Файл: Лабораторная работа 3. Технологии проектирования ооп, рабочей программы дисциплины и индивидуальной образовательной деятельности обучающихся Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экспертиза рабочей программы может проводиться на 3 уровнях:
- Уровень Разработчика программы;
- Уровень Методического объединения по предмету;
- Уровень Администрации (заместитель директора, курирующий преподавание учебного предмета).
Проводится по следующим параметрам:
-соответствие Концепции и требованиям ФГОС соответствующей ступени общего образования;
-полнота структуры программы и согласованность структурных элементов программы между собой;
-реализация деятельностного подхода;
-направленность на достижение основных результатов образования, определенных в основной образовательной программе школы (например, формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования на следующей ступени; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции);
-адекватность педагогических средств особенностям обучающихся (возрастным, индивидуальным).
Одним из ключевых требований к программе является согласованность целей и педагогических средств ее реализации. Экспертиза может быть осуществлена посредством использования матрицы оценки рабочей программы.
Задание 3.
А) Основные понятия и этапы проектирования индивидуальной образовательной деятельности.
Индивидуальный подход – взгляд (позиция), позволяющая педагогу строить образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Индивидуализация – а) принцип обучения и воспитания; б) процесс становления индивидуальности ребенка; в) преобразовательная деятельность человека по позитивному изменению своего внутреннего мира с целью самореализации.
Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащихся: механизм, признак индивидуализации образовательного процесса; интегративная функция психолого-педагогического сопровождения школьников в реализации их индивидуальной жизненной траектории; способ взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; средство интеграции педагогических и учебно-методических средств школы, учреждений дополнительного образования, профессиональных учебных заведений.
Принципы проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающегося:
-Принцип прогнозирования. Каждый участник образовательного процесса, и в первую очередь педагог, должен предвидеть результаты деятельности, которые выражаются в изменениях ребенка и его отношениях с окружающим миром.
-Принцип саморазвития. Означает, что при проектировании деятельности ученика, его развития невозможно предусмотреть все многообразие жизненных ситуаций, поэтому создаваемые проекты должны быть гибкими, динамичными, способными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
-Принцип мотивационного обеспечения проектировочной деятельности. Предполагает формирование положительного, заинтересованного отношения участников педагогического процесса к разработке и осуществлению проектов индивидуальной деятельности ученика, его развития, которое проявляется в их добровольном и активном участии в проектировочной деятельности.
-Принцип субъектной позиции ребенка. Проект деятельности учащегося становится реальным, если он создается им самим, то есть сам ребенок является активным участником проектировочной деятельности на всех ее этапах, при этом необходимо обеспечить соответствующее психолого-педагогическое сопровождение такой деятельности.
-Принцип взаимодействия участников проектирования. В создании проекта ребенка, кроме него самого, могут участвовать в той или иной мере классный руководитель, учителя, администрация школы, психолог, родители, также специалисты-консультанты.
-Принцип технологичности. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащегося можно представить, как алгоритм действий педагогов, ребенка и его родителей, обеспечивающий в своей совокупности решение педагогической задачи (создание плана действий ученика, разработку индивидуальной образовательной программы и др.).
-Принцип непрерывности и цикличности. Означает, что проектирование деятельности школьника целесообразно осуществлять на протяжении всего периода обучения и воспитания, создавая перспективные проекты (на год, два и более), ближайшие (полугодие, месяц) и текущие (неделя, день, конкретное занятие).
Этапы проектирования индивидуальной образовательной деятельности детей:
1 этап. Подготовительная работа педагогического коллектива к проектированию индивидуальной образовательной деятельности учащихся, к обучению по индивидуальным программам и планам.
2 этап. Изучение социально-экономических условий жизни и воспитания учащихся в семьях на основе бесед, анкетирования детей и родителей, наблюдения и оценок педагогов.
3 этап. Диагностика возможностей, склонностей, интересов, потребностей детей, их жизненных и профессиональных планов, заказа родителей на образование своих детей, оформление результатов диагностики с помощью соответствующих таблиц.
