Файл: Курсовая работа курсовая работа по дисциплине Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13.

В Малави, к примеру, Президент вообще находится в должности пожизненно. В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, и пожизненное пребывание у власти президента было предусмотрено конституцией.

"Гибридные" формы монархии не представляют большого интереса для исследователей: число их вариантов из-за характера самой формы правления довольно ограничено. Гораздо более перспективными являются смешанные и "гибридные" формы республики, имеющей множество разновидностей.

Наблюдается самое различное соединение элементов парламентарной и президентской республик, а иногда появление таких черт, которых не было ни у одной из этих форм. В последнем случае происходит не просто смешение разных сторон отдельных разновидностей республиканской формы правления, а рождается новое качество, возникает своеобразный гибрид13.

Как известно, существует несколько отличительных признаков президентской и парламентской республик, но главное различие между ними заключается в способе политической ответственности правительства (совета, кабинета министров)14.

Все другие признаки, в том числе и порядок назначения правительства, не являются решающими: юридически в парламентарной республике правительство также назначается актом президента (хотя на деле акт президента о назначении министров выражает лишь волю парламентского большинства)13.

Примерами президентской республики являются США, Сирия, Зимбабве, парламентарной - Италия, Германия, Индия.

В последние десятилетия указанный выше главный признак все чаще подвергается различным коррективам. В результате остается все меньше "чистых" президентских или парламентарных республик, возникают полупрезидентские, полупарламентарные республики.

Для этой цели используются как концепция "рационализированного парламентаризма", имеющая целью ограничить власть парламента и усилить исполнительную власть, так и требование ответственного правительства, неразрывно связанное с идеей парламентарной республики14.

Одной из положительных черт президентской республики является стабильность правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку, в частности по причинам борьбы партийных фракций и изменения соотношения сил в его стенах. Кроме того, эта форма обеспечивает единство исполнительной власти: правительство возглавляет глава государства, даже если есть должность так называемого административного премьера (премьер-министра), о
котором речь пойдет ниже14.

С другой стороны, важнейшей позитивной чертой парламентарной республики является ответственность правительства перед парламентом, которое обязано учитывать в своей деятельности соотношение сил в парламенте и, следовательно, общественное мнение (особенно его состояние во время выборов в парламент). Однако президентская республика тяготеет к авторитаризму.

Исполнительная власть ускользает из-под парламентского контроля. Правительство же парламентарной республики в условиях многопартийной системы, особенно если нет доминирующей партии или устойчивой коалиции партий, вместе образующих парламентское большинство, слабо и нестабильно, часто "свергается" парламентом.

Для того чтобы соединить указанные выше позитивные элементы парламентарной и президентской республик, в первой из них вводится ограничение вотума недоверия, а во второй - создаются ограниченные формы вотума недоверия. Возможности вынесения вотума недоверия ограничивают по-разному. В Германии, например, предусмотрен "конструктивный вотум недоверия". Такая резолюция принимается одновременно с назначением нового канцлера, что исключает "бесправительственное" состояние страны15.

Во Франции требуется, чтобы резолюция порицания была мотивирована, подписана не менее чем 1/10 состава нижней палаты и, в отличие от Германии, принята не просто большинством нижней палаты, а абсолютным большинством ее состава.

Случаи внесения резолюции порицания во Франции крайне редки.

Создание смешанных форм (во всяком случае, тенденция к этому) связано также с установлением в президентской республике ответственности перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым остается фактически, а часто юридически президент15.

Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки - Венесуэле, Колумбии, Перу, в Уругвае, Коста-Рике, Эквадоре.

Президент юридически, а еще больше фактически был низведен до положения второстепенной фигуры в структуре центральных органов государства. Совет кабинета наделялся конституцией главным образом совещательными полномочиями и действовал как консультативный орган при носителе высшей исполнительной власти - главе правительства15.

Президент председательствует на официальных заседаниях правительства, премьер-министр ведает оперативной деятельностью правительства и ведет его неофициальные заседания, да и то в ряде стран каждый раз только по поручению президента. Однако создание такой должности позволило установить ответственность правительства в целом, а не только отдельных министров, перед парламентом, оставляя при этом в неприкосновенности положение фактического руководителя правительства - президента.



Несмотря на то, что правительство ответственно перед парламентом, назначает его президент без одобрения последнего. Постановка вопроса о доверии правительству в президентской республике возможна лишь значительным числом членов15.

Решение принимается абсолютным большинством всем состава парламента (соответствующей палаты), а иногда и квалифицированным большинством (2/3). Тенденции к созданию смешанных форм связаны с конституционным снижением роли президента в президентской республике и с повышением этой роли в парламентарной республике.
2.2.Закрепление формы правления в Российской Федерации
Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления — гласит КонституцияРФ16. Высшей целью государства утверждается соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. В связи с чем создаётся система государственных органов, на которые и возлагаются задачи по достижению идей и целей, закрепленных Конституцией РФ16.

