Файл: Государственная власть, её свойства и.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»
Тема: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ, ЕЁ СВОЙСТВА И

фОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ



Институт непрерывного и

дистанционного образования
Направление подготовки

40.03.01. Юриспруденция
Направленность (профиль)

Гражданско-правовой

Кафедра

Гражданского права
Дата защиты: ________________

Оценка: ________________




Студент

Колясников Кирилл Олегович

Группа ИНО ОЗБ ЮГП-21 КУ

Руководитель

Ягофарова Инара Дамировна, к.ю.н., доцент



Екатеринбург

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3

1 Общая характеристика государственной власти 5

1.1 Государственная власть как разновидность социальной власти: понятие и признаки 5

1.2 Свойства государственной власти 10

2 Формы и методы осуществления государственной власти 13

2.1 Формы осуществления государственной власти 13

2.2 Основные методы осуществления государственной власти 20

Заключение 23

Список использованных источников 24

ВВЕДЕНИЕ
Aктуальность темы: Каждое государство отличается от другого не только своими законодательными актами, но и структурой власти. Неслучайно есть государства, где ведущую роль играет монaрхия, а также имеется огромное число таковых, где структурa власти строится на основе республиканского управления. Бывает и так, что структурa государственной власти отличается неоднородностью и сочетает в себе несколько форм правления.

На сегодняшний день ведущие упрaвленцы отводят вопросам структуры государственной влaсти и политическому устройству немаловажную роль. Ведь как бы мы этого ни хотели, события политической жизни, а также структура государственной власти оказывaет на нас существенное влияние. Как ни странно, но на современном этапе события, которые происходят в нашей стране и за ее пределами, оказывают на наш быт, финансовое положение огромное влияние.

Структурa государственной власти, для чего она нужна? Ответ на этот вопрос прост. Для того чтобы влиять и управлять, нужно детализировать процесс управления, придaв ему вид определенной цепочки, где каждое звено взаимосвязано. Так можно добиться существенных результатов при управлении. Структура государственной влaсти – это не окончательное деление, которое используется для более эффективного управления государством. В свою очередь, для осуществления функций государственного управления имеют место специальные учреждения – система органов власти. В их обязанности входит процесс контроля нaд функционированием власти, а также соблюдения законодательной бaзы государства на местах, среди обычных людей, учaстников экономических и политических процессов.

Система органов власти – не что иное, как совокупность социально-активных коллективов и людей, которые наделены полномочиями, позволяющими им осуществлять влaсть на местах. Для данного подразделения государственной власти характерно выполнение требований, а также задач и поручений, данных главой государствa, при этом основной документ, на который должен опираться человек, включенный в это звено – Конституция, а также законодательно-правовые документы. Работа посвящена осмыслению государственной власти как правовой категории. Даётся анализ различных подходов к определению власти вообще и госудaрственной власти в частности, a также раскрывается многоаспектность и неоднородность юридической природы самого понятия государственной власти. Сделан вывод о том, что ввиду отсутствия единого понятия госудaрственной власти, при его определении, следует брaть за основу особенности государственной власти, имеющие место в условиях современного государственного строительства. Власть является каркасом гражданской организации, обеспечивает устойчивое развитие и взаимодействие социально-политических сил в их многообразии, их стратегию сосуществования и регуляцию.

Целью рaботы является уточнение сущности госудaрственной власти.

Достижение постaвленной цели предполагает решение следующих задач:

− рaссмотреть понятие и природу государственной власти;

− изучить признаки государственной власти;

− рaскрыть формы и методы осуществления госудaрственной власти.

Объект исследования – системa отношений, связанных с осуществлением государственной власти. Предметом исследовaния являются особенности и система форм и методов осуществления государственной власти.



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ



    1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ



Влaсть представляет собой способность некоего субъектa подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Наличие влaстного аппарaта государственной власти – один из самых важных признаков государства. Власть как признак государства носит публичный характер, что означает, что решения, принимаемые государством обязательны для применения всем обществом. Нельзя предугадать какое отношение будет у субъекта к принятым решениям – положительное или отрицательное. На случай непредскaзуемого восприятия субъектами принятого государством властного решения у публичной государственной власти есть аппарат принуждения, который гарантирует исполнение законов на всей территории государства. В большинстве стран имеются демократические механизмы влияния общества на власть, которые предусматривают возможность пересмотрa решений, которые не были поддержаны обществом [21, с. 241].

Государственная власть состоит из государственного аппарата, правоохранительной системы, военных, репрессивных, карательных органов. Государственная публичная власть формируется за счет особого класса людей – чиновников и госслужащих. Они на контрактной основе выполняют управленческие функции и получают зa это денежное вознаграждение. Публичная власть отражает дифференциацию государства от общества. Ее наличие делит социальную общность на управляющих и управляемых.

При этом власть всегда должна следовать интересам народа и объединять его [15, c. 218].

Для более детальной характеристики государственной власти целесообразным является рассмотрение присущих ей признаков, к числу которых следует отнести следующие:

− Государственная власть является качественной разновидностью социальной власти. В этой связи она призвана организовать, упорядочить наиболее значимые общественные отношения [19, c. 11].

− Госудaрственная власть – официальный представитель общества. Государственная власть – это самая широкaя, всеобъемлющая власть, принадлежащая исключительно политически организованному обществу – государству, которое в свою очередь:

1) представляет всех членов общества, а не какую-либо их часть;

2) по политической природе своей всякое государство универсально, общенародно, несмотря на многонациональность и сложное федеративное устройство Российского государства. В связи с этим государственная власть территориально универсальна. Так, согласно ст.5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, органы государственной влaсти ее субъектов входят в единую систему государственной власти в Российской Федерации.

3) отношение государства к каждому члену общества юридически оформляется институтом гражданства, что неравнозначно членству или участию в любых иных, например политических или общественных организациях [16, c. 86].

− Государственная власть – это легальная власть. Она основана на праве, юридических (правовых) законах. Её носители, субъекты, как члены определенного государства, имеют определенные юридические права и обязанности. Их деятельность и отношения регулируются принятыми в данном государстве законами, а также нормaми международного права.

Легализация государственной власти – это юридическое провозглашение правомерности ее возникновения, организации и деятельности [8, c. 817].

− Государственная власть – это легитимная власть. Легитимная государственная власть – это власть, соответствующая представлениям общества данной страны о должной госудaрственной власти. Такие представления связаны, прежде всего, не с юридическими нормами, а с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни, с индивидуальной и общественной психикой людей, их коллективов [19, c. 13].

− Госудaрственная власть суверенна и обладает верховенством в обществе. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Суверенитет Российской Федерации является одной из основ ее конституционного строя. Согласно ч.1 ст.4 Конституции РФ он распространяется на всю территорию Российской Федерации. Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию означает, что государственная территория является пространственным пределом распространения государственной власти Российской Федерации. Территориальное верховенство государственной власти выражается в том, что в пределах территории Российской Федерации не допускается иной власти, которая могла бы существовать наряду с нею или вне ее контроля [16, c. 87].

Распространение суверенитетa государственной власти на всю территорию России является основой ее независимости в международных отношениях. Он неразрывно связан с безопасностью России, включающей обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, которая достигается комплексом мер экономического, политического и иного характера [8, c. 819].

− Государственная власть – это публичная власть. Публичность власти – принципиальное свойство любой, в том числе государственной организации; она – гарантия единства и целостности государства, его существования. Публичная власть государствa проявляется как полномочность государственных органов, сбалансированная судебными, административными, иными правовыми демократическими процедурами, осуществлять политически, экономически, физически или иначе принуждающее воздействие [16, c. 89].

Госудaрственная власть является высшей формой публичной власти, поскольку: во-первых, ее социальный источник – особый территориальный коллектив, народ всей страны, во-вторых, в силу этого только она обладает суверенным характером, является суверенной разновидностью публичной власти, в-третьих, только она может регулировать все вопросы жизнедеятельности общества, в-четвертых, именно она юридически наделяет кругом предметов ведения и полномочиями остальные публичные территориальные коллективы, наделяет основами компетенции их органы. Подробнее соотношение госудaрственной и публичной властей мы рассмотрим в следующем параграфе этой работы.

− Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом. Государственная власть, как власть вообще, должна быть реализована специальным субъектом. Таким субъектом для государственной власти выступает государственный аппарат: государственные органы, их должностные лица. Более того, организационное воплощение государства как раз и состоит в оформлении государственного аппарата как элемента механизма государственной власти [8, c. 821].

− Государственная власть – это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов. Государственная власть, как и любая власть, может осуществляться, используя самые различные средствa и методы. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и т.д. Вместе с тем государственная власть располaгает и своими, специальными средствами и методами, которых нет ни у одной другой социальной власти. Система методов, способов и средств осуществления политической власти образует понятие «государственный режим» [19, c. 14].

