Файл: Введение Материнский семейный капитал понятие и его правовая природа.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1283
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение
1.Материнский семейный капитал: понятие и его правовая природа
1.1. История возникновения материнского капитала
1.2. Роль материнского капитала в Российской федерации
2. Современные тенденции в применении материнского семейного капитала
2.1. Анализ использования материнского семейного капитала в Российской Федерации
2.2. Оценка применения материнского капитала в СКФО
2.3. Предложения по совершенствованию программы семейного капитала
Заключение
Список используемых источников
Введение
Демографическая проблема в России является одной из главных социальных проблем в последнее десятилетие. Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации . Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей из-за отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье. Проблемы семьи относятся к числу ключевых в России, поэтому государство отводит значительную роль для решения вопросов, связанных с разработкой семейной политики в стране. Семья – это один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей. Многие молодые семьи находятся в сложном материальном положении и нуждаются в поддержке со стороны государства и родителей. В связи с этим, Правительство РФ развивает федеральные социальные программы, направленные на оказание помощи молодым семьям в материальных вопросах. Одни программы социального характера предполагают лишь косвенные меры, а другие непосредственно помогают как родителям, так и детям. Но все эти программы поддержки материнства и детства объеденены одной целью - увеличить рождаемость в РФ и минимизировать последствия демографического кризиса в стране. В целях улучшения демографической ситуации в России детально прорабатываются вопросы государственной материальной поддержки и льготного обеспечения материнства и детства. Материнский капитал как необходимый элемент государственной семейной политики оказывает всестороннюю поддержку материнству и детству в стране, он выражается в создании государством условий, направленных на создание благоприятной обстановки, способствующей рождению, выживанию и защите детей, их полноценному развитию и реализации семьей всех ее функций в жизни общества. Фундамент концепции материнского капитала состоит из необходимости разработки эффективных программ поддержки семьи, материнства, детства, включающих в себя совершенствование системы выплаты и увеличение размера различных пособий гражданам, имеющих детей. Актуальность изучения материнского капитала как инструмента повышения рождаемости обуславливается тем, что материнство и детство нуждаются в более детализированном и структурированном мониторинге их положения, так как они требуют особого внимания со стороны государства. Объектом исследования является правовое регулирование дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Предметом исследования является механизм реализации правового обеспечения семей, имеющих детей, на материальную поддержку. Целью исследования курсовой работы является анализ и обобщение нормативных актов, регулирующих социальную поддержку семей, имеющих детей. Задачи курсовой работы: 1) изучить понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование; 2) рассмотреть роль материнского капитала в Российской Федерации; 3) рассмотреть тенденции в применении материнского капитала 4) провести анализ использования материнского (семейного) капитала в РФ; 5) дать оценку применения материнского (семейного) капитала в СКФО; 6) рассмотреть возможности совершенствования программы.
Предмет исследования – совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих материнский (семейный) капитал как дополнительную меру государственной поддержки семьям, имеющим детей, и практика их применения. Теоретическая и методологическая основа исследования. Работа основывается на теории и методологии, изложенных в трудах отечественных ученых по проблемам реализации государственной политики по социальному обеспечению семей с детьми. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялась мной на основе применения таких методов научного познания как системный и логический, также методов сравнительного анализа, синтеза и наблюдения. Положения действующего российского законодательства явились нормативной основой. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе рассматривается общая характеристика материнского капитала. Вторая глава посвящена современным тенденциям в применении материнского (семейного) капитала. В заключении подводятся итоги проделанной работы, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
-
Материнский семейный капитал: понятие и его правовая природа
Материнский (семейный) капитал - это государственная поддержка российских семей, в которых с 2007 года родился или был усыновлен второй ребенок (а также третий, четвертый и любой следующий ребенок, если до этого право на материнский капитал не возникало или не оформлялось).
Семьи, в которых начиная с 1 января 2020 года появился первый ребенок, также имеют право на материнский капитал. Для семей, в которых с 2020 года появился второй ребенок, материнский капитал дополнительно увеличивается на 188 681,53 руб. Для семей, в которых после 1 января 2020 года родился третий ребенок или последующие дети, материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 775 628,25 руб. в случае, если ранее право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не возникало.
После принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в российском законодательстве появилось правовое понятие материнский (семейный) капитал. [7; с. 3] (далее - Закон о поддержке семей).
Необходимо заметить, что в Законе о поддержке семей право на дополнительные меры государственной поддержки появляется при рождении (усыновлении) ребенка не только у женщин, но и у мужчин. Такое право имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, или же в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, можно сказать, что и мужчина, и женщина в принципе обладают равными правами в данной сфере. Так же право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у ребенка либо детей в равных на каждого долях в случае, если и мать и отец (усыновители) умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям.
Программы материнского капитала ,в нашей стране, оказала влияния на правовую систему. Если рассматривать материнский капитал, как отрасль права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует опираться на то , что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.
Проект федерального бюджета на 2023 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2023г. в бюджет заложено более 550 млрд. рублей на эти цели .Размер материнского капитала на первого ребенка в 2023 году составит 589,5 тыс. руб., что на 65 тыс. больше, чем в 2022 году, а на второго — 779 тыс. руб. (на 85,9 тыс. больше).
Итак, материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки
, установленных Законом о поддержке семей. Это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 года родился или был усыновлен второй ребенок (а также третий, четвертый и любой следующий ребенок, если до этого право на материнский капитал не возникало или не оформлялось). Семьи, в которых начиная с 1 января 2020 года появился первый ребенок, также имеют право на материнский капитал. Для семей, в которых с 2020 года появился второй ребенок, материнский капитал дополнительно увеличивается на 188 681,53 руб. Для семей, в которых после 1 января 2020 года родился третий ребенок или последующие дети, материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 775 628,25 руб. в случае, если ранее право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не возникало.
Право на материнский капитал подтверждает именной сертификат. Материнский капитал может получить женщина, родившая или усыновившая: первого ребёнка с 1 января 2020 года второго ребёнка с 1 января 2007 года третьего или последующего ребёнка с 1 января 2007 года. В некоторых случаях право на маткапитал возникает: у мужчин у детей. Получатель сертификата и ребёнок, в связи с рождением которого выдаётся маткапитал, должны быть гражданами РФ.
-
История возникновения материнского капитала
Большой проблемой в России является снижение рождаемости и сокращение общего числа детей . В изменяющемся обществе имеет место демографический переход. Снижение уровня жизни основной массы населения привело к тому, что женщины детородного возраста стали отказываться от рождения детей. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи - М.: Дрофа, 2006
Статья 38 Конституции Российской Федерации устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Целостность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.
К тому же, принцип дифференциации социального обеспечения реализуется путем установления социально значимых критериев как объективного (природно-климатические условия, вредные условия труда и т.д.), так и субъективного (состояние здоровья, возраст и т.д.) характера.
1.2. Роль материнского капитала в Российской федерации
Материнский капитал рассматривается как составляющая демографической политики государства (как инструмент государственной политики в решении демографических проблем государства). Это значение является первостепенным, потому что демографическая ситуация в РФ всегда являлась одной из важнейших социально-экономических проблем. Ухудшение демографического состояния страны в целом может привести к угрозе национальной безопасности. Так, например, снижение рождаемости приводит и к экономическим проблемам, т.к. сокращается численность трудовых ресурсов, растет пенсионная нагрузка на трудящихся, растут расходы, связанные с социальной защитой и системой здравоохранения. При этом деятельность органов социальной защиты и здравоохранения нацелена на поддержание достойного уровня жизнедеятельности более старшего поколения [5, с. 24]. Некоторые авторы рассматривают материнский капитал в более узком смысле - как форму дополнительной социальной поддержки семьи. Отмечается, что институт семьи выполняет одну из важнейших общественных функций - репродуктивную, т.е. принимает участие в воспроизводстве населения. Так же значимым условием является социализация, которую обеспечивает семья новому члену общества (приобщение к науке, культуре, обучение морально-этическим ценностям и т.д.). Все вышеперечисленное оказывает прямое влияние на демографическую ситуацию в стране. На сегодняшний день существует тенденция кризисных изменений состояния института семьи. Это проявляется в делении семей по уровню дохода на определенные слои, в увеличении числа разводов, в изменении взглядов на супружеские отношения и отношения между старшим и младшим поколениями. Материнский капитал, как социальная форма поддержки семей, является необходимым направлением, особенно в случае с молодыми семьями. Это связано с важностью привития традиционных ценностей института семьи молодым людям, что невозможно без определенного «стартового капитала». Создание такого инструмента, как материнский капитал, обусловило стремление государства создать новую форму социальной помощи, которая в долгосрочной перспективе должна привести к достижению глобальной цели - стимулированию рождаемости [4, с. 163]. Существует мнение о том, что материнский капитал является мерой социально-экономической защиты детей. В данной связи нельзя не отметить тот факт, что большое количество семей не решаются на рождение второго и последующих детей из-за отсутствия возможности предоставления детям всех необходимых благ и невозможности обеспечения им достойного уровня жизни. Роль материнского капитала здесь проявляется в тех направлениях, где его можно использовать. Все они прямо или косвенно связанны с благополучием детей [7, с. 125]. Интересным является мнение о том, что программа «Материнский капитал» является информационным аспектом демографической безопасности. Она раскрывается, прежде всего, через расчет соответствующих показателей на основе статистических данных, пред-ставленных в открытом доступе. Стоит отметить, что большинство таких данных в совокупном анализе показывают положительную динамику влияния материнского капитала на демографическую безопасность государства (причем в большей степени программа оказывает влияние на повышение рождаемости среди сельского населения) [3].