Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 3.4

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний об особенностях и технологиях работы по развитию речи младших школьников; формирование умений применять полученные знания при обучении младших школьников русскому языку. 

Задание 1.

Работа по развитию речи на произносительном уровне включает в себя реализацию следующих направлений:

а) работу над дыханием;

б) работу над дикцией;

в) работу над интонацией;

г) работу над орфоэпией.

 Охарактеризуйте каждое из данных направлений работы по плану:

1.    Цели работы.

2.    Содержание работы.

3.    Конкретные примеры реализации работы по данному направлению в 1, 2, 3, 4 классах (по одному примеру на каждое направление).

Последовательность работы над формированием речевого дыхания

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

Техника выполнения упражнений

- воздух набирать через нос

- плечи не поднимать

- выдох должен быть длительным и плавным

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Формируем правильный выдох

Основные моменты правильного речевого дыхания:

  • Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.

  • Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».

  • Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!

  • Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды


Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

  • Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.

  • Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха.

  • Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи, или через час после приема пищи.

  • Упражнение повторяется 3-5 раз;

  • Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;

  • Обязательно чередовать с другими упражнениями.

На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует сначала научить малыша совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох, используя игровые упражнения.

Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу (подготовительный этап)

С этой задачей помогут справиться следующие упражнения и игры:

«Качели»

Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох - через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

«Лети-порхай»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Оборудование: узкая коробка из-под рулета красочно оформленная, фигурки из материала легкой текстуры, привязанные на нити.

Ход игры: - Наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите, запорхали бабочки, листочки. Закачались звездочки на небе, цветочки от легкого ветерка Покажи, как? Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

2. Виды упражнений для развития дикции и четкости речи

Чтобы добиться четкого и правильного звукопроизношения, разработано множество логопедических методик. Регулярное выполнение упражнений способствует грамотной речи и хорошей дикции.



Виды упражнений:

  1. Артикуляционная гимнастика. Является подготовительным этапом в работе над дикцией. Малая подвижность речевого аппарата не позволяет детям правильно произносить звуки. Артикуляционная гимнастика заставляет органы работать скоординировано.

  2. Работа с дыханием. Тренировка дыхания необходима для повышения выносливости голосовых связок.

  3. Произношение скороговорок. Это уникальный и простой материал для работы над дефектами речи. Позволяют добиться четкости произношения.

  4. Дикционные таблицы. Предназначены для развития правильного произношения согласных в трудных сочетаниях. Нагружают речевые мускулы, развивая их активность.

Упражнения для дикции

Многих родителей интересует вопрос: как натренировать хорошую дикцию и иметь грамотную речь?

Работа над дикцией предполагает постановку голоса и правильного дыхания. Для этого подходят следующие упражнения:

  1. Встаньте ровно. Резко через нос вдохните как можно больше воздуха. Задержите дыхание на несколько секунд и так же резко выдохните.

  2. Сделайте вдох, задержите дыхание на 3-4 секунды, медленно выдыхайте, произнося: ррррр.

  3. Выпишите на листок несколько труднопроизносимых слов, например: экспересионизм, электрометаллургический, бронетранспортер и т.д. Повторяйте их пока не научитесь четко выговаривать все буквы.

  4. Возьмите любое короткое стихотворение, прочитайте его с закрытым ртом. Задача-говорить громко и четко, чтобы вас слышали и как можно лучше поняли.

Скороговорки для развития дикции

Как же выработать хорошую дикцию быстро и без особых усилий? Самый доступный способ — скороговорки. Сначала произнесите ее медленно и беззвучно, только губами. Затем повторите, четко проговаривая каждый звук. Если в спокойном темпе получается выговорить все звуки, можно увеличить скорость.

Скороговорки на отработку различных звуков:

  1. Звук «Ж». Жук летел-жужжал, жужжал, Жук бежал-жужжал, жужжал, Жук на ветку сел, сказал:  Ж-жжу. Как я жужжать устал!

  2. Звук «К». Кукушка квакушке весь день куковала, Квакушка кукушке на это сказала: Какие прекрасные в песне слова! И громко заквакала: -Ква! Ква-ква-ква!

  3. Звук «Ш». Сшила Шура мишке шапку и штанишки, Сарафанчик милый Шура зайке сшила. Шарфик Шура сшить спешит, Он из шелка, шелк шуршит.

  4. Звук «Б». Если бы да кабы, не росли в лесу грибы, Белкам ждать зимой беды-Все б остались без еды. Отрабатывать дикцию при помощи скороговорок необходимо ежедневно по 15-20 минут.


3. Тема: Разные по интонации предложения.

