Файл: Планконспект семинарского занятия. 12 Этикоправовые проблемы современной психиатрии. 12 Этические проблемы в наркологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В трудной ситуации оказываются родители: когда они узнают, что их дети употребляют наркотики, их реакция варьирует от изумления до паники. Поэтому родители должны знать симптомы наркотического опьянения, способы и возможности предварительной диагностики, причем, не столько сформировавшейся болезни, сколько ее начальных проявлений, иметь навыки оказания первой медицинской помощи таким пациентам, обладать информацией о службах помощи. Особенно важно для родителей придерживаться правильной тактики в данной ситуации, чтобы не оттолкнуть подростка, не вызвать у него ответную реакцию в виде негативизма, желания уйти в компанию, где его личностные потребности в эмоциональных контактах будут удовлетворены, хотя бы и в извращенной форме. Поэтому объектом пристального внимания антинаркотической пропаганды, ее центром должна стать семья. Родителей необходимо проинформировать о вреде наркотиков для подрастающего поколения и научить первым приемам, помогающим направить интересы подростка на занятия спортом, искусством, на приобщение к культурным ценностям.
В настоящее время поводом для постановки на наркологический учет являются самостоятельное обращение пациента, информация милиции и следственных органов, лечебных учреждений, администрации места работы и учебных заведений, родственников, комиссий военкомата, инспекций по делам несовершеннолетних и др. Анализ обстоятельств выявления новых случаев заболевания наркоманией или злоупотребления ПАВ показал, что роль медучреждений в этом процессе – лишь 16,6%. Отмечается низкая обращаемость самих больных -10,0% и их родственников – 1,8% в наркологические учреждения.
В системе профилактических мероприятий важнейшей является первичная профилактика – предупреждение любого незаконного приема какого-либо психоактивного вещества. Она осуществляется посредством контроля за незаконным предложением и путем просвещения относительно рисков и проблем, связанных с незаконным потреблением наркотиков, особенно с опасностями злоупотребления путем внутривенных инъекций.
Для проведения санитарно-просветительной работы по профилактике наркоманий представляется целесообразным выделение следующих групп населения:
Подростки, состоящие на учете в наркологических диспансерах;
Подростки, состоящие на учете в инспекции по делам несовершен¬нолетних;
Подростки из неблагополучных семей;
Подростки - члены неформальных групп;
Подростки - учащиеся школ, ПТУ, техникумов;
Родители, имеющие детей подросткового возраста;
Учителя, воспитатели, педагогические работники;
Сотрудники правоохранительных органов (инспекции по делам несовершеннолетних, отделов по борьбе с наркотиками и др.);
Взрослое население.
Принято считать, что первая информация о наркотиках является основополагающей в формировании отношения к ним. Поэтому основной сферой приложения комплекса системных мер по профилактике наркологических заболеваний должен быть детский и подростково-молодежный контингент, где с целью предотвращения формирования положительных установок к наркотикам у подростков и молодежи необходимо установить высокий защитный барьер, предотвращающий употребление психоактивных веществ. Реальной формой создания такого профилактического барьера будет активная, регулярная, плановая антинаркотическая пропагандистская работа во всех учебных заведениях, начиная с начальных звеньев. Важнейшим элементом антинаркотической пропаганды является работа по созданию «сплошной наркологической грамотности». Речь идет о преодолении информационного дефицита, о доведении до широких масс населения (и в первую очередь до молодежи) необходимых данных о сущности наркотиков как средств, изменяющих психическое состояние, о механизмах формирования физической и психической зависимости от них, то есть развития наркомании и токсикомании как болезней, стоящих в ряду психических заболеваний и имеющих тяжелые биологические и социальные последствия. Первичная профилактика должна проводиться со всеми без исключения здоровыми детьми. Как для предупреждения инфекционных заболеваний необходимы профилактические прививки, так и для предупреждения аддиктивного поведения требуется специальное обучение. По аналогии его можно назвать психологической иммуниза¬цией.
Доказано, что представления трети учащейся молодежи об ощущениях от воздействия наркотиков являются отнюдь не пугающими, а ассоциируются с приятными ощущениями. Многие считают, что если предоставить молодежи как можно больше информации о наркотиках, то таким образом можно привить «иммунитет против наркопотребления». Исследования, посвященные последствиям просвещения молодежи по проблемам наркотиков, показали, что: попытки запугать или эпатировать, описывая ужасные стороны жизни наркоманов, не дают никакого эффекта;
запреты на употребление наркотиков могут подтолкнуть некоторых подростков к экспериментированию с ними;
нагнетание тягостной атмосферы вокруг разговора о наркотиках – ошибка. Обсуждение этой темы должно быть обыденным делом, вопросом, с которым можно обратиться всегда;
иногда попытки снизить вред от употребления наркотиков могут оказаться более целесообразными, чем стремление любой ценой отказаться от них. Это вопрос постановки достижимых целей;
слишком часто бывает, что информация о наркотиках намеренно искажается таким образом, чтобы представить положение вещей страшнее, чем оно есть на самом деле. Возможно, спустя некоторое время подростки на собственном опыте обнаружат, что не всё так плохо. По сути, их ждет любопытное открытие – наоборот, употреблять наркотики очень даже круто, причем, «кайфа» еще больше от того, что родители и учителя запрещают это делать. Впредь они будут не слишком доверять тому, что рассказывают взрослые.
Грамотная профилактическая работа должна состоять из трех обязательных компонентов.