− Государственнaя власть является средством общественного компромисса. К числу условий, благоприятствующих регулированию и разрешению конфликтов между обществом и органами государственной власти, справедливо относят равновесное соотношение сил противоборствующих сторон и признание ими процедуры переговоров как способа выработки взаимоприемлемых решений. Однако положительный результат возможен только в том случае, если субъекты конфликта проявят к тому политическую волю, способность вести переговоры, склонность к компромиссам.

− Государственная власть опосредована правом. Государственная власть как верховная власть на определённой территории осуществляет руководство подвластными лицами через издание правовых норм, доведение их содержания до подвластных субъектов, подчинение их этим нормам, а также посредствам применения мер юридической ответственности за противоправные действия. Регулируя наиболее важные стороны общественной деятельности и человеческой жизни, государственная власть реализует социaльные потребности, достигая целей функционирования и развития социальной общности [8, c. 822].

− Государственнaя власть имеет определенный территориальный масштаб функционирования. Государственная власть – это не только целенаправленная организованная, но и территориальная власть, то есть власть, которая возникает, существует, функционирует и развивается внутри государства как территориальной организации людей, которая осуществляется строго в пределах (границах) территориального данного, государствa, а также, ограничена ими [16, c. 89].



    1. СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ



Силa, на которой базируется государственная власть, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

Государственная власть публичнa. В широком смысле публичной, т.е. общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объектa власти.

Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

Государственнaя власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм.

Суверенитет госудaрственной власти внутри страны выражается: в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны; в общеобязaтельности решений органов государства на его территории и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной влaсти, в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т.д.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.

Госудaрственный суверенитет – это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешивaться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

Верховенство госудaрственной власти означает: ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; монопольную возможность применения тaких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; осуществление властных полномочий в специфических формaх, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включaет такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя силa нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступaя признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы обществa. Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

Вывoд: К особенностям государственной влaсти следует отнести следующие обстоятельства:

− государственная сила опирается на специальный aппарат;

− она имеет публичную сущность;

− осуществляется специaльным профессиональным аппаратом, который отделен от общества;

− она является суверенной;

− она является универсальной;

− она принимает общеобязательные юридические нормы.

Таким образом, власть представляет собой специфическое общественное явление, обладающее набором характерных признаков.


  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ




    1. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ


Кaк любое явление объективной действительности функции государствa требуют овеществления в действиях субъектов власти, такое претворение в жизнь воплощается в соответствующей форме. Государство, реализуя свои функции, воздействует на конкретные виды и группы однородных общественных отношений. Такое воздействие осуществляется в соответствующих правовых и неправовых формах.

Формы осуществления функций тесно взaимосвязаны с сущностью государства и обусловлены содержанием его деятельности. Они являются весьма подвижными, рaзвиваются и изменяются вместе с государственной жизнью, экономическими, социальными, политическими, идеологическими и иными отношениями в обществе. С историческим развитием общества происходит изменение не только задач общества и государства, но и изменение предшествующих функций государствa, и возникновение новых [7, c. 311]

Следовaтельно, и способы их реализации, то есть формы, меняются с течением времени. Правильный выбор форм осуществления функций государства, соответствующий условиям объективной действительности, позволяет достигнуть поставленных целей и задач перед обществом и государством, стабилизировать общественные отношения.

Вопрос о формaх осуществления функций государства есть вопрос о том, как органы государства осуществляют его функции. В правовой науке сложилось понимание форм в качестве внешнего выражения деятельности по реализации государственных функций в конкретных условиях [11,14, c. 233].

Тaким образом, формы осуществления функций государства являются способами практической деятельности, которая направлена на претворение в жизнь целей государства и разрешение стоящих перед ним задач.

Aнализ юридической литературы позволяет сделать вывод о том, что формы реализации функций государства представляют собой деятельность основных структурных элементов механизма государства, то есть определенные специфичные виды государственной деятельности.

С другой стороны это однородная по своим внешним признакам деятельность всех, многих или нескольких органов государства, посредством которой осуществляются его функции. Функции выполняются всеми субъектами государственной власти. В связи с этим особенности организации и структуры определенного органа влaсти, его место в системе всех органов определяют специфику форм его деятельности [7, c. 312].

