Файл: Курсовая работа по дисциплине Нормирование точности в машиностроении.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тульский государственный университет»
Политехнический институт
Кафедра «Инструментальные и метрологические системы»
Курсовая работа по дисциплине
«Нормирование точности в машиностроении»
Выполнил: ст. гр. 621811 Семичастнов И.А.
Проверил: Анисимова М.А.
Тула 2023
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Тульский государственный университет
Политехнический институт
Кафедра «Инструментальные и метрологические системы»
задание на курсовую Работу
по дисциплине
«Взаимозаменяемость и нормирование точности»
Вариант № 3
Студент Семичастнов Иван Алексеевич_________________группа 621811
Содержание курсовой работы
Исходя из конструкции, назначения и условий работы узла (вариант задания выдает руководитель) студент должен:
1. Обосновать выбор посадок по сопрягаемым размерам.
2. Рассчитать посадку для гладкого цилиндрического сопряжения
а) с зазором или с натягом (по указанию руководителя)
3. Подсчитать предельные размеры, величины зазоров (натягов) для трех различных по характеру сопряжений – подвижных, переходных и неподвижных. Построить схемы расположения полей допусков деталей этих сопряжений. На схеме расположения полей допусков необходимо указать предельные размеры сопрягаемых деталей, допуски и отклонения, а также предельные зазоры (натяги) посадки.
4. Разработать конструкторские чертежи двух деталей, для одного из рассчитанных соединений (по указанию руководителя) с указанием точности размеров, отклонений формы, расположения и шероховатости посадочных поверхностей
5. Нарисовать схему расположения полей допусков подшипника на вал и в корпус;
6. Назначить допуски на детали резьбового соединения (по указанию руководителя). Записать на чертежах резьбового соединения болта и гайки условное обозначение резьбы. Найти номинальные значения диаметров болта и гайки. Найти предельные отклонения по всем диаметрам резьбы, а также допуски по среднему диметру и диаметру выступов. Изобразить на схеме поля допусков резьбовых деталей по всем диаметрам. Записать размеры резьб, указав номинальные размеры и предельные отклонения, а также указать рабочие размеры по всем диаметрам. Выполнить чертежи профилей резьбы болта и гайки, указав на чертежах рабочие размеры для всех диаметров, шаг резьбы и угол профиля при вершине.
7. Выполнить расчет размерной цепи методом полной взаимозаменяемости и теоретико-вероятностным методом.
8. Оформить сборочный чертеж заданного узла с указанием назначенных посадок. Размеры на чертежах узла и деталей, не указанные в задании, выполнить по общим масштабным соотношениям чертежа задания.
Ориентировочная компоновка графической части
Суммарный объем графической части курсовой работы
1 лист формата А1. Чертежи оформляются в соответствие с требованиями ЕСКД.
Объем расчетно-пояснительной записки – до 20 страниц формата А4
Содержание пояснительной записки курсового проекта:
-
назначение посадок гладких цилиндрических соединений; -
расчет посадок; -
расчет параметров посадок; -
выбор посадок подшипников качения; -
нормирование точности резьбового соединения; -
расчет размерной цепи; -
обоснование требований к точности изготовления деталей;
Пояснительная записка должна сопровождаться всеми необходимыми схемами.
Пояснительная записка оформляется в Word.
Срок представления работы к защите «____» _________________________
Руководящие материалы ___________________________________________
( техническая литература, ГОСТы)
Руководитель _________________ доц., к.т.н., Анисимова М.А.
Задание принял к исполнению __________________« » февраля 2023 г.
Аннотация
Данная курсовая работа содержит 38 страниц, в том числе 8 таблиц, 10 рисунков, 3 чертежа.
