Файл: Вопрос методика нейропсихологического обследования детей двигательная сфера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 1. МЕТОДИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

У детей с задержкой психического развития и другими проблемами нередко обнаруживается возрастная недостаточность развития моторики, различных видов движения: движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лишних, ненужных движений, походка плохо координирована, снижены скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность. Обследование двигательной сферы начинается с изучения нарушения или сохранности общих харак- теристик движений ребенка. Следует отмечать: а) общую подвижность, б) устойчивость, неустойчивость походки, в) координацию движений, г) скорость, д) плавность, е) переключаемость, ж) ритмику, з) умение двигаться под музыку. Затем исследуются предметно-бытовые и предметно-игровые навыки: а) спонтанные действия ребенка с предметами (в игровой деятельности), б) произвольные действия с предметами по речевой инструкции "возьми кубик», «поймай мяч», «посмотри в окно», в) без речевой инструкции по подражанию. Затем исследуется произвольная форма разных видов праксиса. В этой части изучаются все виды праксиса. Тесты на выполнение предметных действий и их количество предлагаются с учетом возраста ребенка. Все тесты выполняются по показу и по подражанию. Дается вербальная (словесная) инструкция и показывается нужное действие рук. В необходимых случаях дополнительно применяются пробы либо облегчающие, либо затрудняющие выполнение теста, что позволяет уточнить механизм нарушения и найти зону ближайшего развития ребенка.

Исследуются все виды праксиса - динамический, праксис позы, оральный,

пространственный, конструктивный. Любое предметное действие может быть выполнено при условии, если с разных участков мозга поступают соответствующие импульсы в ответ на задачу - взять предмет, поднять или опустить руку и т.д. Каждый

участок мозга вносит свое специфическое участие в организацию полноценного предметного действия. Эта функциональная система, состоящая из различных афферентаций, всегда направлена на выполнение задачи. Повреждение какого-либо участка мозга или его недоразвитие ведут к нарушению всей функциональной системы и предметное действие нарушается, но всякий раз.по-разному, и это зависит от того, какой участок мозга поражен. Последнее можно узнать, если проанализировать ошибки выполнения тестов.


Праксис позы - направлен на исследование кинестетических ощущений, участвующих в движениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга.

Динамический праксис- исследуется динамическая организация действий, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое. Эта составляющая движения обеспечивается задне-лобными отделами коры левого полушария. Динамическую организацию движения обеспечивают и глубинные отделы мозга, которые обеспечивают совместную работу обоих полушарий (мозолистое тело и др.). Для исследования состояния этих зон мозга используется тест на реципторокную координацию движений.

Пространственный праксис- его исследование дает возможность судить о сохранности (или нарушении) пространственной и сомато-пространственной организации предметных действий, выполнение их в пространстве. Эта составляющая двигательного акта обеспечивается работой теменных и теменно-затылочных зон коры мозга и совместной деятельностью пространственного, слухового, вестибулярного анализаторов. В целом сложные пространственные действия обеспечиваются третичной зоной ТРО -височно- теменно-затылочной зоной. Исследование сохранности этого вида праксиса является очень важным, т.к. сохранность этой зоны необходима для формирования и реализации целого ряда важнейших ВПФ.

Конструктивный праксис — также направлен на исследование сформированности пространственного восприятия и оптико-пространственных действий (теменно-затылочные зоны мозга).

Двигательные программы; реакция выбора движения по речевой инструкции.

Все описанные пробы направлены на исследование элементарных двигательных функций и предметных действий. В жизни человеку чаще всего приходится выполнять более сложные движения и действия, которые представляют собой уже целые программы, и подчиняются они внутренним схемам. Эти движения требуют уже участия речи - или внешней, или внутренней и осуществляются они работой наиболее высоких уровней организации мозга.

Эти произвольные сложные программы действий чаще всего oбнаруживают несостоятельность при поражениях, дисфункциях, или при недоразвитии лобных и лобно- височных зон мозга. Нарушается и роль речи, регулирующей эти движения.

Наиболее сложный вид движений (действий) представляют собой движения по типу реакции выбора по речевой инструкции. Эти пробы направлены на исследование наиболее высоких уровней организации произвольных действий, регулирующей роли речи в двигательной системе.





Тесты

Материал

Инструкция

Анализ симптомов (ошибок)

Праксис позы - кисти руки

Тест на кинестетическую организацию предметных действий. Вытянуть вперед 2-й и 5-й пальцы (коза), 2-й и 3-й (ножницы), 2-й палец. Сделать кольцо из 1-го и каждого следующего пальца

По образцу -«делай как я»

По словесной инструкции -«вытяни 2-й и 5-й пальцы» и т.д.

Первичные ошибки -не дифференцируются 1-й и 5-й пальцы, трудности при попытке сделать кольцо, поиски поз, перебор пальцев в поисках нужной позы, ухудшение выполнения проб с закрытыми глазами и др. -говорит о дисфункции кинестетического ана- лизатора, теменных

отделов мозга

Динамичес- кий праксис

Тест на динамическую организацию двигательного акта.

