Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний о системе формирования навыка правописания у младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 3.3
Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о системе формирования навыка правописания у младших школьников; формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку.
Задание 1.
Приведите примеры упражнений (по одному упражнению на каждый тип орфограмм) по изучению следующих орфограмм:
1) орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:
а) на месте слабых позиций звуков,
б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;
2) орфограммы, не связанные с обозначением звукового состава морфем:
а) прописная буква,
б) слитно-раздельные написания,
в) перенос,
г) сокращения слов.
ОТВЕТЫ:
1-а:
Б-П
Шу...ка, ша...ка, сугро..., гри...ки, стол..., ястре..., гри..., ро...кий, ду...,
Оста..., ры...ка, кре...кий, Анти..., Архи..., тулу..., клу...ки, кло..., ду...ки,
гу...ка, су..., ря...чик, озно..., то...кое, зя...ко, зу..., хру...кий, скорлу...ка.
Оши...ка, на ла...ках цара...ки, ре...ка, сер..., хле..., зу...ки, Гле...,
прору...ь, ще...ка, улы...ка, ло..., ши..., Оси..., ли...ка, ле...ка, клу...,
гер..., скри..., голу...ь, оха...ка, голу...ка, про...ка.
1-б:
Например, предлагаю детям построить для слова "лента" звуковой домик, поместив каждый звук в свою комнату.
Учитель. Скажите слово «ЛЕНТА» хором и послушайте его.
Дети. [Л'Энта]
Учитель. Назовите ударный слог.
Дети. [Л'Эн]
Учитель. Произнесите слово по слогам.
Дети. [Л'ЭН - ТА]
Учитель. А теперь давайте построим звуковой домик для слова "лента". Выделите первый звук в слове.
Дети. [л'л'л'л'энта]
Учитель. Назовите и охарактеризуйте его.
Дети. Это звук [Л']; он согласный, мягкий, звонкий.
Учитель. Как обозначим этот звук? Покажите.
(Дети показывают зеленый квадрат, учитель выставляет на наборное полотно такой же).
Учитель. Вот в этой комнате и будет жить [Л']. Протяните второй звук этого слова. Дети. [лэээн - та]
Учитель. Назовите и охарактеризуйте его. Дети. Звук [Э] - гласный, ударный. Учитель. Как мы его обозначим? (Дети показывают красный квадрат).
Учитель. Прочитайте, что получилось? Какие звуки слились и образовали слияние?
Дети. [Л'] и [Э]
Учитель. Назовите это слияние.
Дети. [Л'Э]
Учитель. Звукам скучно стало жить каждому в отдельной комнате, и некоторые из них стали объединяться и жить вместе. Покажите, какую картинку из двух комнат мы построим этим звукам.
При введении понятия «слияние» появилась реальная возможность продемонстрировать ученикам, что два звука именно «сливаются», происходит «проникновение» одного в другой. С этой целью при объяснении детям структуры слога (С/Г) к карточке, символизирующей согласный звук (с диагональной прорезью), придвигаем справа другую карточку - красного цвета, символизирующую гласный звук; карточки сближались, и на глазах учеников красный квадрат вдвигался в прорезь левого квадрата.
Модель «слияния» (СГ) приобретает вид квадрата, образованного из двух треугольников.
В чем преимущество этой модели?
1. На протяжении всего периода обучения детей грамоте сохраняется единообразное обозначение любого звука в виде квадрата.
2. Появилась возможность показать ученикам, а затем предоставить им возможность самим осмысленно конструировать модель «слияния» (в виде двух треугольников, получившихся при частичном совмещении двух квадратов), символизирующую проникновение одного звука в другой, наслоение их артикуляций.
Учитель. Протяните третий звук этого слова.
Дети. [ЛЭН - н - Н - ТА ]
Учитель. Назовите и охарактеризуйте его.
Дети. Звук [Н] - согласный, твердый, звонкий.
Учитель. Как мы его обозначим ? (Дети показывают синий квадрат).
Учитель. Протяните четвертый звук этого слова. Дети. [Л ' ЭН - Т - Т - ТА] Учитель. Назовите и охарактеризуйте его.
Дети. Звук [Т] – согласный, твердый, глухой.
Учитель. Как обозначим этот звук ? Покажите. (Дети показывают синий квадрат).
Учитель. Протяните пятый звук в полном слове. Дети. [Л ' ЭНТА - А - А] Учитель. Назовите и охарактеризуйте его.
Дети. Звук [А] - гласный, безударный.
Учитель. Как мы его обозначим? (Дети показывают красный квадрат).
Учитель. Прочитайте, что получилось. Какие звуки слились и образовали слияние? Дети. [Т] и [А]
Учитель. Покажите, какую квартиру из двух комнат мы построим этим звукам.
Покажите, какой домик для слова «лента» получился. Покажите границы слогов.