Республиканский строй представляет собой такую организацию высших государственных органов, при котором каждый из них является выборным, избираемым и срочным. Согласно Декларации и Конституции РФ, «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» 16.

Каждая из властей самостоятельна в осуществлении своих функций. Конституция РФ также перечисляет субъекты осуществления государственной власти, среди которых Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ на уровне субъектов — формируемые ими органы государственной власти.

Указанные органы образуют собой государственный механизм, через которые и реализуется власть государства и просматривается конкретная разновидность формы государственного правления в Российской Федерации17.

Российская Федерация — республиканское государство. Президент РФ является выборным, сменяемым лицом, который несёт политическую ответственность за свои действия. Однако вопрос относительно разновидности формы правления приобретает неоднозначный оттенок.

Итак, в Российской Федерации государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Федеральное Собрание РФ(Совет Федерации и Госдума) осуществляет законодательную власть, Правительство РФ — исполнительную, суды РФ — судебную. Все органы обособлены, самостоятельны и независимы между собой с одной стороны, с другой — взаимосвязаны и подконтрольны друг другу.


Особое место в структуре занимает Президент РФ, который «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» 17.

Президент Российской Федерации занимает весьма серьезное место в государственном управлении. Это обьясняется его широчайшими полномочиями практически во всех сферах жизни государства. По справедливому замечанию Дубининой, «правозглашение в Конституции принципа разделения властей является фиктивным, поскольку разделение властей не затрагивает его самого мощного носителя – Президента Российской Федерации»17.

Однако, реальным воздействующим фактором она не является, так как за Президентом РФ остаётся право распустить нижнюю палату в случае трехкратного отклонения предложенной кандидатуры ПредседателяПравительства.

Президент также утверждает структуру федеральных органов власти, вправе присутствовать на заседаниях Правительства в качестве председателя.

Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России республиканскую форму правления — демократическую республику, то есть конституционно закреплено разделение властей на три ветви17.

Баланс властей в смешанной республике организован таким образом, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Кандидатуру на должность Председателя правительства РФ Президент должен представлять Государственной думе на одобрение. Само наличие подробных процедур решения данного вопроса в Конституции России говорит о смешанной республике. В президентской республике президент единолично назначает членов правительства, а в парламентской республике правительство формируется парламентом, где лидер партии большинства в парламенте получает пост премьер-министра17.

Поскольку приоритет в большинстве случаев решения конфликтных вопросов между ветвями власти принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская.

В различных государствах наблюдается самое различное соединение элементов парламентской и президентской республик.

Несколько иные формы правления сложились в странах, бывших республиках СССР, хотя в той или иной мере, практически, во всех присутствует парламентский элемент. Во многих государствах по конституции существует полупрезидентская республика с доминирующим положением президента в структуре государственной власти. Аналогичная форма правления сложилась и современной России
17.

Президент Российской Федерации формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч. 2 ст. 117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч. 1 ст. 111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч. 3 ст. 117). Но в обоих случаях у Президента есть реальные рычаги давления на Государственную Думу (законодательный (представительный)) орган власти.

В первом случае, если Дума трижды отклонит кандидатуру на должность Председателя Правительства, Президент распускает Государственную Думу и сам назначает Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции) 16.

Во втором случае вотума недоверия парламента правительству (данный институт конституционного права присущ парламентским республикам и не присущ президентским) в смешанной республике показывает, насколько широки полномочия главы государства, предоставляя ему право выбора решения вопроса о роспуске парламента либо об отставке правительства (ч. 3 ст. 117 Конституции) 16.

Российский политолог В. Никонов считает, что «мы имеем дело со смешанной президентско-парламентской моделью, где имеются посты и влиятельного президента, и премьера, зависимого от парламента» 18.

Такую же точку зрения высказывает О. Зазнаев, который аргументирует свой выбор тем, что для этой модели характерны всенародные выборы президента, формирующего правительство с полного или частичного согласия парламента и имеющего право распустить законодательный орган власти при выражении им недоверия к кабинету министров. В России президент назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, а членов кабинета — по предложению председателя правительства. То есть отличительной чертой российской формы правления, по мнению исследователя, является двойная ответственность правительства: перед президентом и перед нижней палатой парламента, что не позволяет считать ее чисто президентской18.

Следует отметить, что Председатель Правительства в России нисколько не зависит от парламента, так как у главы государства есть реальные рычаги давления на законодательный (представительный) орган власти.

И последние выборы Президента РФ и формирование Правительства РФ — четкое тому подтверждение19.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления