Файл: Планконспект семинарского занятия. 12 Этикоправовые проблемы современной психиатрии. 12 Этические проблемы в наркологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На примере отношения медиков к ВИЧ-инфицированным лицам, представляющим маргинальные группы, особенно хорошо видна важность принципа "делай благо", в соответствии с которым моральным долгом медицинского работника является оказание профессиональной помощи, проявление заботы и сострадания к таким лицам, а не оценка их образа жизни. Здесь же уместно напомнить еще одно требование биомедицинской этики – недопустимость со стороны врача, медсестры, медицинского психолога и т.д. навязывания своего мировоззрения, своих религиозных и философских взглядов, своих убеждений пациенту. Уважение автономии пациента – это и уважительное отношение к его системе ценностей, особенностям его индивидуальности.
В первых же документах, принятых ВОЗ, ВМА и другими международными организациями в связи с нарастанием пандемии СПИДа, одно из центральных мест заняло специально выделяемое требование не допускать дискриминации ВИЧ-инфицированных, а также лиц, представляющих так называемые "группы риска". Важно, однако, не только моральное осуждение дискриминации больных СПИДом, но и создание соответствующих гарантий. Дело в том, что борьба с дискриминацией является одним из компонентов борьбы со СПИДом как таковым. Об этом, в частности, четко говорится в принятой в 1988 г. Резолюции ВОЗ "СПИД: избежание несправедливости в отношении лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом".
Дискриминация инфицированных и больных СПИДом, невежество и предрассудки, присущие не только населению, но и части специалистов-медиков, – все это в конечном счете негативно отражается на эпидемиологической обстановке, на темпах распространения инфекции. То есть дискриминация ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом не только попирает права человека, но и подрывает основополагающие принципы общественного здравоохранения. Она может провоцировать у инфицированного или больного чувство мести, способное превратить его в злостного преднамеренного распространителя инфекции, у человека, осознавшего свою обреченность, такое чувство мести может быть особенно ожесточенным.
Отказы врачей и других представителей медицинской профессии оказывать помощь ВИЧ-инфицированным – это едва ли не самая напряженная с точки зрения медицинской этики проблема. Проведенное еще в начале 90-х годов в США исследование показало, что, отказывая в помощи больным СПИДом, врачи ссылались на недостаточную специальную подготовку, страх перед инфицированием, отвращение к гомосексуалистам, наркоманам или другим представителям "групп повышенного риска", а также на опасения отпугнуть других пациентов.
Между тем подобный отказ не отвечает не только нормам медицинской этики и этики вообще, но и требованиям закона. Отказ в помощи ВИЧ-инфицированным и людям, живущим с ВИЧ–СПИД является грубейшим нарушением профессиональной медицинской этики.
Темы рефератов и докладов:
1. Этика в психиатрии.
2. Междисциплинарно-синергетические подходы в современной психиатрии.
3. Правовые аспекты оказания психиатрической помощи в Республике Беларусь.
4. Правило правдивости в онкологии.
5. Наркомания как форма психопатологии личности.
6. Депрессивные расстройства как болезнь цивилизации.
6. ВИЧ и сексуальный либерализм XX века.
7. СПИД и профессиональный риск медицинских работников.
8. Опыт реабилитации наркозависимых и ВИЧ-инфицированных.
Вопросы для самоконтроля:
1. Покажите взаимозависимость психиатрии, наркологии от социокультурного контекста.
2. Перечислите права граждан при оказании им психиатрической помощи (статья 8), а также основания для принудительной госпитализации и лечения в психиатрическом стационаре (статья 30, 33–37), согласно действующему закону Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
3. Назовите возможные формы сотрудничества психиатра и священника.
4. Перечислите основные принципы онкологической деонтологии.
5. Объясните сущность этических проблем в наркологии.
6. Перечислите этические проблемы, возникающие в связи с распространением ВИЧ/СПИД инфекции?
7. Каковы основные пути передачи ВИЧ-инфекции и направления её профилактики?
8. Имеет ли врач моральное право отказаться от оказания помощи ВИЧ-инфицированному?
Тексты для обсуждения.
