Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Русский язык.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13
Критерий
оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Определяет основную мысль текста
1 определяет основную проблему, поднимаемую в тексте;
1 формулирует идею текста;
1
Выражает свое отношение к услышанному
2 выражает свое согласие/несогласие с позицией автора;
1 аргументирует собственную позицию;
1
Пересказывает текст, интепретируя содержание
3 излагает основное содержание текта;
1 включает в пересказ научные термины;
1 сохраняет в пересказе идею текста.
1
Всего баллов
7

14
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Традиции и культура»
Ф.И.О. учащегося __________________________________________
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Определяет основную мысль текста
Затрудняется определять основную проблему, поднимаемую в тексте; формулировать идею текста
Допускает ошибки, определяя основную проблему, поднимаемую в тексте/ формулируя идею текста
Определяет основную проблему, поднимаемую в тексте; формулирует идею текста
Выражает свое отношение к услышанному
Затрудняется выражать свое отношение к позиции автора
Выражает свое согласие/не согласие с позицией автора, но не аргументирует собственную позицию
Выражает свое согласие/не согласие с позицией автора; аргументирует собственную позицию
Пересказывает текст, интерпретируя содержание
Затрудняется в изложении основного содержания текта, включая в пересказ научные термины и сохраняя в пересказе идею текста
Допускает ошибки в изложении основного содержания текта, включая в пересказ научные термины и сохраняя в пересказе идею текста
Излагает основное содержание текта,включая в пересказ научные термины и сохраняя в пересказе идею текста

15
Суммативное оценивание за раздел «Ресурсы планеты Земля»
Подраздел
Чтение
Письмо
Цель обучения
9.2.5.1 Формулировать вопросы и идеи, интерпретируя содержание текстов
9.3.3.1 Представлять информацию в виде презентаций с использованием ссылок, гиперссылок
Критерий оценивания
Обучающийся

Формулирует вопросы и идеи, интерпретируя содержание текста

Излагает содержание текста, представляя его в форме интеллект-карты
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения
20 минут (интеллект-карту учащиеся могут создать дома и сдать дистанционно)
Задания
1.Прочитайте текст, выполните задания.
1.1 Составьте вопросы к тексту по «Ромашке Блума»:
1.2 Проанализируйте текст с точки зрения языка. Каким образом языковые средства воздействуют на читателя? Как демонстрируют отношение автора к раскрываемой проблеме?
Приведите примеры из текста.
2.В парах или мини-группах создайте интерактивную интеллект-карту (
Mind Map
) текста, в которую вставьте короткие комментарии по основным идеям текста, видео, картинки, ссылки на дополнительные ресурсы в интернете. Используйте в карте аббревиатуру, например СМИ,
АЭС и др.


16
Текст
Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле – следствие производственной деятельности человека, можно утверждать, что во всех областях человеческого воздействия, точках приложения его рук, силы и воли, наносится урон, чаще всего невосполнимый и необратимый. Все нынешние экологические тупики упираются в одно: тут приложил своё умение и светлую голову человек.
Распашка целинных земель и применение химикатов привели к оскудению и выветриванию почв. Мелиорация – к изменению климата. Орошение – к обмелению рек и морей. Развитие промышленности – к загрязнению среды. Космические испытания, бесконечные полёты повлияли на озоновый слой планеты, и, как недавно сообщили нам средства массовой информации, над Южным полюсом обнаружилась в этом слое «озоновая дыра». Надо бы «взять за шиворот» современных распустившихся экспериментаторов и спросить, чем они заштопают свои озоновые и прочие прорехи.
Вместо того чтобы лечить жизненные болячки, прислушиваться к здравому смыслу, затоптанному сапогами технического прогресса, мы взялись лечить результаты жизненных аномалий. Так, мы изучаем причины роста числа заболеваний, способы их лечения, но в то же время увеличиваем выброс в атмосферу промышленных отходов.
Становится нечем дышать в городах, исчезают некоторые виды животных, растений.
На смену им приходят то неизлечимые болезни, то смертельно жалящие пчёлы, выведенные в лабораториях.
Во всех бедах нашего времени – общественных ли, экологических ли – видится одна причина: затоптан в грязь, забыт здравый смысл. Природа мстит за себя, обороняется, и милосердие природы состоит в том, что воюет она медленно. Даёт возможность подумать и остановиться. А не гнать птицу-тройку – в никуда.
Вглядитесь повнимательней в окружающую жизнь и в самих себя! Мы употребляем искусственную пищу, слушаем синтетическую электронную музыку, наши настроения находятся в зависимости от печати или телевидения. Мы привыкли к песням из нескольких слов, а классику воспринимаем через шлягеры на стихи гениев или на темы вечных книг. Мы даже поиск друзей не ведём с помощью собственных оценок, а передоверили его роботам
«службы знакомств» в Интернете. «Спасите наши души!» - вслед за поэтом скажем мы.
А может быть, «гомосапиенс» есть существо инопланетное, которое подрядилось уничтожить всё на Земле и, оставив неприкосновенной свою особу, улетит на другую планету?
(По С. Полякову)


