Файл: Вопрос методика нейропсихологического обследования детей двигательная сфера.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обработка результатов производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Безошибочное копирование оценивается в 0 баллов.
Ошибками считаются:
1. Отсутствие каких-либо деталей рисунка (4 балла)
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (3 балла)
3. Неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла)
4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл)
5. Отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл)
6. Разрывы между линиями в тех метах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв).
7. Залезание линий одна на другую (1 балл за каждое залезание).
При анализе рисунка так же надо обращать внимание на характер линий, которые могут говорить как о развитии мелкой моторики, так и о личностных особенностях ребенка. Хорошее выполнение рисунка оценивается как «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.
Внимание
Методика "Красно-черная таблица".
Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т(1) фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т(2) фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время выполнения Т(3) фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3) - (Т(1)+Т(2)).
Стимульный материал
|
Память
Методика «10 слов» (А.Р. Лурия).
Бобченко Т.Г., Пронина Е.В. Организация производственной практики в дошкольном образовательном учреждении. – Владимир, 2008.
Методика предназначена для изучения развития речевой кратковременной непосредственной механической памяти, динамики запоминания. Методика может быть использована для обследования детей, начиная с 5 лет. Проводится индивидуально.
Содержание методики включает инструкцию, стимульный материал, бланк для фиксирования ответов.
Стимульный материал представлен 10 именами существительными, не связанными между собой по смыслу, значение которых знакомо дошкольнику: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
Проводится в 5 этапов
Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Записываются в соответствующей ячейке слова, которые ребенок запомнил с ошибкой.
Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап). Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил,— все вместе, в любом порядке».
3 – 5 этапы. Инструкция: «Еще раз».
Ответы ребенка не исправляются и не критикуются. В конце надо обязательно похвалить: «Задание было трудное, ты молодец, много запомнил».
Количественный анализ
1. Подсчитать количество правильно воспроизведенных слов после каждого предъявления – Рn, где n – порядковый номер предъявления
2. Вычислить показатель продуктивности запоминания – среднее значение правильно воспроизведенных слов
P cp = (P1 + P2 + P3 + P4 + P5) / 5
3. Построить диаграмму «Динамики продуктивности запоминания».
Качественный анализ
-
Уровень патологии – 0-1 слово -
Слабый уровень, субнорма – 2 слова -
Средний уровень – 3-4 слова -
Хороший уровень – 5-7 слов -
Высокий уровень – 8-10 слов
Таким образом, для 5-7 летних детей показатель продуктивности запоминания в норме равен 3-5 единицам.
По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания детей. У здоровых детей количество правильно воспроизведенных слов планомерно увеличивается.
Если количество правильно воспроизведенных слов на одном из этапов начинает планомерно уменьшаться, это свидетельствует о повышенной утомляемости, снижении концентрации внимания.
Кривая, имеющая вид плато, характерна для эмоционально вялых детей, не заинтересованных в том, чтобы запомнить лучше.
Неустойчивая продуктивность запоминания и зигзагообразная кривая имеет место при неустойчивом внимании.
Анализ допущенных ошибок.
Если ребенок заменяет исходные слова близкими по смыслу «конь» - «лошадка», «хлеб» - «булка», «брат» - «мальчик» и т.д. – это значит, что происходит образное кодирование информации, и зрительная память дошкольника доминирует над аудиальной. Ребенок запоминает не то, что слышит, а тот образ, которые при этом у него активизируется. В этом случае понимать и запоминать информацию ребенок будет неточно, искаженно. В этом случае при проведении коррекционно-формирующей работы важно контролировать точность воспроизведения информации ребенком, следить за правильностью его речи, уточнять значения слов.
Употребление уменьшительно-ласкательных форм слова – «братик», «грибок», «лошадка» - характерно для инфантильных детей.
Застревание на ошибках – повторяют одну и ту же ошибку от этапа к этапу – свидетельствует об инертности познавательных процессов.
Динамика продуктивности запоминания.
У здоровых детей количество правильно воспроизведенных слов планомерно увеличивается.
Если количество правильно воспроизведенных слов на одном из этапов начинает планомерно уменьшаться, это свидетельствует о повышенной утомляемости, снижении концентрации внимания.
Кривая, имеющая форму плато, характерна для эмоционально вялых детей, не заинтересованных в том, чтобы запомнить лучше.
Неустойчивая продуктивность запоминания и зигзагообразная кривая имеют место при неустойчивом внимании.
При написании выводов учитываются результаты количественного и качественного анализа.
Протокол обследования
Фамилия, имя _______________________________ Возраст ________________
Дата обследования _____________________________
Этап | Лес | Хлеб | Окно | Стул | Вода | Брат | Конь | Гриб | Игла | Мёд | Лишние слова | Рn | |
1 | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | |
Рср | |
Мышление
Методика «Исключение лишнего»
Предметный вариант
Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним.
На решение отводится 3 минуты.
Оценка результатов.
10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин.
6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 мин.
4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 мин.
2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 мин.
-
балл – ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий
Воображение
Диагностика развития воображения (Немов Р. Психология. Психодиагностика)
Предлагаемая игровая методика не только позволяет определить, насколько у ребенка развито воображение, но и является средством его развития.
"Где чье место?"
Психологический смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой.
Стимульный материал.
Для проведения этой методики-игры
подойдет любая сюжетная картинка, правда, с некоторыми особенностями. Вот пример такой картинки (рис. 1).
Около всех изображенных предметов расположены пустые кружочки. Для игры также понадобятся такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них фигурками (рис. 2). Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке.
Игровое задание.
Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в "необычные" места, а затем объяснить, почему они там оказались.
Анализ выполнения задания.
В зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.
Одни дети (первый уровень) испытывают значительные трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их "законные" места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на "чужие" места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же вам удастся добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: "Кошка на клумбе потому, что она спряталась", "Собака в пруду потому, что она спряталась" и т.п. От кого и почему кошка или собака спрятались, дети при этом уровне развития воображения ответить не могут.
Вместе с тем ситуация коренным образом изменяется, если мы уберем целую картинку и, оставив лишь кружочки, поговорим с ребенком о том, где и почему может находиться тот или иной персонаж. В таких беседах со взрослым дети, как правило, показывают значительно лучшие результаты, чем при самостоятельном объяснении. Они могут придумать - правда, очень короткие и несложные - ситуации и истории (в основном по сюжетам знакомых им рассказов и сказок), объясняющие необычное положение персонажей.
Другие же дети (второй уровень) особых проблем при выполнении этого задания испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на "чужие" места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, едва мы попросим рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте.