Файл: Особенности формирования представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...……3
-
Сущность и содержание понятия «представления о многообразии живой природы» у детей дошкольного возраста……………………………… -
Особенности формирования представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста…….……………..…………………… -
Возможности игровой обучающей ситуации в формировании представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста………….…………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………..….……..…
Список использованных источников…………………………….….…………
Введение
В настоящее время обострилась экологическая обстановка в стране и мире. Причиной тому является невысокий уровень экологического сознания людей, их недостаточная компетентность в вопросах функционирования природных систем. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе. Таким возрастом считается дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека. А экологические представления являются основой для последующего экологического мировоззрения.
В связи с этим экологическое воспитание и образование является одной из актуальных проблем современности. Перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача развития у дошкольников экологических представлений и природоохранного сознания подрастающего поколения.
Большой вклад в изучение проблемы экологического образования и воспитания детей внесли: P. M. Басе, А. А. Быстров, Е. И. Волкова, Э. И. Залкинд, А. М. Степанова [44]. В своих статьях и методических работах они обосновали дальнейшие идеи ознакомления дошкольников с природой в теории дошкольного воспитания. Э. И. Залкинд, В. А. Дрязгунова, А. С. Макаревич [46] отмечали природу как источник форм, красок, звуков и применяли ее в сенсорном воспитании детей в играх, занятиях с использованием природного материала. В дошкольной педагогике (С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева [45] и др.) проводились исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущих закономерностей живой природы.
Одним из залогов успешного развития экологических представлений является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Такой деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, и под её влиянием формируется личность ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности.
Идея включения игры в образовательный процесс всегда привлекала отечественных педагогов. К. Д. Ушинский говорил, что «дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал педагогам стараться делать занятия более занимательными» [39]. О. Б. Васильева, А. С. Каменная, З. А. Михайлова отмечают, что образовательные задачи для детей могут быть представлены в виде практических, творческих, проблемных мини-ситуаций, игр и игровых упражнений, загадок и пословиц, кратких литературных текстов, элементов исследовательской деятельности, опытов, экспериментов, приемов развития творческого воображения, практических продуктивных видов деятельности и т.д. [29].
Исследования И. А. Комаровой [15], С. Н. Николаевой [21] показали, что оптимальная форма использования образовательных возможностей игры в процессе ознакомления дошкольников с природой – это игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на экологических занятиях и в различных мероприятиях повседневной жизни.
Игровые обучающие ситуации являются своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Посредством игровых обучающих ситуаций происходит более эффективное усвоение знаний. Создавая положительные эмоции, игровые обучающие ситуации оказывает стимулирующее влияние на умственную активность дошкольников, что и становится условием более эффективного их обучения. Игровые обучающие ситуации помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, развивают экологические представления, помогают детям понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы.
Согласно ФГОС ДО [40], сегодня нужны новые формы работы, которые позволяли бы педагогам так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Использование игровых обучающих ситуаций в формировании представлений о многообразии живой природы у дошкольников – одно из направлений деятельности. ИОС включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая обучающая ситуация как метод ознакомления с природой – это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Однако, несмотря на то, что применение ИОС повышает эффективность занятий по формированию представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста, они недостаточно используется в дошкольном образовательном учреждении.
В связи с этим возникает противоречие между задачей формирования представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием игровой обучающей ситуации для ее решения.
Данное обстоятельство позволило нам определить проблему исследования: Каковы возможности игровой обучающей ситуации для формирования представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста?
Актуальность, а также указанное противоречие и проблема позволили определить тему курсовой работы: «Игровая обучающая ситуация как средство формирования представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретическое изучение возможностей игровой обучающей ситуации как средства формирования представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование представлений о многообразии живой природы.
Предмет исследования: Игровая обучающая ситуация как средство формирования представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание понятия «представления о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста».
2. Изучить особенности формирования представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста.
3. Выявить возможности игровой обучающей ситуации в формировании представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении сущности и содержания понятия «представления о многообразии живой природы» у детей дошкольного возраста, в рассмотрении особенностей формирования представлений о многообразии живой природы в дошкольном возрасте, а также в выделении возможности игровой обучающей ситуации в формировании представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста.
1. Сущность и содержание понятия «представления о многообразии живой природы» у детей дошкольного возраста
Мир природы вызывает у детей живой интерес. Однако не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой и не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Важнейшая задача педагога — сформировать реалистические представления об объектах и явлениях природы, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь и бережное отношение к ней, понимание того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении её богатства, в том числе красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, загрязнении и разрушении.
Представление – это наглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности, данный сознанию, и, в отличие от восприятия, сопровождающийся чувством отсутствия того, что представляется.
С точки зрения философии представления рассматривались в двух направлениях. В первом направлении представление - это яркое выражение специфического внутреннего мира сознания. Во втором направлении представления анализировались с точки зрения их роли в получении знания о мире.
Философы-рационалисты (Гегель, Р. Декарт, Б. Спиноза и др.) подчеркивали принципиальное отличие представлений от понятия, приводя примеры таких понятий, которые нельзя представить ни в общем, ни в конкретном виде: мнимые числа и бесконечность в математике, понятия истины, блага, красоты.
Особенное значение термин «представление» имеет в философии и психологии Гербарта, который в представлении видит основной факт психической жизни. «Представления, - говорит Гербарт, - становятся силами, сопротивляясь друг другу. Это происходит тогда, когда сходятся вместе несколько противоположных представлений» [4].
Психологи рассматривают представление как процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.
Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства.
В Российской педагогической энциклопедии дается следующее определение понятия представления – это чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств.
Советский и российский социолог А. И. Кравченко понимает представление как воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия [16]. Он считает, что главное в представлении — это отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом. Налицо их дистанцированность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа.
Существует множество трудов, посвященных классификации представлений. Этой проблемой занимались В.В. Зеньковкий, Ж. Пиаже и другие. В зависимости от специфики предмета, ученые называют визуальные, абстрактные, логические и другие виды представлений [8].
В соответствии с разделением представлений по модальности ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений: зрительные (образ человека, места, пейзажа); слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии); обонятельные (представление какого-то характерного запаха); вкусовые (представления о вкусе пищи — сладком, горьком и пр.) тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета); температурные (представление о холоде и тепле).
Также представления можно классифицировать по степени обобщенности. В этом случае выделяют единичные, общие и схематизированные представления.
Еще одна классификация представлений – по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения.
Также основанием для классификации представлений является степень проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.
Таким образом, представление – это психический процесс, отражающий явления и предметы, которые не воспринимаются в текущий момент, но воссоздаются, основываясь на предыдущем опыте.