Файл: Курсовая работа по дисциплине Нормирование точности в машиностроении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Политехнический институт

Кафедра «Инструментальные и метрологические системы»

Курсовая работа по дисциплине

«Нормирование точности в машиностроении»

Выполнил: ст. гр. 621811 Семичастнов И.А.

Проверил: Анисимова М.А.

Тула 2023

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Тульский государственный университет

Политехнический институт

Кафедра «Инструментальные и метрологические системы»
задание на курсовую Работу

по дисциплине

«Взаимозаменяемость и нормирование точности»

Вариант № 5, задание №3
Студент Семичастнов Иван Алексеевич_________________группа 621811
Содержание курсовой работы

Исходя из конструкции, назначения и условий работы узла (вариант задания выдает руководитель) студент должен:

1. Обосновать выбор посадок по сопрягаемым размерам.

2. Рассчитать посадку для гладкого цилиндрического сопряжения

а) с зазором или с натягом (по указанию руководителя)

3. Подсчитать предельные размеры, величины зазоров (натягов) для трех различных по характеру сопряжений – подвижных, переходных и неподвижных. Построить схемы расположения полей допусков деталей этих сопряжений. На схеме расположения полей допусков необходимо указать предельные размеры сопрягаемых деталей, допуски и отклонения, а также предельные зазоры (натяги) посадки.

4. Разработать конструкторские чертежи двух деталей, для одного из рассчитанных соединений (по указанию руководителя) с указанием точности размеров, отклонений формы, расположения и шероховатости посадочных поверхностей

5. Нарисовать схему расположения полей допусков подшипника на вал и в корпус;

6. Назначить допуски на детали резьбового соединения (по указанию руководителя). Записать на чертежах резьбового соединения болта и гайки условное обозначение резьбы. Найти номинальные значения диаметров болта и гайки. Найти предельные отклонения по всем диаметрам резьбы, а также допуски по среднему диметру и диаметру выступов. Изобразить на схеме поля допусков резьбовых деталей по всем диаметрам. Записать размеры резьб, указав номинальные размеры и предельные отклонения, а также указать ра­бочие размеры по всем диаметрам. Выполнить чертежи профилей резьбы болта и гайки, указав на чертежах рабочие размеры для всех диаметров, шаг резьбы и угол профиля при вершине.

7. Выполнить расчет размерной цепи методом полной взаимозаменяемости и теоретико-вероятностным методом.

8. Оформить сборочный чертеж заданного узла с указанием назначенных посадок. Размеры на чертежах узла и деталей, не указанные в задании, выполнить по общим масштабным соотношениям чертежа задания.

Ориентировочная компоновка графической части



Суммарный объем графической части курсовой работы

1 лист формата А1. Чертежи оформляются в соответствие с требованиями ЕСКД.


Объем расчетно-пояснительной записки – до 20 страниц формата А4

Содержание пояснительной записки курсового проекта:

  • назначение посадок гладких цилиндрических соединений;

  • расчет посадок;

  • расчет параметров посадок;

  • выбор посадок подшипников качения;

  • нормирование точности резьбового соединения;

  • расчет размерной цепи;

  • обоснование требований к точности изготовления деталей;

Пояснительная записка должна сопровождаться всеми необходимыми схемами.

Пояснительная записка оформляется в Word.

Срок представления работы к защите «____» _________________________
Руководящие материалы ___________________________________________

( техническая литература, ГОСТы)
Руководитель _________________ доц., к.т.н., Анисимова М.А.
Задание принял к исполнению __________________« » февраля 2023 г.
Аннотация
Данная курсовая работа содержит 38 страниц, в том числе 8 таблиц, 10 рисунков, 3 чертежа.

Данная курсовая работа состоит из семи частей:

Часть 1 состоит из назначения посадок гладких цилиндрических соединений;

Часть 2 состоит из расчета параметров посадок;

Часть 3 состоит из построения схемы расположения полей допусков подшипника на вал и в корпус;

Часть 4 состоит из расчета резьбового соединения

Часть 5 состоит из расчетов линейной размерной цепи методом полной взаимозаменяемости и теоретико-вероятностным методом;

Часть 6 состоит из разработки конструкторских чертежей двух деталей;

Часть 7 состоит из сборочного чертежа.


Содержание

Введение……………………………………………………………………..

