Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА 62
ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
преподаватель Ю.П. Чередниченко
должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
Реферат на тему |
Теория толпы и публики Г. Тарда |
по дисциплине: Технология управления общественным мнением |
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ
СТУДЕНТ ГР. № Z9622K 17.01.2023 А.Г.Мигранова
Студенческий билет №
номер группы
2019/3368
подпись, дата инициалы, фамилия
Шифр ИНДО
Санкт-Петербург 2023
Содержание:
1. Введение
2. Габриэль Тард и его социальная теория.
3. Разграничение публики и толпы в теории Г. Тарда
4. Характеристика толпы
5.Классификация публики
6. Лидер, с точки зрения Тарда
7. Выводы
8. Список литературы
1.Введение
Aктуaльность исследования работы классиков социологической мысли обусловлена тем, что сложные и противоречивые процессы происходящие в России и во всем мире, требуют социологов вновь обратить внимание на проблемы, которые долгое время оставались на втором плане.
Антропоцентрический подход становится характерной чертой социологии, а механизм складывания социальных процессов в переплетение бесчисленных линий взаимодействия между конкретными индивидами все больше становится областью исследования. В связи с этим возрастает интерес к работам исследователей прошлых лет, в творчестве которых данная проблема была первостепенной.
Одним из предшественников современной социологии является Жан Габриэль Тард. Ученый сосредоточил свое внимание на процессе социальных отношений «промежуточной деятельности», проблеме индивидов или «первичных социальных лиц», состоящей в способности проявлять сознательную инициативу и выступать центральным двигателем общественного прогресса.
Габриэль Тард исследует феномен толпы. Он обращает внимание на то, что толпа имеет определённый эффект. Он различал такие понятия, как толпа и публика и считал, что его век – это век публики. Толпа, по его мнению, как социальная группа принадлежит прошлому, это нечто низшее. Целью данного реферата является изучение наследия Габриэля Тарда, изучение его взглядов на психологию толпы и публики.
С политической точки зрения, как в зарубежной литературе, так и в отечественной, толпа рассматривается как любое массовое проявление протеста несанкционированное властями, что не совсем верно. Например, несанкционированный митинг бывает вполне организован, упорядочен и дисциплинирован. Хотя поведение людской массы изменчиво и, при определенных случайных или специально подготовленных кем-то обстоятельствах, она может начать вести себя по иррациональным законам толпы.
С социологической точки зрения под толпой следует понимать изначально неорганизованное или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели или утратившее ее, и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.
Толпа как социально-психологический феномен является объектом пристального внимания социологов, психологов, политиков, юристов. Актуальность данной темы определяется реальным пересечением теории и практики, что особенно явно ощущают сотрудники правоохранительных органов. В связи с этим теоретический анализ феномена толпы, имеет весьма важное значение.
Задачи данной работы заключаются в том, чтобы понять что такое «толпа», каковы её характеристики и виды проявления, определить какие силы движут поведением людей внутри этого феномена, а также выявить приемы и способы манипуляции этой стихийной массы индивидов.
2. Габриэль Тард и его социальная теория.
Габриэль Тард – французский социолог психологической школы, криминалист. Со времен Великой французской революции изучение массовой политической общности как толпа стало «модным». Это особое социально-психологическое явление не обошло вниманием и Г.Тарда, назвавшего толпу самой «старой» социальной группой после семьи. Ученый определяет толпу как множество людей, которые собираются в определенном месте в одно и то же время и объединены чувством, верой и действием. Толпа повторяет одни и те же действия, одни и те же крики, вопли. Обращаться к разуму толпы бесполезно. Своим криком, хлопаньем, топаньем заглушает любые действия тех, кто не умеет ее слушать. Чем больше толпа, тем ниже ее уровень. Из каких сословий людей не состояла бы толпа, она все равно теряет способность мыслить и владеть собой. Толпа ослабляет и уничтожает всякую индивидуальность, входящих в нее индивидов.
Анализируя психологию толпы, Тард различал бессознательную толпу ( движимую силой темных и разрушительных импульсов) и сознательную публику, которая выстраивает общественное мнение. Таким образом, по Тарду, стихийное настроение – это особенность народных низов, а сознательное мнение – это свойство «публики» или интеллектуальных привилегированных социальных групп.
В работах Тарда Г. нашли отображение следующие идеи: абсолютизация роли подражания в общественной жизни; исследование толпы как наиболее спонтанного проявления неорганизованной активности масс; дифференциация стихийного настроения и общественного мнения; анализ социально-психологического феномена умонастроения, которое он называл «социальной логикой». Признанный классик социальной психологии, он поставил ряд вопросов, стимулировавших развитие политической психологии.
3. Разграничение публики и толпы в теории Г. Тарда
Тард жил в то время, когда средства связи достигли довольно высокого уровня развития. Появились публицистика, радио, телеграф. Происходит интенсивная и обширная социальная жизнь. Благодаря соединению трех взаимодополняющих изобретений книгопечатания, железных дорог и телеграфа – пресса и журналистика приобрели огромную силу. Люди начинают мыслить другими категориями, чем прежде. В связи с развитием коммуникаций происходят изменения в характере толпы. Таким образом, помимо толпы, собравшейся в одном и том же замкнутом пространстве в одно и то же время, мы теперь имеем дело с рассеянной толпой, т.е с публикой, утверждает Тард.
Тард дает следующее определение этому понятию: «публика… есть не что иное, как рассеянная толпа, в которой влияние умов друг на друга стало действием на расстоянии, на расстояниях, все возрастающих».
