Файл: Лабораторная работа 3. Технологии проектирования ооп, рабочей программы дисциплины и индивидуальной образовательной деятельности обучающихся Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Куркина Динара Вагизовна ЗМПАЯСОП 11-22

Лабораторная работа №3. Технологии проектирования ООП, рабочей программы дисциплины и индивидуальной образовательной деятельности обучающихся

Задание 1.

1. В каком документе определяется предназначение основной образовательной программы образовательного учреждения?

Предназначение основной образовательной программы образовательного учреждения определяется Федеральным Законом «Об образовании»

2. Какие образовательные программы могут быть реализованы в общеобразовательном учреждении?

В общеобразовательном учреждении могут быть реализованы следующие программы:

- дошкольного образования,

- начального общего образования,

- основного общего образования,

- среднего (полного) общего образования (п. 3 статья 9 Закона РФ «Об образовании»)

3. Каким документом определяются требования к структуре основной образовательной программы?

Требования к структуре примерной основной образовательной программы определяются Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)

5. Кто является субъектом процесса проектирования ООП?

Субъектом процесса проектирования ООП является коллектив, а именно: администрация школы, педагогический коллектив, обучающиеся, родители, социальные партнёры.

6. Сделать конспект, отражающий следующие вопросы:

А) Структура ООП на примере Основного общего образования.

1. Целевой раздел ООП

-Пояснительная записка программ

-Планируемые результаты освоения ООП

-Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.

2. Содержательный раздел ООП

- Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени ООО, включающей формирование компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;


- Программы отдельных учебных предметов, курсов, в т.ч. интегрированных;

- Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО, включающая такие направления: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

- Программа коррекционной работы.

3.Организационный раздел ООП

- Учебный план НОО

- План внеурочной деятельности

- Система условий реализации ООП НОО.

Б) Этапы разработки ООП

1. Подготовительный

1.1 Изучение основных положений ФГОС и формирование у членов педагогического коллектива нового понимания образовательной программы:

-задает новый формат жизни участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов и родителей) и новый формат управления школой;

-определенным образом упакованная и оформленная образовательная услуга;

-не является набором отдельных программ, а программа совместных действий участников образовательного процесса, направленных на достижение всеми обучающимися интегрированного результата соответствующей ступени общего образования.

1.2 Определение формата включенности коллектива, партнеров в процесс разработки основной образовательной программы. Формирование рабочих групп

1.3 Выбор примерной основной образовательной программы

1.4 Изучение социального заказа и анализ возможностей его реализации образовательным учреждением.

2. Целеполагания

2.1 Определение принципов и подходов к формированию основной образовательной программы

2.2 Конкретизация целей и задач основного общего образования (на соответствующей ступени) в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы и с учетом социального заказа

2.3 Определение планируемых результатов реализации основной образовательной программы основного общего образования (как системы ведущих целевых установок и ожидаемых результатов) в соответствии с требованиями ФГОС и социальным заказом

2.4 Построение модели оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

2.5 Предварительная экспертиза целевого раздела программы

3. Разработки содержательного раздела программы



3.1 Разработка комплексных программ:

-программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования;

-программа воспитания и социализации обучающихся на ступени общего образования;

-программа коррекционной работы.

3.2 Предварительная экспертиза программ:

3.3 Разработка рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов с учетом требований ФГОС к структуре и содержанию:

-пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

-общая характеристика учебного предмета, курса;

-описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

-описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

-личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

-содержание учебного предмета, курса;

-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

-описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

3.4 Предварительная экспертиза рабочих программ

4. Определение условий реализации программы

4.1 Разработка учебного плана и плана внеурочной деятельности, ориентированных на достижение в совокупности трех групп результатов, зафиксированных в целевом разделе ООП

4.2 Предварительная оценка учебного плана

-Изучение и описание имеющихся условий (кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических и информационно-методических);

-выявление и обоснование необходимости их изменений;

-проработка механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;

-разработка сетевого графика по формированию системы условий и контролю за их состоянием

4.3 Предварительная оценка системы условий

5 Экспертизы программы

5.1 Внутренняя экспертиза (на уровне педагогического коллектива)

5.2 Внешняя экспертиза (на уровне родительской общественности, партнеров).

5.3 Согласование с учредителем

В) Процедура экспертизы ООП

Экспертиза ООП может осуществляться в двух видах:

- внутренней (т.е. осуществляемой членами педагогического коллектива или группой разработчиков, представителями родительской общественности или членами управляющего совета школы)


- внешней (когда программа направляется в стороннюю организацию или конкретному специалисту для ее оценки и подготовки экспертного заключения).

Во время экспертизы ООП изучается текст программы, определяется соответствие программы установленным требованиям, выполнение общих требований к программной документации, комплексность программы и соответствие ее основным целям, определяемым ФГОС, согласованность целей и средств их достижения.

По результатам экспертизы оформляется экспертная карта.

В заключение делаются общие выводы, программа может быть рекомендована к утверждению или направлена на доработку, при котором экспертный лист должен содержать указания на положения, которые необходимо доработать или скорректировать.

Задание 2.

1. Каковы основания разработки рабочей программы учебного предмета?

Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы, инструмент педагога, в котором он определяет оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

В основе разработки рабочей программы лежат:

 государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компонент);

 базисный учебный план;

 типовые (примерные) учебные программы;

 образовательная программа школы и учебный план.

2. Какую структуру должна иметь рабочая программа?

1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2. Общая характеристика учебного предмета, курса;

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6. Содержание учебного предмета, курса;

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


3. Каково предназначение рабочей программы по учебному предмету?

-Перевод знаний из научной области и практической деятельности в учебную (доступную для учащихся);

-Определение объема знаний и умений и контроль за их достижением;

-Алгоритмизация и интеграция деятельности субъектов по достижению конкретной цели.

4. Что вы будете учитывать при проектировании рабочей программы учебного предмета?

При разработке рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов в логике ФГОС педагогу необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования. Деятельность школьника рассматривается как обязательный компонент содержания образования, что и определяет новизну и современность образования.

5. В чем проявляется взаимосвязь основной образовательной программы и рабочей программы по учебному предмету?

Взаимосвязь основной образовательной программы и рабочей программы по учебному предмету проявляется в том, что ООП и рабочую программу обсуждают в рамках методического объединения педагогов подходов к ее разработке, а также целевого и содержательно-организационного компонентов программы.

6. Какие изменения, коррективы вы можете вносить в примерную (авторскую) программу по предмету?

Педагог не вносит изменения в примерные программы по предмету, если они соответствуют реализуемому стандарту и целям ООП. В этом случае, в пояснительной записке он пишет, что используемая им примерная программа (или программа какого-то авторского научного коллектива) полностью отвечает требованиям реализуемого стандарта и целям ООП

Все изменения, дополнения, которые педагоги вносят в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора. Внесенные дополнения и изменения в рабочей программе фиксируются на оборотной стороне титульного листа программы. Тексты изменений на отдельных листах подшиваются к рабочей программе.

7. Как проводится экспертиза рабочей программы?