17
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Формулирует вопросы и идеи, интерпретируя содержание текста
1 формулирует вопросы к тексту;
1 приводит примеры изобразительно- выразительных средств из текста;
1 объясняет роль изобразительно- выразительных средств в раскрытии отношения автора к проблеме;
1
Излагает содержание текста, представляя его в форме интеллект- карты
2 представляет информацию в виде несплошного текста;
1 отражает тему и основные идеи текста;
1 использует интерактивные возможности для раскрытия дополнительной информации текста
(комментарии, примеры, видео, ссылки);
1 связывает части текста логично и последовательно.
1
Всего баллов
7

18
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Ресурсы планеты Земля»
Ф.И.О. учащегося __________________________________________
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Формулирует вопросы и идеи, интерпретируя содержание текста
Затрудняется в формулировании вопросов к тексту; приводить примеры изобразительно- выразительных средств из текста; объяснять, как они раскрывают отношение автора к проблеме
Допускает ошибки, формулируя вопросы к тексту/ приводя примеры изобразительно- выразительных средств из текста/ объясняя, как они раскрывают отношение автора к проблеме
Формулирует вопросы к тексту; приводит примеры изобразительно- выразительных средств из текста; объясняет, как они раскрывают отношение автора к проблеме
Излагает содержание текста, представляя его в форме интеллект- карты
Затрудняется представлять информацию в виде несплошного текста
(интеллект-карты); отражать тему и основные идеи текста; использовать интерактивные возможности для раскрытия дополнительной информации текста (комментарии, примеры, видео, ссылки); связывать части текста логично и последовательно
Допускает ошибки, представляя информацию в виде несплошного текста (интеллект- карты)/ отражая тему и основные идеи текста/ используя интерактивные возможности для раскрытия дополнительной информации текста
(комментарии, примеры, видео, ссылки)/ связывая части текста логично и последовательно
Представляет информацию в виде несплошного текста
(интеллект-карты); отражает тему и основные идеи текста; использует интерактивные возможности для раскрытия дополнительной информации текста
(комментарии, примеры, видео, ссылки); связывает части текста логично и последовательно


19
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Подросток в современном мире»
Подраздел
Чтение
Письмо
Цель обучения
9.2.1.1 Понимать открытую и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов, соотнося заключённую в тексте информацию с информацией других источников /личным опытом
9.2.8.1 Сравнивать стилистические
(композиционные, языковые, жанровые) особенности различных текстов, учитывая цель, целевую аудиторию и позицию автора (научная статья)
9.3.5.1 Писать разные виды эссе, в том числе дискуссионное, рассматривая проблему с разных сторон и предлагая пути решения
Критерий оценивания
Обучающийся

Понимает открытую и скрытую информацию текстов, соотнося заключённую в них информацию

Сравнивает стилистические (композиционные, языковые, жанровые) особенности различных текстов

Пишет дискуссионное эссе
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
40 минут
Задания
1.Прочитайте два текста. Соотнесите информацию текста А с информацией текста Б. Заполните таблицу:
Текст А
Текст Б
Интернет – великое изобретение современности
Регулярное нахождение за компьютером приводит к возникновению физических проблем
1
2
3
4
5