Данная курсовая работа состоит из шести частей:
Часть 1 состоит из назначения посадок гладких цилиндрических соединений;
Часть 2 состоит из расчета параметров посадок;
Часть 3 состоит из построения схемы расположения полей допусков подшипника на вал и в корпус;
Часть 4 состоит из расчета резьбового соединения
Часть 4 состоит из расчетов линейной размерной цепи методом полной взаимозаменяемости и теоретико-вероятностным методом;
Часть 5 состоит из разработки конструкторских чертежей двух деталей;
Часть 6 состоит из сборочного чертежа.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. | 6 |
1.Назначение посадок гладких цилиндрических соединений…………… | 7 |
2.Расчет посадки для гладкого цилиндрического сопряжения с натягом………………………………………………………………………. | 12 |
3.Расчет параметров посадки……………………………………………… | 15 |
3.1 Расчет посадки с зазором………………………………………………. | 15 |
3.2 Расчет посадки с натягом………………………………………………. | 17 |
3.3 Расчет переходной посадки……………………………………………. | 20 |
4.Схема расположения полей допусков посадочных размеров подшипников и сопряженных с ним деталей……………………………… | 23 |
5. Нормирование точности резьбового соединения……………………… | 24 |
6. Расчет размерной цепи…………………………………………………… | 27 |
Заключение………………………………………………………………….. | 37 |
Список использованной литературы……………………………………… | 38 |
Введение
При современном развитии науки и техники, при организованном массовой производстве стандартизация, основанная на широком внедрении принципов взаимозаменяемости, является одним из наиболее эффективных средств, способствующих прогрессу во всех областях хозяйственной деятельности и повышению качества выпускаемой продукции.
Курсовая работа обобщает и систематизирует теоретические знания, учит применять данные знания для решения практических задач, возникающих в производственных условиях.
В процессе выполнения работы студент должен научиться пользоваться необходимой справочной и нормативно-технической литературой, обоснованно назначать допуски и посадки на соединения.
Цель курсовой работы:
-
Сделать обоснованный выбор посадок по сопрягаемым деталям; -
Подсчитать предельные размеры, величины зазоров (натягов) для трех различных по характеру сопряжений – подвижных, переходных и неподвижных. Построить схемы расположения полей допусков деталей этих сопряжений. На схеме расположения полей допусков необходимо указать допуски и отклонения, предельные зазоры (натяги) посадки; -
Нарисовать схему расположения полей допусков подшипника на вал и в корпус; -
Выполнить расчет размерной цепи методом полной взаимозаменяемости и теоретико–вероятностным методом; -
Назначить допуски на детали резьбового соединения; -
Разработать конструкторские чертежи двух деталей, для одного из рассчитанных соединений с указанием точности размеров, отклонений формы, расположения и шероховатости посадочных поверхностей; -
Оформить сборочный чертеж заданного узла с указанием назначенных посадок. Размеры на чертежах узла и деталей, не указанные в задании, выполнить по общим масштабным соотношениям чертежа задания.
-
Назначение посадок гладких цилиндрических соединений
Одной из задач, решаемых при конструировании любого изделия, является назначение посадок в соединениях его деталей.
Известны и используются при конструировании три метода назначения посадок:
-
Метод аналогов заключается в том, что конструктор назначает посадку на основании опыта эксплуатации подобной по конструкции машины, где имеется аналогичное соединение. Метод приемлем только в случае полной тождественности условий работы соединения. Если это условие не соблюдается, то нельзя гарантировать, что назначенные посадки будут оптимальными. -
Метод подобия является развитием метода аналогов. Он возник в результате классификации деталей по конструктивным и эксплуатационным признакам и выпуска справочников с примерами применения посадок. Для использования этого метода нужно выявить аналогию конструктивных признаков и условий эксплуатации проектируемой сборочной единицы с признаками, указанными в справочниках. Недостатком методов аналогов и подобия является сложность определения признаков однотипности и подобия. -
Расчетный метод это метод, при котором в соединениях деталей назначают посадки, обеспечивающие получение зазоров или натягов, определенных расчетным путем. Этот метод является наиболее объективным и точным методом назначения посадок, но и наиболее трудоемким. Последнее обстоятельство ограничивает область его применения наиболее ответственными, определяющими эксплуатационные характеристики изделия соединениями.
В зависимости от служебного назначения и условий эксплуатации изделия соединения деталей имеют различный характер. Они могут быть подвижными (обеспечивающими возможность относительного перемещения соединяемых деталей) и неподвижными.
Характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки называют посадкой.
Различают посадки: с зазором, с натягом и переходные.