Плоткин Ф.Б.,
врач психиатр-нарколог
Профилактика наркомании в Республике Беларусь:
состояние, проблемы, перспективы.
[…]Санитарное просвещение является самой эффективной, экономичной и оправданной мерой по улучшению здоровья людей, на что, тем не менее, выделяются минимальные средства. Западные аналитики, изучающие организацию здравоохранения в странах бывшего СССР, склонны считать, что одним из наиболее серьезных упущений советской системы здравоохранения была недооценка санитарного просвещения как способа улучшения здоровья населения.
В настоящее время во многих странах мира государственные органы и общественность серьезно озабочены размахом наркомании, ставшей для отдельных регионов настоящей катастрофой, которая подрывает экономику, способствует разгулу террора и преступности, процветанию коррупции. Употребление наркотических средств отмечается среди представителей всех социальных групп и возрастов. Особенно настораживает то, что употребление психоактивных веществ (ПАВ) становится особенностью молодежной субкультуры, компонентом общения в подростково-молодежной среде.
В Республике Беларусь наблюдается устойчивая тенденция к увеличению распространения потребления наркотических веществ в молодежной среде. Употребление наркотических средств, их незаконный оборот и связанная с ним преступность постоянно и неумолимо растут. За последние 15 лет в Республике Беларусь общее число больных наркоманией, состоящих на учете, возросло в 32,4 раза. В действительности же эти цифры значительно выше[...]
В настоящее время наркомания рассматривается как форма псевдоадаптивного совладающего поведения, использующего в качестве основного психологического механизма избегание жизненных проблем, уход от реальности при наличии извращенной патологической мотивации поиска и употребления наркотиков. В борьбе с такими социально опасными явлениями, как наркомания и токсикомания, особое значение приобретает профилактика. Специалисты определяют профилактику злоупотребления психоактивными веществами как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждению развития наркозависимости.
Поскольку общепринятым является представление о наркоманиях как о мультифакторных заболеваниях, имеющих как медико-биологические, так и социальные аспекты, очевидно, что в системе их профилактики необходимо различать медицинские и социальные комплексы мероприятий. Можно говорить о медицинской профилактике (научно обоснованной медико-гигиенической «контрпропаганде» и других сугубо медицинских мерах) и о социальной профилактике, заключающейся в претворении в жизнь широкого комплекса общегосударственных мероприятий по обеспечению реализации материальных и духовных потребностей граждан, их целенаправленному нравственному и трудовому воспитанию, а также по ликвидации источников и путей распространения наркотических средств. Конечным результатом выполнения этих мероприятий будет исключение потенциальных потребностей отдельных личностей в приеме наркотиков, а также практической возможности приобщения к ним. Приоритет всегда будет за социальной профилактикой, но и медицинская – жизненно необходима, ее качество определяет конечный результат.
В понятии «предупреждение наркоманий» выделяют три аспекта: первичная, вторичная и третичная профилактика. Они охватывают весь спектр существующего и потенциального злоупотребления наркотиками – от полного воздержания до повседневного злоупотребления. Для такого широкого спектра форм поведения должны применяться различные стратегии и тактики деятельности. Так, чтобы подготовить молодых людей к отказу от каких-либо экспериментов с незаконными наркотиками, требуется применить подход, качественно отличающийся от того, которым пользуются, чтобы убедить подростков прекратить такого рода опыты. Отличаются друг от друга и подходы, нацеленные на прекращение наркотизации, применяемые к лицам, злоупотребляющим наркотиками на регулярной основе, но еще не ставшим зависимыми от них, и подходы, которые убеждают в необходимости пройти курс лечения, изменить поведение и обращены к лицам, принимающим наркотики несколько раз в день.
При третичной профилактике с использованием медицинских моделей речь идет об ограничении или уменьшении некоторых из наиболее серьезных последствий заболевания или вредного для окружающих поведения, предотвращении распространения ВИЧ и гепатита, снижении числа преступлений, совершаемых наркоманами. Цель такого подхода заключается в том, чтобы ограничить масштабы физической болезни и преступного поведения путем предоставления информации, лекарств заменителей, одноразовых шприцев, ухода за больными и консультирования. В настоящее время в республике функционирует 58 пунктов обмена шприцев для наркоманов. В области заместительной терапии планируются пилотные исследования по применению метадона в качестве заместительной терапии больным с наркотической зависимостью на базе Гомельского областного наркодиспансера.