1.Образовательный компонент включает:
- знание о действии на организм химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития зависимости во всех аспектах;
- принятие концепции болезни и понимание последствий, к которым приводит зависимость от ПАВ;
- знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, способность заботы о себе. Цель – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ, формирование развитой концепции самосознания у подростка.
2.Психологический компонент включает коррекцию определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от ПАВ, психологическую адаптацию подростков из группы риска. Цель – формирование навыков эффективного общения, критического мышления, принятия решений; выработки адекватной самооценки; умения постоять за себя, избегать ситуаций неоправданного риска; делать рациональный, жизненный выбор; регуляции эмоций; избегания стрессов; разрешения конфликтов; сопротивления давлению извне; умения сказать «нет»; нести ответственность за свои действия и свой выбор; умение обратиться при необходимости за помощью.
3. Социальный компонент включает помощь в социальной адаптации подростка, решение проблемы занятости.
Таким образом, профилактическая работа должна включать не только информационно-просветительский блок, но и психолого-педагогические аспекты (тренинги, ролевые игры). Именно это позволяет увлечь детей, донести до них ценности здоровья, активного творческого образа жизни. В учреждениях образования имеет значение и дисциплинарный элемент для правильного реагирования на проступки и нарушения учебных правил.
Решаемые антинаркотической пропагандой и профилактикой задачи – это воспитание установки на здоровый и социально позитивный образ жизни, в котором нет места наркотикам и другим одурманивающий веществам, алкоголю, табаку, на раскрытие всех возможностей духовного и физического развития. Наиболее эффективной и действенной формой воздействия на сознание молодежи является агитация за здоровый образ жизни в сочетании с антинаркотической пропагандой.
В настоящее время на месте прежней цели – достижение абсолютной абстиненции, то есть полного отказа от немедицинского потребления каких-либо психоактивных веществ – оказалась иная: формирование здорового образа жизни. Новая цель обусловила необходимость перестановки акцентов в профилактической работе. В ее фокусе должны быть не химические вещества и вызываемые ими эффекты, а люди и анализ причин потребления ими наркотиков. Деструктивные, связанные с запугиванием методы первичной профилактики заменяются на конструктивные, направленные не на изменение или разрушение спонтанных социальных установок, а на формирование таких установок и смысловой ориентации личности, при которых алкоголь и психоактивные вещества не являются ценностями. Фундаментом превенции зависимости считается сегодня содействие формированию жизненных компетенций. Если молодые люди научатся справляться с повседневными конфликтами и выдерживать нагрузки, брать на себя ответственность, формировать стабильное чувство собственного достоинства, расслабляться и наслаждаться, в таком случае понижается вероятность того, что они выберут аддиктивные средства в качестве стратегии преодоления жизненных проблем. В плане формирования здорового образа жизни на данном этапе важен переход от одноразовых акций к созданию общегосударственной, постоянно действующей воспитательной и образовательной системы. На воспитание здорового поколения необходимо ориентировать всю систему образования, особенно школьного, с изучением вопросов здорового образа жизни как отдельной дисциплины.
Профилактика потребления психоактивных веществ является одной из важнейших проблем современности. Во всем мире создаются программы превентивного обучения подрастающего поколения здоровому образу жизни и навыкам сопротивления приобщению к наркотикам. Задачи программы: развитие социальной и личностной компетенции детей; выработка навыков самозащиты и предупреждения возникновения проблем. Решение каждой из этих задач предполагает: 1) обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия решений, выработки адекватной самооценки; 2) обучение навыкам умения постоять за себя, избегать ситуаций неоправданного риска, делать рациональный, здоровый жизненный выбор, а также навыкам регуляции эмоций, избегания стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне. В настоящее время количество различных профилактических программ, созданных по вышеуказанной модели, исчисляется трехзначным числом. Большинство школ и значительная часть детских учреждений многих развитых стран охвачены практической работой, реализующей теорию и методологию обучения в русле таких программ. В нашей ситуации программы просвещения являются практически единственным средством осуществления деятельности по сокращению спроса на психоактивные вещества. Существующая проблема научно-методического обеспечения профилактических мероприятий в нашей стране определяется выбором между адаптацией зарубежных программ и созданием собственных авторских. В настоящее время имеется достаточно материалов по методике и организации профилактической работы.
В среде медицинской общественности растет понимание чрезвычайной важности профилактики зависимостей. Результатом этого становится происходящее на наших глазах формирование новой научно-медицинской дисциплины – профилактической наркологии. Свидетельство этому – выход в свет коллективного труда «Наркотическая аддикция: социальные, медицинские и психологические аспекты», а также замечательной монографии академика П.И. Сидорова, которая так и называется «Наркологическая превентология». Это первое фундаментальное междисциплинарное руководство по профилактике зависимости от психоактивных веществ, предназначенное для наркологов, психиатров, организаторов здравоохранения, врачей общей практики, социальных работников, клинических психологов, педагогов, юристов, религиозных деятелей, работников культуры. В нем анализируются теоретико-методологические проблемы наркологической превентологии и детально описаны ее основные направления – педагогические, медицинские, социальные, психологические, культуральные, административно-правовые и духовные […].
Плоткин Ф.Б. Профилактика наркомании в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы // Здравоохранение. 2008. №9. С. 74-88.
– Объясните, почему наркомания является мультифакторным заболеванием, имеющим как медико-биологические, так и социальные аспекты.
– Какие задачи ставятся перед антинаркотической пропагандой и профилактической работой специалистов?