Цель:   Научиться правильно читать предложения разные по интонации, произносить с правильной интонацией, правильно интонировать несложные предложения,

Определять вид предложения по интонации и смыслу.

Планируемые результаты:

Личностные:

осознание причастности к успеху в учебной деятельности,

формирование позитивного отношения к предложенным заданиям

осознание значимости разных видов предложений для общения людей

Регулятивные:

Учиться выполнять предложенную работу, находить и исправлять свои ошибки

Познавательные: 

 извлечение необходимой информации из потока речи, выполнение заданий с ориентацией на слуховое восприятие

Коммуникативные:

формировать умения объяснять свой выбор,

достаточно точно выражать свои мысли

Усвоение правил строения предложения, использование графической символики.

Оборудование: учебник, презентация, карточки со знаками (. ? !)

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Вы друг другу улыбнитесь,

Сядьте ровно, не ленитесь!

-Ребята, для чего мы приходим на уроки каждый день?

 ( Чтобы научиться думать, рассуждать, исследовать, объяснять, получать новые знания….)

2 Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика.

Записали число, классная работа.

Выпишите букву, с которой начинаются слова цапля, цыпленок, цирк. (Ц, ц, Цц)

Индивид. Харченко – выписывание в тетради.

Прочитайте, пожалуйста! СЛАЙД 1

Молоко, осы, дети, сом, бежал, льётся, весёлая, отважный.

- Что можно сказать по этому поводу?

(Это просто отдельные слова, набор слов)

Прочитайте далее: ЗДЕСЬ ЖЕ СЛАЙД 1

Целый день льет дождь. Деревья сбросили листву. Ребята пришли в школу.

-Что можем сказать по этому поводу?

(Это предложения, потому что они содержат законченную мысль, слова связаны по смыслу)

- Какие бывают предложения?

- Как мы в устной речи различаем вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения?

(Голос, интонация)

3.Тема урока

Как вы думаете, какая будет тема урока?

СЛАЙД 2

- Тема урока «Разные по интонации предложения».

Мы научимся правильно читать предложения разные по интонации, научимся правильно определять предложения на слух, произносить с правильной интонацией.


-А вы хотите этому научиться?

- А зачем вам это нужно?

( Чтобы использовать в речи, в жизни)

 

4. Работа по теме урока.

СЛАЙД 3

! - восклицательный

? - вопросительный

. – точка

Послушаем стихи об этих знаках препинания.

Если мысль закончил ты,        

Записал на строчку,

Не забудь, в конце поставь

 Кругленькую точку.

 Чувства сыплются наружу!

Восхищение в словах!        

Торжество, тревога, ужас –

Восклицательный здесь знак!

С почемучкой дружишь ты?

Значит и в тетрадке        

Знак вопроса смело ставь

Будет всё в порядке.

-Работа по учебнику с. 80

-Поиграем в «Театр». Научимся держаться на сцене, работать над своей интонацией и речью.

Прочтите предложения. Обратите внимание на знаки в конце.

(Произносят. Работаем над интонацией.)

-Что помогло вам правильно определить интонацию?

(Знаки в конце предложений)

-Значит, как на письме показать разную интонацию?

( Есть знаки препинания ! ?  .)

(Работа со 2 и 3 группой предложений).

Записываем упражнение в тетрадь.

Индивид. Харченко – списывание с букваря.

Физминутка.

5. Закрепление.

А теперь поиграем. Я буду читать предложения, а вы будете определять, какой знак надо ставить в конце данного предложения. У вас есть на столах карточки со знаками препинания. Вы должны поднимать нужную карточку.

Мы сделали перерыв на обед.

Скажите, пожалуйста, который час?

Ой, молодец!

Сколько стоит молоко?

Маша принесла букет цветов.

Какая злая собака!

Проверьте себя. У кого были ошибки? Молодцы!

-Молодцы! Вы справились с заданием.

Вернемся к учебнику. С 80, упр. 2.

( Разбираем. Выполняют.)

6. Итоги урока. Рефлексия

Какая была тема урока?

Какие задания выполняли?

-Зачем нам нужны эти знания?

(Чтобы наша речь стала красивой и богатой, интересной и понятной, чтобы нас понимали окружающие, чтобы мы грамотно разговаривали)

Ребята, кому на уроке было интересно, для кого урок был познавательным?

У кого остались вопросы?

Для кого это был урок прошел без особой радости?

Оценки за урок.

Д/з: стр. 80, упр. 3 (Разбор).

Индивид. Тощев, Самко – стр. 81, списать предложения в рамочке, Харченко – выписывание в тетради.

4.1 урок