4 этап. Анализ материалов диагностики педагогами, проведение психолого-педагогического консилиума с субъектами ППС развития ребенка, разработка общих подходов к взаимодействию с ребенком и его родителями.
5 этап. Обсуждение материалов диагностики и психолого-педагогического консилиума с ребенком и родителями. С каждым учеником и его родителями проводится индивидуальное собеседование при участии субъектов сопровождения. Для учащегося и родителей предоставлена информация о его индивидуальных особенностях и возможностях, склонностях и способностях, жизненных замыслах и ориентациях. В завершение ребенку и его родителям предлагается составить индивидуальную образовательную программу или программу развития на очередной период.
6 этап. Составление проекта программы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ученика под руководством педагога или психолога, если он имеется в учреждении.
7 этап. Организация работы по составлению индивидуальной образовательной программы ребенка с участием его родителей. Обеспечивая субъектную позицию ученика, необходимо обсудить с ним варианты схем и методику составления индивидуальной программы, которая будет понятна, доступна и реальна для ребенка, полезна и важна для родителей. В то же время данная программа позволит проверить педагогам свои замыслы по отношению к конкретному ученику и уточнить программу психолого-педагогического сопровождения. Программа может быть конкретизирована индивидуальным планом на ближайший период.
8 этап. Уточнение и корректировка первоначального проекта программы психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ученика педагогом, психологом, другими субъектами сопровождения на основе индивидуальной программы, планов, составленных ребенком и родителями, согласование и доработка этих документов в случае каких-либо принципиальных расхождений.
9 этап. Организация работы по выполнению индивидуальной программы и индивидуальных планов ребенка. Процесс реализации проектов индивидуальной деятельности учащегося важно стимулировать, определяя время индивидуальных встреч с ребенком, консультаций, обсуждения проблем, которые возникают по ходу реализации программы и плана. Данная проблема должна стать предметом обсуждения педагогов на совещаниях и педконсилиумах, родителей на собраниях и консультациях, постоянного внимания психолога и администрации образовательных учреждений.
10 этап. Отслеживание результатов выполнения индивидуальных программ и планов детьми. При выборе схемы составления проектов важно предусмотреть возможность фиксировать выполнение этих проектов, отражать уровень достижения намеченных результатов. Целесообразно согласовать оценку выполнения программ и планов с участниками проектирования, предоставить возможность самооценки и сопоставления ее с мнением педагогов, родителей, одноклассников, специалистов.
11 этап. Корректировка проектов развития ребенка. Целесообразно составить эти проекты так, чтобы можно было вносить в них коррективы, изменения, дополнения, чтобы возникала потребность и необходимость постоянно обращаться к программе и планам. Тогда дети поймут их важность и полезность, что будет стимулировать участие школьников в составлении новых индивидуальных проектов, обеспечивающих реализацию жизненных траекторий.
12 этап. Подведение итогов и анализ выполнения проектов индивидуального развития детей, которые могут включать:
- повторную «срезовую» диагностику и анализ изменений с участием ребенка, родителей, педагогов;
- индивидуальное собеседование педагога с ребенком и его родителями о достижениях, проблемах, перспективных планах;
- при желании самих детей публичный отчет о выполнении проектов индивидуальной деятельности с участием педагогов школы, специалистов дополнительного образования, представителей профессиональных учебных заведений, родителей, общественности;
- коллективное обсуждение и анализ всеми участниками проектирования содержания и организации этого процесса, определение путей и способов его совершенствования.
Б) Почему в последние годы проблема проектирования индивидуальной образовательной деятельности детей (студентов) является актуальной?
Актуальной становится проблема новой технологии образовательного процесса, которая должна начинаться с индивидуализации обучения, исходить из потребностей личности и определяться индивидуальным темпом развития.
Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования детей. Главным является не формирование личности с заранее определенными свойствами по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.
В современных инновационных программах отмечается, чем более индивидуален подход к ребенку, тем более гладко проходит реализация программы.