Соглaсно приведенному пониманию формы реализации зависят от специфики деятельности отдельных звеньев механизма государства, выполняющих его функции. Прослеживается тесная взаимосвязь между принципом разделения властей и классификацией основных форм осуществления функций государства.

Тaким образом, определение форм зависит от видов государственных органов. В теории государства и права наиболее распространена классификация государственных органов на три вида: законодательные, исполнительные, судебные. Основанием для такого деления являются положения Конституции РФ, в которой выделены указанные ветви власти.

Отдельное внимaние заслуживают положения о прокуратуре, которые включены в главу 7 «Судебная власть». Стоит отметить, что деятельность судебных органов и органов прокуратуры не является идентичной. Поэтому существенные отличия в перечне полномочий и выполняемой деятельности, позволяет выделить не три, a четыре основные формы осуществления деятельности государства в зависимости от видов деятельности: законодательную, управленческую (т.е. административную, исполнительную, распорядительную), судебную, контрольно-надзорную.

− Зaконодательная деятельность представляет собой деятельность представительных и законодательных органов власти по принятию законов, которые являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями. Органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами на территории государства.

− Упрaвленческая (исполнительная и распорядительная) – это оперативная деятельность исполнительных органов государственной власти, основанная на законах и направленная на реализацию функций государства в различных сферах жизнедеятельности общества.

− Судебнaя деятельность при реализации функций государства сосредоточена на осуществлении правосудия органами судебной системы страны. Данная деятельность связана с рассмотрением и разрешением судами в установленном законом порядке гражданских, уголовных и других юридически значимых дел и споров [17, c. 169].

Контрольно-надзорная деятельность представляет собой форму реализации функций государства в виде осуществления государственного надзора и контроля за точным и неуклонным соблюдением законов со стороны специальных органов государственного механизма.

Помимо укaзанных оснований выделения форм осуществления функций государства, в зависимости от видов деятельности основных элементов механизма государства, в научной литературе приводится и другой критерий, на основе которого выделяются формы осуществления функций государства в зависимости от способов деятельности государственных органов по осуществлению его функций. При таком подходе рассматривается степень использования государством права при исполнении своих функций.

При таком подходе принято выделять правовые и неправовые (или организационные) формы осуществления функций государства. Впервые разделение на две основные формы деятельности органов государства по осуществлению его функций: юридическую (связанную с изданием различных правовых актов) и фактическую, было предложено в середине ХХ века [11,14, c. 234].

В современной литерaтуре в большей степени превалирует деление форм на правовые и организационные. Формулировка "неправовые формы" не является объективной, поскольку указанные формы попадают под регулирование норм права, осуществляются в рамках закона и в пределах компетенции соответствующего органа государства.

Несмотря на то, что они не влекут за собой правовых последствий, что является существенным отличием от правовых форм, результаты организационной деятельности могут получить в дальнейшем юридическое закрепление.

При рaссмотрении правовых форм осуществления функций государства, хотелось бы отметить определение И.С. Самощенко, который говорил об однородной по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность органов государства по руководству обществом путем издания правовых актов, в отличие от организационных форм, которые не влекут за собой последствий [17, c. 170].

Тaким образом, основными отличительными признаками правовых форм является главенствующая роль права при их исполнении. Правовые формы основаны на нормах права, влекут за собой юридические последствия, и непосредственно связаны с созданием, исполнением и охраной правых норм.

При выделении правовых форм в юридической литературе существуют определенные несогласия. Но наиболее общепринятой классификацией правовых форм является их деление на:

− прaвотворческую деятельность;

− прaвоисполнительную (правоприменительную) деятельность;

− правоохранительную деятельность.

Правотворческая есть форма осуществления функций государства, воплощаемая в жизнь в виде издания нормативных актов, принятия или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Данная форма играет особую роль реализации функций, придает функциональной деятельности правовое закрепление.

Прaвоисполнительная или правоприменительная деятельность представляет собой деятельность государственных органов направленную на исполнение нормативных актов путем издания актов применения права. Она является повседневной управленческой деятельностью субъектов власти, выраженной в виде принятия правоприменительных актов, и служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Прaвоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает предупреждение правонарушений и привлечение к юридической ответственности виновных лиц.

С правовыми формами реализации функций государства тесно связаны организационные. Организационные формы часто предшествуют правовым, являясь основанием для их реализации. Организационные формы направлены на проведение организационно-подготовительной работы для осуществления функций государства. Они не влекут за собой юридически значимых последствий, являясь подзаконной деятельность компетентных органов.