Цель вторичной профилактики – оказать помощь людям, которые злоупотребляют наркотиками, в прекращении такой практики. Эта цель может быть достигнута разными способами – начиная с издания брошюр о том, как справиться с абстинентными расстройствами, возникающими в отсутствие наркотика, и кончая широким кругом режимов лечения, за которыми следуют программы реабилитации.
Важнейшей частью профилактики наркомании является выявление потребителей ПАВ, особенно на ранней стадии формирования зависимости. Лица, страдающие зависимостью, часто обращаются за различного рода помощью в медицинские учреждения общего типа. Врачи общей практики, работники первичной медицинской помощи и другие сотрудники системы здравоохранения должны проводить скрининг и выявлять лиц, злоупотребляющих наркотиками, устанавливать с ними контакт, не только оказывать им необходимую помощь, но и убеждать их обращаться в специализированные наркологические учреждения. Не секрет, что многие наркоманы в период развития синдрома отмены вызывают бригаду скорой помощи, весьма успешно симулируя в присутствии ее сотрудников приступ почечной колики, люмбаго или другие заболевания, сопровождающиеся болевым синдромом и требующие для их купирования применения достаточно сильных анальгетиков. Работники скорой помощи должны также в этих ситуациях выявлять признаки зависимости, убеждать больных обращаться за медпомощью, а в случаях передозировки доставлять в токсикологические отделения. Аптечные работники, зная в лицо многих клиентов, покупающих безрецептурные анальгетики или обезболивающие препараты по рецептам, также должны убеждать их обращаться в наркологические учреждения. Могли бы участвовать в выявлении зависимых пациентов и сотрудники приватных учреждений, оказывающих помощь в виде «выведения из запоя круглосуточно на дому», притом, что повторные вызовы для снятия «ломки» повышают эффективность деятельности такого предприятия.
Известно, что приобщение подростков к приему психоактивных веществ наиболее часто происходит в возрасте 14-18 лет. Поэтому главную роль в выявлении наркопотребителей могут и должны сыграть педагоги и воспитатели. Что же предпринимают педагоги, если у них появилось подозрение а употреблении подростком наркотиков? Преподаватели, воспитатели не имеют достаточной подготовки для решения подобных проблем, нередко они чувствуют себя беспомощными в этой трудной ситуации. Одни из них привыкли к старым порядкам и не хотят ничего менять. Другие считают, что детей-наркоманов нужно сажать за решетку. Нередко в такой ситуации педагоги ничего и не делают, предпочитая закрывать глаза на тревожный факт, боятся испортить «статистику», ждут, пока ученик уйдет из школы, колледжа и т.п. Следует осудить тенденцию порицания педагогического коллектива тех учебных заведений, где выявлены наркоманы, со стороны органов образования. Претензии нужно предъявлять тем руководителям, которые заявляют о полном благополучии в их коллективах, скрывают случаи употребления наркотических и токсических препаратов учащимися. Очень важно понимать, что именно от тактики поведения педагога при выявлении употребления ПАВ может зависеть вся дальнейшая судьба подростка. Работники системы образования должны получить соответствующую подготовку для того, чтобы они могли проводить скрининг, выявлять лиц, злоупотребляющих наркотиками, устанавливать с ними контакт, оказывать необходимую поддержку, убеждать их обращаться за помощью. Педагоги, воспитатели должны располагать конкретной информацией о психоактивных веществах и знанием того, как пользоваться этой информацией.
В Европе стало нормой анонимное тестирование учеников на употребление наркотических средств при помощи анализа мочи. В наших же условиях представляется чрезвычайно важным внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися, а также усовершенствование работы по взаимодействию школьных психологов, социальных педагогов и сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних по раннему выявлению детей и подростков, употребляющих ПАВ. Особенно важно выявление экспериментаторов и зависимых в начальных стадиях болезни с целью прекращения экспериментирования и отказа от приема ПАВ.