20
6
7
8
Текст А
Интернет – великое изобретение современности. Если вдуматься, когда еще у людей были такие возможности общения и обмена информацией, как сейчас? Могли ли наши бабушки и дедушки представить себе, что можно будет в любую минуту связаться с родными, живущими на другом континенте? Прочитать любую книгу, не идя в библиотеку, купить товар, не выходя из дома? Увидеть благодаря веб-камере то, что происходит в другой части света прямо сейчас?
Пообщаться в «Твиттере» с иностранной певицей?
Как и почти все в нашей жизни, интернет может нести и пользу, и вред. Говорят, там много непроверенной информации. А еще интернет приучает нас к сидячему образу жизни, что неполезно для здоровья. Наверно, поэтому родители не разрешают мне проводить в Сети много времени.
Интернет – это бескрайний простор информации и общения, на котором легко потеряться.
И часто бывает, читал что-то полезное и интересное и как-то незаметно оказался на незнакомом сайте, где последние полчаса читаешь какие-то сплетни… Или часами переписываешься на
«Вконтакте» с друзьями вместо того, чтобы встретиться во дворе.
Однако я уверен, что преимуществ у интернета гораздо больше. Он помогает в учебе. Есть очень полезные сайты, например, «Википедия», где можно найти информацию в понятном виде обо всем – событиях, людях, вещах, явлениях.
А еще мне нравится, что в Сети я могу общаться с людьми, которые разделяют мои увлечения. Я люблю фотографировать, поэтому зарегистрировался на сайте, где другие фотолюбители тоже выкладывают свои работы, комментируют друг друга, дают советы. Мой младший брат вместе с папой – фанаты «Лего», и они постоянно общаются на форуме единомышленников. А мама частенько готовит вкусные блюда по рецептам из «Вконтакте».
По-моему, интернет – хороший помощник во всем, нужно только научиться отбирать полезную информацию и не пренебрегать живым общением, занятиями спортом и другими полезными делами.
Текст Б
На данный момент на социализацию ребёнка огромное влияние оказывает Интернет и различные устройства, которые обеспечивают туда доступ.
Возможность пользоваться Интернетом, с одной стороны, оказывает положительное влияние на детей и подростков: там они могут почерпнуть новые знания, найти ответы на интересующие их вопросы, но, с другой стороны, всемирная сеть опасна. Длительное и регулярное нахождение за компьютером приводит к возникновению физических проблем.
Игры и общение в социальных сетях постепенно заменяют подростку реальную жизнь - он перестаёт общаться с друзьями, выходить из дома, ведёт малоподвижный образ жизни. Такое положение вещей приводит к ухудшению зрения, быстрой утомляемости, возникновению проблем с ЖКТ, к нарушению опорно-двигательного аппарата. Наряду с влиянием на физическое состояние, Интернет воздействует и на не сформировавшуюся психику подростка.
На сегодняшний день мы можем получить доступ во всемирную сеть буквально из любого места, где бы не находились, достаточно иметь под рукой телефон или же любой другой подходящий для этого гаджет. В настоящее время существует множество игр, большая их часть ориентирована на онлайн участие, конечно же, через интернет. Это позволяет подросткам


21 проводить больше времени за играми. Достаточно продолжительное количество времени, несколько десятилетий, среди психологов, педагогов, ученых, родителей подростков имела место быть дискуссия: несут ли игры вред или же приносят пользу, а может быть и вовсе не оказывают никакого влияния. Бытовало мнение, что именно из-за пристрастия к интернет-играм у подростков возникают вспышки гнева, ярости, агрессии.
Подростки под влиянием игр, которые зачастую носят элементы насилия в своем сюжете, становятся злее, у них обостряется жестокость. Но достаточно недавно взгляд на данную проблему подвергся кардинальным изменениям. Учеными на основе исследований было доказано, что онлайн – игры не оказывают негативного влияния. Интерес к играм нельзя сравнить с алкогольной или наркотической зависимость, как это считалось раньше. Наоборот, приводятся доказательства даже пользы игрового процесса. Ученые считают, что некоторые виды игр помогают развивать внимание, реакцию и в целом развивают мозг - играя, формируются тысячи новых соединений нейронов. Отрицательным явлением, по-прежнему остается тот факт, что подростки сильно увлечены игровым процессом, проводят за ним большое количество времени, предпочитая реальному миру виртуальный.
Таким образом, нельзя однозначно судить о влиянии Интернета на личность подростка.
Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что всё нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом. Это поможет избежать тех негативных аспектов, о которых мы говорили выше, а также приумножить имеющиеся положительные стороны. При всей неоднозначности рассмотренного вопроса необходимо помнить, что интернет является неотъемлемой частью развития подростка в условиях современных технологий и каким образом будет сказываться данное влияние зависит, прежде всего, от правил взаимодействия с глобальной сетью.
Лунюшкина М.В., Зеленская Д.В., Твелова И.А.
Влияние интернета на подростка
// Научный форум: Педагогика и психология
2.Напишите сравнительный анализ текста А и текста Б в виде связанного текста.
Проанализируйте сходства и различия текстов в композиции, языке, жанре.
3. Напишите дискуссионное эссе на тему «Интернет в нашей жизни: плюсы и минусы».

22
Критерий
оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Понимает открытую и скрытую информацию текстов, соотнося заключённую в них информацию
1 извлекает информацию из текста;
1 сравнивает информацию одного текста с информацией другого;
1
Сравнивает стилистические
(композиционные, языковые, жанровые) особенности различных текстов
2 пишет связный текст, сравнивая стилистические особенности двуз текстов;
1 сравнивает тексты с точки зрения стиля;
1 сравнивает тексты с точки зрения жанра;
1 сравнивает тексты с точки зрения структуры;
1 сравнивает тексты с точки зрения использования лексики;
1 сравнивает тексты с точки зрения использования синтаксиса;
1
Пишет дискуссионное эссе
3 соблюдает структуру дискуссионного эссе;
1 приводит противоположные точки зрения и аргументирует их;
1 соблюдает логику и последовательность изложения информации;
1 выражает собственную позицию и взгляды, интерпретируя информацию прочитанного текста.
1
Всего баллов
12