-
Посадки с зазором характеризуются наличием зазора S в соединении вала и отверстия сопрягаемой с валом детали , величина которого зависит от действительных размеров деталей. В посадках с зазором диаметр отверстия всегда больше диаметра вала (рис. 1.1, а); чем больше диаметр отверстия и меньше диаметр вала, тем больше зазор. Для каждого конкретного соединения и определенных условий его эксплуатации есть оптимальный зазор, обеспечивающий требуемое качество изделия. В посадках с зазором на схемах полей допусков поле допуска отверстия располагается выше поля допуска вала. -
Посадки с натягом характеризуются наличием натяга N в соединении вала и отверстия, величина которого зависит от действительных размеров деталей. В посадках с натягом до сборки диаметр вала всегда больше диаметра отверстия; чем больше диаметр вала и меньше диаметр отверстия, тем больше натяг в соединении деталей. На схемах полей допусков посадок с натягом поле допуска вала располагается выше поля допуска отверстия. -
Переходные посадки это такие посадки, в которых в зависимости от действительных размеров деталей в соединении получают или зазор, или натяг. Для этих посадок характерно наложение поля допуска вала на поле допуска отверстия, вследствие чего в соединении получают зазор, если действительный размер отверстия больше, чем действительный размер вала; в противном случае в соединении получают натяг.
Единая система допусков и посадок (ЕСДП) предусматривает образование посадок в системе отверстия и в системе вала.
-
Посадки в системе отверстия это посадки, в которых требуемые зазоры или натяги получают сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия. -
Посадки в системе вала это посадки, в которых требуемые зазоры или натяги получают сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала.
При выполнении курсовой работы, исходя из конструкции, назначения и условий работы деталей, используя метод подобия были назначены посадки на все соединения узла. Выбранные посадки представлены в таблице 1.
Таблица 1-Выбор посадок
Номера деталей | Наименование деталей | Характер соединения | Система образования посадки | Номинальный размер соединения | Рекомендуемые посадки | Выбранная посадка |
1-3 | Крышка-стакан | Зазор | СО | 100 | С.340 p.1.69 H9/f9; c.323 р.1.58 H7/h11; c.307 p.1.51 H9/f9 | 100 H7/c8 |
2-5 | Шлицевой вал-шарикоподшипник | Шлицевое | СВ | 45 | c.323 р.1.58 k6; c.342 р.1.57 k6; c.340 p.1.70 k6 | 45 n6 |
2-6 | Шлицевой вал-шестерня | Шлицевое | СО | 50 | Для шлицевого соединения с параметрами z=8, d=36 мм, D=40 мм, b=7мм, c центрированием по d, с посадками по и по Для отверстия этого же соединения И вала Допускается не указывать в обозначении допуски нецентрирующих диаметров. Например, при центрировании по наружному диаметру с посадкой по диаметру центрирования и по размеру b То же при центрировании по боковым сторонам | |
2-7 | Шлицевой вал-кулачковая полумуфта | Шлицевое | СО | 50 | | |
2-9 | Шлицевой вал-втулка | Зазор | СО | 45 | c.309 p.1.54 H8/f9; c.306 p.1.48 H9/h8; c.341 p.1.72 h9/d9 | 45 H7/c8 |
2-10 | Шлицевой вал-распорная втулка | Зазор | СО | 45 | c.306 p.1.48 H9/H8, c.309 p.1.54 H8/f9, H9/f9,c.343 p.177 H8/f9: H9/f9 | 45 H7/c8 |
3-4 | Стакан-корпус | Переходное | СО | 110 | c.323 р.1.57 H7/k6, c.327 H7/k6; c.329 H7/m6 | 110H8/n7 |
3-5 | Стакан-шарикоподшипник | Зазор | СО | 100 | c.323 p.1.58 H7; c.342 p.1.75 H7 | 100 H7 |
8-9 | Шестерня-втулка | Натяг | СО | 55 | c.343 p.1.77 H8/u8; c.344 H8/s7 u H8/u8; c.340 p. 1.69 H7/p6 | 55 H8/z8 |
11-2 | Шарикоподшипник-шлицевой вал | Шлицевое | СВ | 45 | c.323 p.1.58 k6; c.342 p.1.75 k6; c.340 p.1.70 k6 | 45 n6 |
11-13 | Шарикоподшипник-стакан | Зазор | СО | 100 | c.323 p.1.58 H7; c.340 h.1.70 Is7 | 100 H7 |
12-13 | Корпус-стакан | Переходное | СО | 110 | c.323 p.1.57 H7/k6; c.327 H7/k6; c.329 H7/m6 | 110 H8/n7 |
13-14 | Стакан-крышка | Зазор | СО | 100 | c.340 p.1.69 H9/f9; c.323 p.1.58 H7/h11; c.307 p.1.51 H9/f9 | 100 H7/c8 |