Файл: Вопрос методика нейропсихологического обследования детей двигательная сфера.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса. Цель: тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны.
Текст опросника:
-
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? -
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? -
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? -
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? -
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? -
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? -
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? -
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
-
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? -
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? -
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? -
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? -
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? -
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из этих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? -
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? -
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? -
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? -
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ты сделаешь ошибку при ответе? -
Похож ли ты на своих одноклассников? -
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? -
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? -
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? -
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе дружески? -
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? -
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? -
Боишься ли ты временами вступать в спор? -
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто- нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
-
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? -
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? -
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? -
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? -
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? -
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? -
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? -
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? -
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники? -
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? -
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? -
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? -
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? -
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? -
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? -
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? -
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? -
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? -
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? -
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? -
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? -
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? -
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься ним? -
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты? -
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, твои дноклассники понимают его лучше, чем ты? -
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? -
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? -
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Ключ ко всему тесту:
1 - | 7 - | 13 - | 19 - | 25 + | 31 - | 37 - | 43 + | 49 - | 55 - |
2 - | 8 - | 14 - | 20 + | 26 - | 32 - | 38 + | 44 + | 50 - | 56 - |
3 - | 9 - | 15 - | 21 - | 27 - | 33 - | 39 + | 45 - | 51 - | 57 - |
4 - | 10 - | 16 - | 22 + | 28 - | 34 - | 40 - | 46 - | 52 - | 58 - |
5 - | 11 + | 17 - | 23 - | 29 - | 35 + | 41 + | 47 - | 53 - | |
6 - | 12 - | 18 - | 24 + | 30 + | 36 + | 42 - | 48 - | 54 - | |
Ключ к шкалам:
Факторы | № Вопросов | Сумма |
1. Общая тревожность в школе | 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; | 22 |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; | 11 |
3. Фрустрация потребности в достижение успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; | 13 |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45; | 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26; | 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22; | 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28; | 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; | 8 |
Обработка и интерпретация результатов теста:
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста, например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
I. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50% – можно говорить о повышенной тревожности ребенка, больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
II. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояниешкольника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.