Изначально существовала путаница в разделении понятий «толпа» и «публика».
Например, иногда говорят «публика театра/концерта», «публика собрания», здесь слово «публика» написано в значении толпа. Но этот смысл упомянутого слова не единственный и не главный, с точки зрения Тарда. И поскольку он постепенно теряет свое значение или остается неизменным, новый век с изобретением книгопечатания создал совершенно новый и особый род публики, которая постоянно растет и бесконечное распространение которой является одной из наиболее характерных черт нашего времени, говорит Тард.
Таким образом, Тард имеет дело с психологией публики, взятой в этом особом смысле слова, т.е как чисто духовной совокупности, как группы индивидов, разделенных физически и соединенных чисто психологической связью.
Тард утверждал, что между толпой и публикой много различий. Обычно можно присоединиться к нескольким группам публики одновременно, как это обычно и бывает, но к толпе одновременно можно принадлежать только к одной. Отсюда и большая нетерпимость толпы, а следовательно, и тех народов, где господствует дух толпы, потому что там человек полностью захвачен, унесен непреодолимой силой, не имеющей противовеса. Преимущество, по словам Тарда, связанно с постепенной заменой группы общественностью, всегда сопровождаемой развитием терпимости или скептицизма.
Толпа, как группа более естественная, больше подвержена внешним факторам. Толпа зависит от погоды, например, от дня недели, времени. Толпы чаще собираются летом, чем зимой. Публика же как группа высшего разряда не подвластна каким-либо изменениям или окружающей среды.
Отпечаток расы гораздо менее отражается на публике, чем на толпе. «Потому, что в образовании толпы индивидуумы участвуют только своими сходными национальными чертами, которые слагаются и образуют одно целое, но не своими индивидуальными отличиями, которые нейтрализуются; при составлении толпы углы индивидуальности сглаживаются в пользу национального типа, который прорывается наружу. И это происходит вопреки индивидуальному влиянию вождя или вождей, которое всегда дает себя чувствовать, но всегда находит противовес во взаимодействии тех, кого они ведут».
Что же касается того влияния, какое оказывает на свою публику публицист, то оно, если и является гораздо менее интенсивным в данный момент, зато по своей продолжительности оно более сильно, чем кратковременный и преходящий толчок, данный толпе ее предводителем. Влияние, которое оказывают члены одной и той же публики друг на друга, гораздо менее сильно, и никогда не противодействует, а, напротив, всегда содействует публицисту вследствие того, что читатели сознают одновременную тождественность своих идей, склонностей, убеждений или страстей.
Человек – это овца, умеющая думать. Импульсивный, эмоциональный, он устремляется к невидимому и неведомому. По команде он сгибается или выпрямляется, погружая тело и душу в массу и позволяя захватить себя, пока не изменится до неузнаваемости. Тарт был в этом убежден и его описание толпы хорошо это иллюстрирует.
«Но как ни разнятся толпы друг от друга по своему происхождению и по всем своим другим свойствам, некоторыми чертами они все похожи друг на друга; эти черты: чудовищная нетерпимость, забавная гордость, болезненная восприимчивость, доводящее до безумия чувство безнаказанности, рожденное иллюзией своего всемогущества, и совершенная утрата чувства меры, зависящая от возбуждения, доведенного до крайности взаимным разжиганием. Для толпы нет середины между отвращением и обожанием, между ужасом и энтузиазмом, между криками да здравствует! или смерть!».
Если иногда трудно обмануть человека, то ничего нет легче, как обмануть толпу. Толпа не рассуждает, она только повинуется своим страстям. Легкий антагонизм в толпе переходит в ненависть, просто желание превращается в страсть. И это происходит не только в уличной толпе, но и в каждом скоплении людей: во дворе, в школе, на концерте, в театре и т.д. Живой пример тому – театральная публика. Она все воспринимает сильнее, чем каждый из нее по отдельности отнесся бы к тому, что видит на сцене, не будь этого в переполненном зале и не заражаясь чувством соседа. Театральная толпа, по словам Тарда, еще более спокойная, потому что она сидит. Если она встает, то становится более взволнованной. Но самая опасная – это двигующаяся толпа, особенно бегущая толпа. Тут возбуждение может перейти все границы и вызвать панику или страсть к разрушениям.
Толпа заражает других и заражается сама. Толпа не может ничего обсуждать спокойно, даже если в нее входят умные и развитые люди, она ограничивается каждым индивидуально. В большом количестве группа, даже если интеллигентная, опускается до уровня обыкновенной уличной толпы. Его парадокс в том, что между собранием сорока преподавателей престижного университета и сорок дворников нет никакой разницы. Собравшись в большом количестве, публика, в первую очередь теряет способность владеть собой. Толпа чувствует на уровне примитивных эмоций, а не мыслит. А в это отношении дворник и преподаватель ничем не отличаются, оба чувствуют одинаково.
Все отличительные свойства толпы - нетерпимость, раздражительность, неспособность хладнокровно что-нибудь обсуждать, бывают у нее на лице. Она много говорит о своих правах и ни слова о своих обязанностях.
Когда в толпе обсуждают Конституцию, нашелся оратор, который сразу же призвал к созданию Демократической республики. Один вызвал аплодисменты, значит другому, чтобы заслужить аплодисменты нужно сказать что-то более сильное. Он мог повторить и тоже самое, что сказал предыдущий, сгустив краски. Бесконечное повторение одного и того же, которое невыносимо для человека, толпе никогда не надоедает. Если это льстит ее самолюбию, если меняются ораторы, их интонации, жесты.