Файл: Особенности формирования представлений о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представления играют исключительно важную роль в психической жизни ребенка-дошкольника. Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Тот факт, что представления формируются не иначе как на основе перцептивных образов, необходимо учитывать в процессе обучения. Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления.

В научной литературе имеется ряд работ, в которых сделаны попытки определить понятие «представление» с экологических позиций. Под экологическими представлениями понимаются разнообразные представления о природе, человеке, их взаимодействии и отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости [2].

К. А. Романова отождествляет «экологические представления» с базовыми знаниями и пониманием того, что и как происходит в природе и между человеком и природой, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности [34].

С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин [6] рассматривают «экологические представления» как понимание личностью единства человека и природы, приводящего к ее психологической включенности в мир природы.

С. В. Владимирова под экологическими представлениями понимает отражение предметов и явлений природы в сознании студента, переработанное, обобщенное и представленное в виде конкретных знаний [1].

Л. Н. Макарова, В. Л. Рубцова отмечают, что экологические представления – это «чувственно-наглядные, обобщенные образы предметов и явлений природной действительности, отражающие способы взаимодействия с окружающей средой» [19] Авторы выделяют четыре группы экологических представлений: представления-ценности; представления-отношения; представления-потребности; представления-поступки.

С. Н. Николаева считает, что экологические представления – это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом [24]. Также она отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.


По словам Д. Н. Кавтарадзе экологические представления – это формирование адекватных экологических знаний, которыми должен овладеть каждый ребенок [13].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек – природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.

Проблема развития экологических представлений у дошкольников изучается в педагогике и психологии. Большую значимость для изучаемой проблемы представляют работы П. Я. Гальперина, Л. Б. Ительсона и др. В них раскрывается механизм формирования представлений в рамках исследования процессов перемещения внешней деятельности во внутреннюю [12]

Экологическое образование сегодня считается одним из самых важных направлений дошкольной педагогики, задача развития экологических представлений детально изучается в программе детского сада. Знакомство детей с животным миром имеет важное значение не только для экологического воспитания детей, но и для привития правильного и бережного отношения детей к животным.

Наличие представлений о живой природе, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, М. К. Ибраимова, З. П. Плохий и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.

В трудах А. В. Запорожца, Н. Н. Поддъякова, Д. Б. Эльконина и др. мы находим, что представления у детей дошкольного возраста часто отличаются фрагментарностью, бессистемностью; дошкольникам крайне сложно выделить неявные, скрытые связи между явлениями [31].

При ознакомлении детей с живой природой, как отмечает И. В. Корганова, решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование представлений о многообразии живой природы, развитие эмоционально-положительного отношения к ней и воспитание нравственного поведения в природе [14].

Л. В. Шинкарева в своей работе предлагает представления о живой природе формировать по группам.

Первая группа — представления о животных, как живых организмах, их признаках и свойствах. Это конкретные признаки отдельных животных: цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.).

Конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных представителей флоры и фауны: питание — что, чем, как; движение — как, при помощи чего. Конкретные представления об основных потребностях знакомых детям животных и растений в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способах удовлетворения этих потребностей растений из сада и огорода, леса и луга и животными уголка природы, живущими дома, на даче.



Представления о труде человека по созданию условий и уходу за растениями и живыми существами, об отношении к ним. Дифференцированные представления о состоянии (хорошем, плохом) растений и животных, за которыми ухаживают дети, о причинах такого состояния.

Вторая группа – связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой. Представление о существовании разных сред обитания, об основных их компонентах, свойствах и качествах, доступных сенсорному анализу. Например, знания о том, что домашние животные не приспособлены самостоятельно удовлетворять свои потребности, им помогает в этом человек.

Представления о труде взрослых по уходу за растениями домашними животными (кормление животных, полив растений, выращивание овощей и фруктов, цветов.). Знания об изменениях среды обитания по сезонам, некоторых сезонных явлениях природы, приспособлении животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом.

Третья группа — понятие о существенных признаках живых организмов: рост, развитие и размножение.

Четвертая группа — понятия о сообществах растений и животных в природе [42].

С. Н. Николаева утверждает, что в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах растений и животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это поднимает вопрос о средствах улучшения качества имеющихся знаний и формирования осознанных, глубоких и обобщенных знаний о представителях живой природы у детей дошкольного возраста [26].

Работы Л. С. Игнаткиной [10] и Л. Б. Ительсона [12] свидетельствуют о том, что формирование представлений о многообразии живой природы детей можно осуществлять путем интериоризации действий по созданию объекта. Механизм формирования образа представления рождается в процессе интериоризации деятельности, а отделение образа от реальности возникает в следствии интериоризации подражательных действий коммуникативного назначения.

Исследование проблемы формирования представлений у дошкольников проводится в рамках формирования наглядно-образного мышления. В некоторых исследованиях изучается специфика, содержание и структура, а также особенности образного мышления. Решение таких проблем, как:

  • развитие системы элементарных научных экологических представлений, которые доступны пониманию дошкольников;

  • формирование познавательного интереса к миру растений и животных;

  • развитие первоначальных навыков грамотного с экологической точки зрения и безопасного обращения с растениями и животными;

  • формирование положительного и бережного отношения к миру растений и животных, заботы об окружающем мире в целом;

  • формирование чувства эмпатии к объектам живой природы;

  • развитие навыков наблюдения за растениями и животными, объектами живой природы и явлениями;

  • развитие первоначальной ценностной системы ориентации;

  • развитие элементарных поведенческих норм по отношению к объектам живой природы;

  • развитие способности и желания охранять растения и животных и при необходимости помогать им, ухаживая за живыми объектами.


По мнению исследователей, учитывая образовательное значение экологического воспитания, педагог должен решать следующие задачи:

  • пополнять представления детей о мире живой природы, делать их более точными;

  • учить детей наблюдать за живой природой;

  • формировать у детей любознательность;

  • развивать у детей представления о домашних и диких животных;

  • развивать представления детей о птицах;

  • помогать детям получать знания о пресмыкающихся и насекомых;

  • знакомить детей с разнообразием родной природы;

  • пополнять знания дошкольников о растениях разных климатических зон [41].

Представления о живой природе формируются во всех основных комплексных образовательных программах воспитания и развития дошкольников, таких как «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Развитие», «Детский сад — дом радости» и др., а также в парциальных программах с экологической направленностью — «Юный эколог», «Наш дом — природа», «Паутинка», «Семицветик».

Из комплексных образовательных программ, программа «От рождения до школы», позволяет наиболее успешно формировать представления о живой природе, так как в программе сделан особый акцент на приобщение детей к миру природы и воспитание бережного отношения к природным объектам, а также представлен полный комплект методического обеспечения.

На основе анализа программ экологического образования детей дошкольного возраста, а также трудов В. Н. Кузнецова [17] мы выделили следующие разделы представлений о многообразии живой природы для детей дошкольного возраста:

1) представления о растительном мире:

- представления о многообразии растительного мира;

- представления об уходе за комнатными растениями;

- представления о связи растительных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;

- представления об изменениях состояния растений в разные сезоны;

2) представления о мире животных:

- представления о характерных признаках и многообразии животных: млекопитающих, земноводных, пресмыкающихся, рыб, насекомых;

- представления о соотношении представителей фауны и их среды обитания;

- представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них.

3) представления о человеке:

- человек как живое существо, среда его обитания
, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

- представления о человеке как элементе экологической системы и общественном существе – представления о взаимосвязи человека и природы.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что представление – это психический процесс, отражающий явления и предметы, которые не воспринимаются в текущий момент, но воссоздаются, основываясь на предыдущем опыте. Экологические представления определяются как представления о взаимосвязях в системе человек – природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости. Содержание представлений дошкольников о разнообразии живой природы отражает сведения о представителях растительного и животного мира, которые могут дышать, двигаться, питаться, жить, развиваться и умирать, о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимости его жизни и здоровья от внешних факторов.


  1. Особенности формирования представлений о многообразии живой

природы у детей дошкольного возраста