язык, и проявления альтруизма, не говоря относительно общеизвестные данные трудовой деятельности бобров, пчел, муравьев и др. По этой причине в XX столетии стали возникать альтернативные традиционному раскладу нетипичные трактовки человеческой сущности. Мы подчеркнем только две из них, наиболее, на наш взгляд, достойные внимания.
Согласно основной, идущей еще от французского мудреца Блеза Паскаля (1623-1662), человек – это двойственное создание, сотканное из контрастов. Паскаль подмечает в человеке оппозиции души и тела, внутреннего и животного, интеллекта и сердца, врождённого и приобретённого, сознательного и бессознательного. Двойственный вид человеческого существования порождает полный драматизм существования, вынуждает людей функционировать, устремляться в будущее, никогда не зная успокоения.
Другая нетипичная интерпретация человека усматривает его особенность самодетерминации, т.е. в самосозидании, творчестве самого себя. Один из первых, обративших интерес на эту способность человека, был италийский мыслитель XV столетия Пико делла Мирандола (1463-1494), нарекший человека «свободным и славным мастером», способным себя создавать таким, каким пожелает. В XX веке данную мысль реабилитировал Жан-Поль Сартр (1905-1980),возведший состояние о самотворении человека в разряд основного принципа экзистенциальной философии.
Обе нетипичные мысли необходимо связаны друг с другом: противоречия – это двигатель инициативности, в том числе и самосозидательной работы. В целом, нетипичное видение лица отличается от традиционного расклада упором на становлении, на динамичном, процессуальном характере человеческого существования. Подобное виденье подразумевает
отклонение от поиска высшей человеческой сущности, запечатлённой в каком-либо фиксированном, постоянном свойстве его натуры. Как объективно обозначил Э. Фромм, «человеческое существование отличается… от жизни всех других организмов: оно находится в состоянии регулярно и неизбежной неустойчивости», по этой причине «человек – это только одно существо, для кого собственное существование считается проблемой, которую он должен решить и от которой ему никуда не уйти». Но что же такое существование человека?
По-видимому, решение на данный вопрос необходимо искать у философов-экзистенциалистов, так как экзистенциализм – это и есть «философия существования». Представители данного течения не опровергают наличия справедливых нюансов человеческой жизни, но главенствующую значимость отчуждают субъективности. Последняя подразумевается как экзистенция, как существование, данное в переживании. Для любого человека его пристрастность, мир его переживаний предполагают основную, непосредственно ощущаемую и более важную действительность: окружающий мир, прочие люди, в том числе и наше тело, предоставлены нам опосредованно, через наш духовный мир.
Каждый персональный духовный мир обладает и неповторимым своеобразием, и в то же время подчинён определенным многоцелевым закономерностям. Последние выявляются, прежде всего, в общности атрибутов и видов существования.
Атрибутами человеческой экзистенции называют более важные чувственные состояния, с которыми, во-первых, рано или поздно встречается почти каждый индивид, и которые, во-вторых, основательно переживаются индивидуумом. К ним можно, в частности, отнести чувство любви, одиночества, страха, вины, свободы, беспокойства, уныния, смерти. Многочисленные атрибуты обозначают в философии в свойстве важных проблем, отсюда подобные сегменты философской антропологии, как идеология любви, идеология свободы, идеология одиночества.
Виды существования акцентируются по характеристикам времени:
- прошлое, когда человек больше живет воспоминаниями;
- действующее или настоящее, если радуется каждому важному мгновению;
- возможное или будущее, если живет надеждами,
удовлетворенности (от невыносимого существования, в котором «жить не хочется», через будничное до романтического и героического, сопряженных или с ощущением влюбленности, или с чувством себя важным участником истории) и свободы (автономное существование, если человек ощущает себе независимым, и конформное,
если чувствует, что его воздействия обусловливаются другими людьми)4.