6

1.Назначение посадок гладких цилиндрических соединений……………

7

2.Расчет посадки для гладкого цилиндрического сопряжения с натягом……………………………………………………………………….


12

3.Расчет параметров посадки………………………………………………

15

3.1 Расчет посадки с зазором……………………………………………….

15

3.2 Расчет посадки с натягом……………………………………………….

17

3.3 Расчет переходной посадки…………………………………………….

20

4.Схема расположения полей допусков посадочных размеров подшипников и сопряженных с ним деталей………………………………


23

5. Нормирование точности резьбового соединения………………………

24

6. Расчет размерной цепи……………………………………………………

27

Заключение…………………………………………………………………..

37

Список использованной литературы………………………………………

38





Введение

При современном развитии науки и техники, при организованном массовой производстве стандартизация, основанная на широком внедрении принципов взаимозаменяемости, является одним из наиболее эффективных средств, способствующих прогрессу во всех областях хозяйственной деятельности и повышению качества выпускаемой продукции.

Курсовая работа обобщает и систематизирует теоретические знания, учит применять данные знания для решения практических задач, возникающих в производственных условиях.

В процессе выполнения работы студент должен научиться пользоваться необходимой справочной и нормативно-технической литературой, обоснованно назначать допуски и посадки на соединения.

Цель курсовой работы:

  • Сделать обоснованный выбор посадок по сопрягаемым деталям;

  • Подсчитать предельные размеры, величины зазоров (натягов) для трех различных по характеру сопряжений – подвижных, переходных и неподвижных. Построить схемы расположения полей допусков деталей этих сопряжений. На схеме расположения полей допусков необходимо указать допуски и отклонения, предельные зазоры (натяги) посадки;

  • Нарисовать схему расположения полей допусков подшипника на вал и в корпус;

  • Выполнить расчет размерной цепи методом полной взаимозаменяемости и теоретико–вероятностным методом;

  • Назначить допуски на детали резьбового соединения;

  • Разработать конструкторские чертежи двух деталей, для одного из рассчитанных соединений с указанием точности размеров, отклонений формы, расположения и шероховатости посадочных поверхностей;

  • Оформить сборочный чертеж заданного узла с указанием назначенных посадок. Размеры на чертежах узла и деталей, не указанные в задании, выполнить по общим масштабным соотношениям чертежа задания.



  1. Назначение посадок гладких цилиндрических соединений

Одной из задач, решаемых при конструировании любого изделия, является назначение посадок в соединениях его деталей.

Известны и используются при конструировании три метода назначения посадок:

  1. Метод аналогов заключается в том, что конструктор назначает посадку на основании опыта эксплуатации подобной по конструкции машины, где имеется аналогичное соединение. Метод приемлем только в случае полной тождественности условий работы соединения. Если это условие не соблюдается, то нельзя гарантировать, что назначенные посадки будут оптимальными.

  2. Метод подобия является развитием метода аналогов. Он возник в результате классификации деталей по конструктивным и эксплуатационным признакам и выпуска справочников с примерами применения посадок. Для использования этого метода нужно выявить аналогию конструктивных признаков и условий эксплуатации проектируемой сборочной единицы с признаками, указанными в справочниках. Недостатком методов аналогов и подобия является сложность определения признаков однотипности и подобия.

  3. Расчетный метод  это метод, при котором в соединениях деталей назначают посадки, обеспечивающие получение зазоров или натягов, определенных расчетным путем. Этот метод является наиболее объективным и точным методом назначения посадок, но и наиболее трудоемким. Последнее обстоятельство ограничивает область его применения наиболее ответственными, определяющими эксплуатационные характеристики изделия соединениями.


В зависимости от служебного назначения и условий эксплуатации изделия соединения деталей имеют различный характер. Они могут быть подвижными (обеспечивающими возможность относительного перемещения соединяемых деталей) и неподвижными.

Характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки называют посадкой.

Различают посадки: с зазором, с натягом и переходные.

  • Посадки с зазором характеризуются наличием зазора S в соединении вала и отверстия сопрягаемой с валом детали , величина которого зависит от действительных размеров деталей. В посадках с зазором диаметр отверстия всегда больше диаметра вала (рис. 1.1, а); чем больше диаметр отверстия и меньше диаметр вала, тем больше зазор. Для каждого конкретного соединения и определенных условий его эксплуатации есть оптимальный зазор, обеспечивающий требуемое качество изделия. В посадках с зазором на схемах полей допусков поле допуска отверстия располагается выше поля допуска вала.