Учитель. А теперь проверим, получилось ли слово. Прочитайте его по схеме.
Дети. [Л’ ЭНТА]
Учитель. Молодцы! Хороший домик мы построили.
Орфограммы, не связанные с обозначением фонем
1. Запиши буквами предложения. Подчеркни орфограммы и над каждой из них укажи ее тип. (А1, А2, А, Б1, Б2, Б3, Б4).
2. Можно ли сказать, что в следующем списке по два раза повторяется одно и то же слово? Составь предложения с парой слов.
Шарик, шарик, зорька, Зорька, тюльпан, Тюльпан, мишка, Мишка, астра, Астра.
3. Спиши текст. Замени, где нужно, строчные буквы прописными.
Я живу в москве. Мой адрес: улица чехова, дом пять. Рядом большая площадь. На ней стоит памятник александру cергеевичу пушкину. Я очень люблю свой город, а особенно красную площадь.
ЛЕТОМ
витя и зоя живут в деревне липки деревня стоит на берегу озера круглое ребята встают рано витя и верный пес дружок идут на речку зое и её подруге люсе нравится гулять в лесу дети любят родные места.
ВЕЧЕР В ПРОСТОКВАШИНО
Тихо и хорошо в простоквашино за окном падают снежинки сидят за столом папа, мама, дядя федор, матроскин и почтальон печкин они играют в лото вороненок хватайка следит за игрой.
(По Э.Успенскому)
2-б:
2-в:
Правила переноса
Правила переноса слов с одной строки на другую основываются на следующих правилах: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збить. Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са.
2-г:
Правила графических сокращений слов
Сокращение слов на письме также базируется на следующих правилах:
1) может опускаться только цельная, нерасчлененная часть в составе слова (лит-ра – литература, в/о – высшее образование);
2) при сокращении слова опускается не менее двух букв;
3) нельзя сократить слово выбрасыванием его начальной части;
4) сокращение не должно приходиться на гласную букву или буквы й, ъ, ь.
Задание 2.
Разработайте урок обучения правописанию (тип урока – урок изучения нового материала) и оформите его следующим образом, указав класс и УМК:
Класс:
УМК:
Тема:
Цели:
Необходимое оборудование:
Ход урока:
1. Оргмомент (организованное начало урока, мотивация урока).
2. Повторение ранее изученного (актуализация сформированных знаний и умений, словарная работа и проч.).
3. Работа над новым материалом (введение в тему, работа с правилом, выполнение упражнения на закрепление).
4. Организация практической работы.
5. Итог урока.
Включите в урок работу по оцениванию учебных достижений учащихся
, покажите содержание работы и критерии оценивания.
Технологическая карта урока
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Предмет: Русский язык
Тема урока: Правописание гласных и согласных в корне слова.
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок из шести уроков по данной теме, в результате которого у обучающихся сформируются навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил о правописании гласных и согласных в корне слова
Цели:
- формирование умений осознанно распознавать, проверять и писать корневые орфограммы: с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными в корне;
- отрабатывание умения выполнять разбор слова по составу;
- знакомство с правописанием слов с непроверяемыми орфограммами.
- развитие умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
- воспитание аккуратности в записях, дружеских отношений в коллективе.
Формы работы, используемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах.
Используемые технологии: технология системно-деятельностного метода, информационные.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные УУД:
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- формировать мотивацию к аналитической деятельности, познавательный интерес к учебному предмету.
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- уметь работать по коллективно составленному алгоритму;
- вносить необходимые коррективы в учебное действие;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-формировать ситуацию саморегуляции, определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
Коммуникативные УУД
- формировать навыки речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
-учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного (знание от незнания);
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.Предметные:
- уметь использовать в своих ответах речевые единицы;
- уметь сравнивать разные формы правописания слов с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными в корне, с непроизносимыми согласными;
- делать вывод на основе наблюдений: как изменение формы слова влияет на написание корневых орфограмм;
- обучающиеся научатся находить и проверять орфограммы в корне слова, распознавать однокоренные слова.
Ход урока
Название этапа урока Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) Формы организации деятельности обучающихся Действия учителя по организации деятельности обучающихся
Действия обучающихся (предметные, познавательные, регулятивные) Результат взаимодействия учителя и обучающихся по достижению планируемых результатов урока Диагностика достижения планируемых результатов урока
I. Организационный момент Самоопределение деятельности Цели этапа: создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность; установление тематических рамок.
Задача:
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.
Фронтальная работа
Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.
– Проверим готовность к уроку.
– Объясните слова Александра Ивановича Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
– Желаю вам суметь постигнуть тайны великого русского языка! Коммуникативные УУД
-уметь оформлять свои мысли в устной форме
- слушать и понимать речь других
Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоподготовки (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)
Принимать
и сохранять организационные задачи. Регулятивные УУД