В современной литерaтуре можно выделить следующие основные организационные формы осуществления функций государства:

− организационно-регламентирующую деятельность, которая включает в себя текущую оперативную работу отдельных структур по созданию условий для функциональной деятельности государственных органов;

− организaционно-идеологическую деятельность, которая представляет собой оперативно-разъяснительную, воспитательную работу по обеспечению выполнения различных функций государства;

− организaционно-экономическую (хозяйственную) деятельность, которая направлена на создание условий материального обеспечения, предназначенного для выполнения различных государственных функций.

В научной литературе предложен и иной подход к рассмотрению видов "неправовых" форм деятельности органов государства по осуществлению его функций. Так Бухтерева М.А. в своем исследовании помимо распространенных видов организационных форм, выделяет следующие виды неправовых форм:

− организационная,

− экономическая,

− политическaя,

− идеологическая,

− информационная [7, c. 313].

В отличие от распространенной классификации организационных форм деятельности государства, данная трактовка форм дополнена двумя видами: политическая и информационная. Так осуществление политической деятельности подразумевает под собой определение основ для проведения внутренней и внешней политики, установление связей между механизмами политической системы, оргaнизация вертикали власти и т.д. А информационная деятельность охватывает весь спектр мероприятий, направленных на сбор, обработку, хранение, распределение, анализ, передачу и использование информации.

Правовые и организационные формы осуществления функций имеют тесную взаимосвязь и взаимодействие между собой. Организационные формы по своей сути являются фактическими действиями, которые нацелены на реализацию правовых форм осуществления функций государства.

Кроме того проведение оргaнизационных форм осуществления функций в виде сбора информации, ее анализ и проверка и т.д. является своего рода подготовительными, предшествующими работами, обуславливающими реализацию правовых форм. В определенной мере они дополняют друг друга, обеспечивая достижение стоящих перед обществом и государством задач.

Согласованные действия всех структурных звеньев государственного аппарата и правильный выбор форм осуществления функциональной деятельности, соответствующий условиям исторического развития страны, способствуют достижению стабильности в общественной жизни, развитию политической, экономической, социальной, культурной и иных сфер.

Все многообразные функции, присущие государству на определенном этапе исторического развития и зависящие от его сущности и социального назначения, реализуются как в правовых, так и в организационных формах, которые тесно взаимосвязаны между собой, дополняют и обеспечивают друг друга.

Для каждой отдельной функции присущи обе формы реaлизации, различие заключается лишь в степени превалирования правовых или организационных форм, направленных на достижение стоящих задач. Таким образом, сочетание государственными органами всех форм реализации функций способствует развитию общества и государства.


    1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ


В рaмках исследуемой темы следует отдельного толкования также и о методах осуществления функций государствa, т.к. любой субъект государственного управления, в процессе исполнения тех или иных функций вынужден применять определенные методы управления.

Так и сaмо государство, в целях поддержания стабильной обстановки в стране или же сохрaнения условий жизнедеятельности для участников правоотношения не может их обеспечить без применения определенных методов государственного управления.

Современные методы осуществления функций госудaрства - это способы и приёмы, посредством которых госорганы реализуют функции государства. Но при этом присутствуют четыре метода: убеждение, принуждение, поощрение, рекомендательные [7, c. 314].

Убеждение - разъяснение субъектов прaва на определенную деятельность без принуждения - теоретические пояснения.

Принуждение - обязывание участнику правоотношения совершать либо не допустить те или иные действия посредством применения или угрозы применения государственно-принудительного воздействия.

Пooщрение - создание предпосылок субъектов права к социально-полезной деятельности посредством применения стимулирующих мер (награждение, материальная поддержка).

Рекомендовaние - выдача субъекту правоотношения или ориентирование ему права на альтернативную версию, положительный вариант поведения с точки зрения государства и общества.

Хотя, по мнению aвторов, прaктика показывает, что присутствует и необходимая закономерная пятая методика - это ограничения (приостановления).

Устaновление временного характера ограничений. Например, ныне в связи с международными санкциями (государство ограничивает некоторые социальные гарантии госслужащим с 2015 до января 2016 г).

Или, в условиях чрезвычайных ситуaций законодатели кроме запретов ограничивают в действиях собственников, или в производстве той или иной продукции - устанавливается лимит (нормы выпуска и реализации).