  1. Кулак-ребро-ладонь;

  2. Ладонь - кулак - ребро (повторить 2 раза,

затем ребро -ладонь - кулак);

  1. Последовательное каса- ние стола 1-м, а затем 2-м пальцем; 2-м, а затем 5-м пальцем (1-2, 1-5) и т.д., и так менять позы несколько раз

По образцу:

«Посмотри, как делаю я и повтори» По словесной инструкции; «Сделай кулак -

ребро - ладонь и т.д. Слушай меня и делай так, как я говорю: 1-й палец, затем 2-й палец, теперь убери его; 1-й палец -5'й,

1-й - 2-й палец; 1-й-5- й...»

Первичные ошибки: а)персеверации; б) трудности переключения с одного элемента на другой; в)замедленность выполнения действия; г) трудности запоминания программы (путание последовательности движений внутри серии)и др.




Графическая проба

«забор»

Продолжай рисовать

«забор» по образцу, не отрывая руки

В графической пробе может инертно повто- ряться один из эле- ментов, трудности пе- реключения с одного элемента на другой, персеверации. Ошибки в этих двух тестах говорят об инертности в двига- тельной сфере и о за- интересованности в патологии задне-лобных отделов левого

полушария мозга

Реципрокна я координаци я

Тест на динамическую организацию двигательного акта. Смена рук с од- новременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти

«Делай как я». Положить кисти рук ладонями вниз, попеременно сжимать в кулак одну руку, при этом разжимать другую, менять позы (кулак - ладонь); обязательно одновременное и плавное переключе- ние

Исследуется динами- ческая организация движений, но протека- ющая на более низком уровне строения мозга - это поражение

мозолистого тела или парасаги-тальных отделов мозга. При этой локализации поражения мозга распадается ко-

ординированное дви- жение рук


Простран- ственный праксис

Тест на пространственную и сомато-пространственную организацию движения рук. Пробы Хэда. Одноручные пробы:

  1. кисть руки к подбородку, пальцами касаясь подбородка;'

  2. пальцами наружу. Двуручные пробы: кисть руки накладывается тыльной стороной на тыльную сторону кисти другой руки;

  3. к вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендику- лярно ладонь другой руки,

смена рук

По образцу: «Делай как я»

Ошибки:

  1. Замена правой руки на левую;

  2. Ошибки простран- ственного расположения рук;

  3. Путание левой и правой стороны и др. - связаны с дефектами движений рук в про- странстве, с нарушением пространственного гнозиса: дисфункция теменно-заты-лочных отделов мозга

Конструкти вный праксис

Тест на исследование про- странственного гнозиса, восприятия пространства.

  1. Копирование фигур, сделанных из палочек, спичек педагогом в том же пространственном расположении.

  2. Копирование геометрических рисунков пространственно ориентированных

По образцуI

Ошибки простран- ственного характера: ребенок неправильно располагает палочки внутри фигуры, путая правое и левое, низ и верх, иногда не может воспроизвести всю фигуру.

Это может говорить о недоразвитии затылочных и теменно-

затылочных отделов мозга

Оральный праксис

Артикулярный аппарат - губы, язык.

  1. Надуть щеки;

  2. Оскалить зубы;

  3. Поцокать языком;

  4. Вытянуть язык;

  5. Вытянуть губы в трубоч- ку;

  6. Подудеть, посвистеть

По образцу:

Те же или другие движения по речевой инструкции:

«Надуй щеки»,

«Посвисти» и ДР-

Элементы оральной апраксии встречаются при поражении нижних отделов сенсо-моторной зоны и теменно- височных отделов, прилегающих к ней

Символиче ский праксис

  1. Погрозить;

  2. Попрощаться (рукой);

  3. Сдуть пушинку с ладони;

  4. Поздороваться;

  5. Поаплодировать и др.

По образцу

Исследуется непроиз- вольный семантический уровень действий, действий ритуальных.

/1сследуется подкор- ковый уровень двига- тельного анализатора



Сложные двигатель- ные программы. Реакция выбора.

1)

Поднимани е (неподнима ние) рук в ответ на стук

2) Кулак палец

Работа рук

  1. На один стук – подними руку и сразу опусти. На два стука - не поднимай руку.

  2. Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я подниму палец, покажи мне кулак.

Направлены на исследование высших форм организации двигательной сферы, ее связи с речью, регулирующей движения роли речи, на концентрацию внимания и активность движений. Нарушения могут быть связаны со слабостью (дисфункцией) лобных и лобно-височных зон мозга.

Возможные ошибки:

эхопраксии, уподоб- ления, замедление, неконтролируемые движения, движения без инструкции.


Вопрос 2.

Диагностика познавательной сферы детей с ОВЗ: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, состояния устной и письменной речи (не менее 1 методики на каждую функцию);

Восприятие

Методика «Домик» (Н.И. Гуткина).

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Методика «Домик» позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Эта методика рассчитана на детей 5 – 10 лет.

Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Материал: картинка, изображающая домик, лист А4, простой карандаш.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй пожалуйста, точно такую же картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется листок – «Домик»). Не торопись, будь внимательным, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать не надо, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда начинай рисовать». По окончании работы ребенку предлагается проверить, все ли у него верно.