  • Посадки с натягом характеризуются наличием натяга N в соединении вала и отверстия, величина которого зависит от действительных размеров деталей. В посадках с натягом до сборки диаметр вала всегда больше диаметра отверстия; чем больше диаметр вала и меньше диаметр отверстия, тем больше натяг в соединении деталей. На схемах полей допусков посадок с натягом поле допуска вала располагается выше поля допуска отверстия.

  • Переходные посадки  это такие посадки, в которых в зависимости от действительных размеров деталей в соединении получают или зазор, или натяг. Для этих посадок характерно наложение поля допуска вала на поле допуска отверстия, вследствие чего в соединении получают зазор, если действительный размер отверстия больше, чем действительный размер вала; в противном случае в соединении получают натяг.

Единая система допусков и посадок (ЕСДП) предусматривает образование посадок в системе отверстия и в системе вала.

  • Посадки в системе отверстия  это посадки, в которых требуемые зазоры или натяги получают сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия.

  • Посадки в системе вала  это посадки, в которых требуемые зазоры или натяги получают сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала.


При выполнении курсовой работы, исходя из конструкции, назначения и условий работы деталей, используя метод подобия были назначены посадки на все соединения узла. Выбранные посадки представлены в таблице 1.

Таблица 1-Выбор посадок

Номера

деталей

Наименование деталей

Характер

соединения

Система образования посадки

Номинальный размер соединения

Рекомендуемые посадки

Выбранная посадка

1-3

Крышка-стакан

Зазор

СО

100

С.340 p.1.69 H9/f9; c.323 р.1.58 H7/h11; c.307 p.1.51 H9/f9

100 H7/c8


2-5

Шлицевой вал-шарикоподшипник

Шлицевое

СВ

45

c.323 р.1.58 k6;

c.342 р.1.57 k6; c.340 p.1.70 k6

45 n6


2-6

Шлицевой вал-шестерня

Шлицевое

СО

50

Для шлицевого соединения с параметрами z=8, d=36 мм, D=40 мм, b=7мм, c центрированием по d, с посадками по и по



Для отверстия этого же соединения

И вала

Допускается не указывать в обозначении допуски нецентрирующих диаметров. Например, при центрировании по наружному диаметру с посадкой по диаметру центрирования и по размеру b



То же при центрировании по боковым сторонам



2-7

Шлицевой вал-кулачковая полумуфта

Шлицевое

СО

50





2-9

Шлицевой вал-втулка

Зазор

СО

45

c.309 p.1.54 H8/f9; c.306 p.1.48 H9/h8; c.341 p.1.72 h9/d9

45 H7/c8


2-10

Шлицевой вал-распорная втулка

Зазор

СО

45

c.306 p.1.48 H9/H8, c.309 p.1.54 H8/f9, H9/f9,c.343 p.177 H8/f9: H9/f9

45 H7/c8


3-4

Стакан-корпус

Переходное

СО

110

c.323 р.1.57 H7/k6, c.327 H7/k6; c.329 H7/m6

110H8/n7


3-5

Стакан-шарикоподшипник

Зазор

СО

100

c.323 p.1.58 H7; c.342 p.1.75 H7

100 H7


8-9

Шестерня-втулка

Натяг

СО

55

c.343 p.1.77 H8/u8; c.344 H8/s7 u H8/u8; c.340 p. 1.69 H7/p6

55 H8/z8

11-2

Шарикоподшипник-шлицевой вал

Шлицевое

СВ

45

c.323 p.1.58 k6; c.342 p.1.75 k6; c.340 p.1.70 k6

45 n6

11-13

Шарикоподшипник-стакан

Зазор

СО

100

c.323 p.1.58 H7; c.340 h.1.70 Is7

100 H7


12-13

Корпус-стакан

Переходное

СО

110

c.323 p.1.57 H7/k6; c.327 H7/k6; c.329 H7/m6

110 H8/n7


13-14

Стакан-крышка

Зазор

СО

100

c.340 p.1.69 H9/f9; c.323 p.1.58 H7/h11; c.307 p.1.51 H9/f9

100 H7/c8