В отличие от экзистенциального существования, настоящее существование человека в обществе носит не субъективно-переживаемый, а объективно-наличный вид – оно сопряжено социальными значениями, исполняемыми человеком, его правами и обязанностями, местом в общественной структуре общества, а кроме того с особенностями его личности, какие выражаются в действии. Одним словом, объективное существование человека характеризуется определением «личность».
Заключение
Философская антропология – относится к разделу философии, исследующий человека, а также занимающийся вопросами его сущности и существования, решающий такие проблемы, как свобода человека, значение жизни, смерть и бессмертие, любовь, одиночество и др.
Основная проблема философской антропологии – вопрос существования человека – решалась в истории философии по-разному. Более значимые трактовки сущности человека объединены с выделением подобных его атрибутов, как социальность, деятельность, язык, мораль, которые в совокупности составили традиционную трактовку природы человека.
Из числа нетипичных трактовок природы человека акцентируются две: одна из них идет от Пико делла Мирандолы и требует, что человек – это самосозидающее существо, создатель самого себя, а вторая – от Блёза Паскаля, по взгляду которого человек – это, в первую очередь всего, противоречивое существо.
Одной из основных направленностей формирования нынешней философии считается все наибольшее внимание к человеку, к вопросам его существования в обществе и к его душевному миру.
Для изучения человека как трудного объекта научного постижения философская идея выработала целый ряд определений, позволяющий довольно подробно и развернуто дать ответ на вопрос о сути и природе человека, значении его существования.
Прежде всего, индивид - это высшая стадия активных организмов на нашей планете, человек общественно - исторической работы и культуры. Значение понятия человек – это, несомненно, родовое понятие, выражающее общие черты всего человеческого рода, социализированного человека. В этом представлении связаны биологические и общесоциальные черты человека.
Для исследования отдельного человека в философии и других науках используется понятие «индивид». Под особенностью понимаются беспричинные, неповторимые особенности и качества, свойственные данному индивиду.
Личность - это общественные свойства индивида, полученные им в ходе обучения и самовоспитания, духовно - практической работы и взаимодействия с окружением. Человек обладает, прежде всего, внутренними качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована только им лично. Настоящая личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Человек - это постоянно творческий процесс, успех и поражение, отбор и приобретение, преодоление рабства и приобретение свободы.
По природе своей человек считается созданием активным, деятельным. В существенной грани он непосредственно творит свою жизнь и судьбу, он,- автор события и общества культуры. Деятельность в разных её конфигурациях (труд, политика, познание, воспитание, и др.) считается методом жизни человека в качестве человека, создателя нового общества. В процессе её он меняет не только лишь окружающий мир, однако и собственную свою природу. Все свойства и возможности людей носят конкретно - исторический характер, т.е. они меняются в процессе работы.
Человек обладает также и рядом других свойств. Для нынешного человека свойственны высокий уровень образованности, общественная динамичность, практичность и эвристичность, целенаправленность. Сегодняшний человек - это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и эталоны. Он не изолирует собственную судьбу от судьбы собственного народа и общества в целом.
Список использованной литературы
-
Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание //Н.А.Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 16 – 46. -
-
Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2014. — 438 с. -
Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 538 с. -
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993. – 285 с. -
Марков Б.М. Философия для бакалавров и специалистов: Учебник. Стандарт третьего поколения. Спб, 2012. -
РАН, Институт этнологии и антропологии; отв. ред.: Э.-Б. Гучинова, Г. Комарова: Антропология социальных перемен. - М.: РОССПЭН, 2011 -
Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Наука, 1989. – 348 с. -
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2011 -
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Просвещение, 1990. – 274с.
1 Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2014. — 438 с.
2 Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2014. — 81с.
3 РАН, Институт этнологии и антропологии; отв. ред.: Э.-Б. Гучинова, Г. Комарова: Антропология социальных перемен. - М.: РОССПЭН, 2011, 114с.
4 Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 53 с.