ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чухломский краеведческий музей был основан 17 апреля 1919 г. группой местных краеведов: Л.Н. Казариновым, А.Н. Черногубовым, А. А. Остаповичем на средства, выделенные Уездным отделом народного образования (УОНО). В феврале 1945 г., на основании решения городского и районного Советов депутатов трудящихся, в ознаменование 125-й годовщины со дня рождения А.Ф.Писемского, музею было присвоено имя писателя -земляка А.Ф.Писемского.
Музей располагается на первом этаже 2-х этажного кирпичного дома постройки 1916 г. купцов Климовых.
Основа музейной коллекции была заложена в 20-40-е гг. XX в. Тогда из усадьбы Клусеево помещиков Катениных были переданы портреты бывших владельцев этой усадьбы, предметы домашней утвари, некоторые предметы мебели 19 века. Разнообразна этнографическая коллекция предметов домашнего крестьянского обихода тоже 19 века.
В зале дворянства Чухломского уезда 18-19 века как я и говорила располагаются портреты и предметы самого большого и богатого дворянского рода на Чухломской земле - дворянского род Катениных. С давних времен, с 15 века Катенины поселились на чухломской земле. Первый из дошедших до нас документов о владении Катениных в Костромском крае датировано 1446 годом. Начиная с этого года, архивы сохранили немало документов о службах и о земельных владениях Катениных.
К началу 18 века во владении Катениных находились большие три поместья в пределах бывшего Чухломского уезда, со многими деревнями.
Это были три села Клусеево, Бореево и Занино. Эти три поместья изображены на фотографиях. Село Клусеево наиболее древняя вотчина Катениных. Она находилась во владении этой фамилии с 1446 года вплоть до января 1918 года, то есть до национализации (Национализация-это процесс преобразования частных активов в государственные активы путем передачи их в государственную собственность национального правительства или государства
) имения, в общей сложности почти половину тысячилетия, случай уникальный во всей истории России, ведь обычно обычно дворянские поместья быстро переходили из рода в род, будучи проданными или проигранными, отданными в наследство, обмененными или сбытыми с рук каким – либо иным путем. Исключительная преданность Катениных своей вотчине обнаруживает в них родовое чувство патриотизма в отношении к своей «малой родине», а, следовательно, и к большой. Клусеево явилось сосредоточением традиций катенинского рода, оно стало подлинно культурным дворянским гнездом с многовековой историей, отраженной в домашнем архиве, фамильной галерее и личной библиотеке.
Древний служилый род Катениных внесен в шестую часть книги костромского дворянства. Первый из дошедших до нас документов о костромских владениях Катениных, датированный 1446 годом подписан великим князем Дмитрием Юрьевичем, прозванный Шемякой.
У Катенина было много потомков. Потомки Кузьмы Гавриловича, наследовавшие Клусеево, занимали разные административные и военные должности в Московском государстве.
Архивные документы хранят имена и фамилии сотен представителей этого рода, но наиболее близки к нам по времени следующие его представители
Федор Иванович Катенин(1716 – 1787), служа в Семеновском полку с 1736 по 1762 год, был по порядку жалован чинами и отставлен от службы в чине полковника. Женился Федор Иванович около 1755 года на Матрене Васильевне Толбузиной, дочери помещика Солигаличского уезда Василия Ивановича Толбузина. Основным местом жительства он избрал усадьбу Бореево, где в 1776 году построил каменную Богоявленскую церковь.
У Федора Ивановича было детей, не считая умерших в юности, три сына и одна дочь. Старшая дочь Анна родилась 17 июля 1756 года и выдана замуж за костромского наместника Алексея Давыдовича Голостенова. Следующим был Александр Федорович, родившийся 7 августа 1757 года, потом Николай Федорович, родившийся 9 мая 1760 года, и самый младший Андрей Федорович, родившийся 11 октября 1768 года. По смерти своего отца, Эти три брата разделили оставшееся после него имение примерно на три равные части. Бореево стало принадлежать Александру Федоровичу, Занино получил Николай Федорович, на долю Андрея Федоровича пришлась усадьба Клусеево с деревнями Титово, Якушево, Пустошка, Селино и другие. В каждой доле было примерно по 200 душ мужского пола и 4000 десятин земли.