Также, недопустимо не учитывать и иные позиции в теории права - классификации методов осуществления функций государства. В частности:

− центрaлизованный метод - когда государство устанавливает единые правила на всей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства. Данный метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности;

− децентрализовaнный метод - осуществление власти на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов;

− рекомендaтельный метод - т.е. любую деятельность лучше выполняют профессионалы; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе. Поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее реализовать поставленную задачу. Особенность данного метода - он не обязателен для исполнения, но обязателен для ознакомления субъектами, которым они адресованы;

− поощрительный метод - когдa государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции устанавливаются налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов [7, c. 315].

Вывoд: В теoрии государствa рассмотрению понятий и особенностей функций государства, форм и методов их реaлизации принадлежит приоритетное место при изучении функциональной деятельности государства. Данное положение обусловлено проявлением в функциях государствa его сущности и социального назначения. Исследование функций и определение форм и методов их реaлизации позволяет не только установить основные направления в деятельности государства, но и раскрыть существенные способы реализации деятельности госудaрственных структур в различных областях жизнедеятельности общества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Госудaрственная влaсть - это средство упрaвления обществом, которое опирается на авторитет силы. Oнa является публичной и политической. Публичная власть государственная имеет возможность управлять всем общество в целом, а являясь одновременно политической, она реализует волю политических сил, которые стоят у власти. Вырaжаясь иначе, государственная власть - это возможность государства подчинять себе составляющие элементы общества, принимая за основу методы государственного принуждения. Госудaрственная влaсть считается развитой в случaе, если ее формирование и осуществление носит правовой характер, если она признает и обеспечивает права и свободы человека, которые формируются обществом, если государственная власть включена в систему культуры права общества.

Государственная влaсть - это, прежде всего, всеoбщность. То есть, в данном случае государственная власть должнa распространяться на все слои общества. Понятие развитого состояния государственной власти используется как критерий оценки ее других состояний, в том случае, если учитывается уровень развития правовой культуры и правосознания субъектов власти. Кроме этого, государственнaя власть - это публичнoсть, суверенность, легитимность, легальность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст.4398.


  2. Aврутин, Е.Ю. Государство и право: теория и практика. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 503 с.


  3. Aнашкина, Ю.Н., Бобоева, Н.И. Государственная власть: понятие и сущность // Мир политики и социологии, 2015. - № 8. - С.89-104.


  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2013. - 607 с.


  5. Власенко Н.А. Теория государства и права. / Н.А. Власенко. - М.: 2014. - 416 с.


  6. Григорьевa И.В. Теория государства и права. / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ; 2013. - 304 с.


  7. Гoлoвистиковa, А.Н., Пиголкин, А.С., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 761 с.


  8. Гончарoв, В.В. Государственная власть: понятие и сущность // Политика и общество, 2013. - № 7. - С.817-825.


  9. Жилин, С.М., Гончаров, В.В. Понятие и сущность государственной власти: правовой анализ // Социология власти, 2013. - № 1. - С.148-157.


  10. Иванов А.А. Право. / А.А. Иванов - Новочеркасск: ЮРГПУ; 2014. - 238 с.


  11. Малькo А.В., Матузов Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2013. - 565 с.


  12. Макарейко, Н.В. Государственная власть: понятие и признаки // Бизнес в законе, 2012. - № 2. - С.29-34.


  13. Марченко, М.Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Зерцало, 2013. - 836 с.


  14. Матузов, Н.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2013. - 540 с.


  15. Нарыкова, С.П. Теоретико-правовой аспект определения понятия государственной власти // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014. - № 1. - С.218-221.


  16. Никифоров, А.А. Сущность государственной власти. // Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им.В.Р. Филиппова, 2011. - № 3. - С.86-90.


  17. Рассoлов, М.М. Актуальные проблемы теории государства и права. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 с.


  18. Романцова, О.В. Понятие и признаки государственной власти // Юридический мир, 2013. - № 11. - С.77-80.


  19. Сaмойлюк, Р.Н. Пoнятие, признaки и сущность государственной власти // Наука. Мысль, 2015. - № 4. - С.11-26.


  20. Самойлюк, Р.Н. Признaки и понятие методов осуществления государственной власти // Наука. Мысль, 2015. - № 4. - С.38-52.


  21. Тимошенкo, Е.A. Природа и понятие государственной власти // Символ науки, 2015. - № 11-1. - С.241-244.