После этого раздела, потомство Федора Ивановича образовало три отдельные линии рода Катениных.
Александр Федорович Катенин и его потомки (отец Павла Катенина), его портрета нет на выставке.
На выставке представлен сын Андрей Федорович Катенин и внук от старшего сына.
Так же на выставке представлены портреты другие представители дворянского сословия Лермонтовы и Шелешпанские.
Все представленные предметы домашней утвари, некоторые предметы мебели они так же 19 века. Все вещи из дворянских усадеб. Вещи дворянского сословия.
Если вы обратите внимание то вот эта «тумбочка и подставка для хранения бумаги и перо с чернильницей» были привезены из усадьбы Клусеево, Катенин очень любил играть в театре и переводил пьесы и был наставником у актёров.
Вот этот предмет называется «изразцом» им были отделаны в усадьбе Клусеево печки и камины.
Следующие предметы которые были в обиходе у дворян Катениных представленные на выставке это «зеркало» и «стойка для курительных трубок и зонтов, тростей».
«Буфет» купеческий был подарен музею Парфеновыми из усадьбы Малая Святица.
Стол для игры в карты или по другому «Ломберный стол» он так же привезён из усадьбы Клусеево. Этот ломберный стол стоял в купеческом клубе.
Следующий экспонат музея это стол и стулья так же привезены из Катенинской усадьбы, деревни Клусеево.
На столе представлена старинная посуда «Кузнецовский фарфор» и подсвечник и посуда для охлаждения напитков. Кузнецовский фарфор очень ценился.
В каждом дворянском доме раньше были грамофоны и пианино на нашей выставке грамофон ти пианино 19 века из дома Катениных. Граммофон называют «зеркалом времени». Это старинный инструмент, хранящий и передающий интонации прошлого. В звуковую дорожку пластинки уложена не только культура, но и сама жизнь. Звучание граммофона неповторимо. Сквозь ноты мы слышим звуки прошлого. Они отчетливы и возвышенны. Вслушиваясь в эти интонации, можно расслышать самого себя: искреннего, сегодняшнего, настоящего.
Представленные на выставке копия картины художника Быкова Александра Александровича «Сватовство майора» 1970 год.
Вторая картина была написана художником Бровиным Николаем Андреевичем на ней изображены «Писемский и Достоевский» 1970 года.
Следующая наша выставка
«Крестьянский быт Чухломского уезда».
Русские люди много трудились. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду. И мы переходим с вами к следующим экспонатам.
В зале представлены три вида посуды первая посуда была сделана из береста. Берестяная посуда была прочной и даже многие использовали....
Вторая посуда была деревянная на выставке представлены экспонаты деревянной посуды.
Затем люди решили обмазать глиной посуду из береста и приготовить пищу на костре. Но во время приготовления береста обгорело, а осталась глиняная прочная посуда. Так и стали в обиходе у людей глиняная посуда.При еде использовали деревянные ложки.
И затем невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, корчаги, кувшины, кубышки, миски, чашки, плошки. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения. Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу.
Вся посуда тоже 19 века.
У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты,
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
Кочерга, ухват, сковородник - это предметы, связанные с очагом и печью.
Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.
Это русский красавец – самовар. Наличие самовара в крестьянской избе говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей в первую очередь продавали самовар. Точное время появления самовара на Руси неизвестно, но вызвано оно было, без сомнения, широким распространением чая и возникновением обычая чаепития, которое стало своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решались семейные дела, заключались торговые сделки, происходил обмен новостями, велись диспуты и споры.
Перед вами утюг,
Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях,
Который был во всех дворах.
Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые.
В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку.
Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.
Следующим предметом нашей экспозиции является веретено.