ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ посещенного урока
1. Урок посетил ( Ф. И. )___________________________________________________________
2. Класс ________________________________________________________________________
3. Предмет ______________________________________________________________________
4. Преподаватель ________________________________________________________________
5. Аудитория ____________________________________________________________________
6. Урок _________________________________________________________________________
7. Обстановка в аудитории (подготовленность рабочих мест, наглядных пособий, чистота и пр.)___________________________________________________________________________
8. Качество поурочного плана______________________________________________________
9. Тема урока_____________________________________________________________________
10. Цель урока_____________________________________________________________________
11. Тип урока_____________________________________________________________________
12. Место урока в системе других уроков (связь с предыдущим материалом, межпредметные связи, подготовка материала к следующему уроку)
13. Содержание урока и его структура (целесообразность типа урока и его структуры, соответствие программе, последовательность и доступность изложения, связь с жизнью и практикой)
14. Метод преподавания (форма ведения урока, наглядность, активность обучения, применение методов и технических средств, виды самостоятельных работ и их ценность, способы проверки домашнего задания, методы проверки и оценки знаний учащихся, порядок выдачи домашнего задания)
15. Поведение учащихся (дисциплина, активность, внимательность)
16. Организационно-воспитательная роль преподавателя (уверенность, находчивость, живость, умение активизировать и заинтересовать учащихся)
17. Итоги урока ( качество выполнения плана, достижение целей, обьем и качество знаний учащихся)
18. Краткие выводы по уроку (положительные и отрицательные черты урока, пути совершенствования и закрепления положительных качеств и пути устранения недостатков)
19. Замечания по успеваемости и посещаемости
20. Прочие замечания и выводы
21. Предлагаемая оценка урока
Урок: самоанализ и анализ
Сегодня, когда у учителя, с одной стороны, есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий, а с другой стороны - необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации, одним из главных его профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей деятельности и профессионально - значимых качеств. Не каждый учитель в действительности владеет этим умением, так как в институтах этому не учат, а от этого зависит и качество обучения. В связи с модернизацией образования на первое место ставится качество преподавания и обучения учащихся.
Очень часто педагоги готовы провести много открытых уроков с условием, что они не будут проводить саноанализ. Иногда – это приходится делать под давлением других (заместителя директора по УВР или председателя МО), тогда наблюдается весьма не приглядная картина: формальные, пустые фразы, беспомощность тех, кто анализирует, и не ловкость тех, кто при этом присутствует.
Страх перед самоанализом – всегда очень плохой признак, говорящий или о низком профессионализме педагога, или о авторитарном стиле внутришкольного управления. На педагогическом совете мы решили вернуться к рассмотрению вопроса о самоанализе урока, как проявление рефлексии в повседневной жизни педагога, о роли завуча в оказании помощи учителю в овладении этим важнейшим профессиональным умением, для этого на методическом совете школы была разработана памятка для самоанализа урока.
Заместитель директора с современной ориентацией, т.е. ориентацией на развитие учебно- воспитательного процесса и учителя, только тогда может помочь в этом развитии, когда он хорошо понимает возможности и проблемы педагога, имеет доступ в его творческую лабораторию.
Работа завучей по развитию самоанализа предполагает решение ряда взаимосвязанных задач.
Необходимо:
Пропагандировать и разъяснять необходимость самоанализа;
Обязательно включать самоанализ в процедуру посещения и анализа уроков
Фиксировать лучшие образцы самоанализа и передавать их в МО учителей предметников;
Занимать в ходе самоанализа позицию открытого, эмпатического и активного восприятия, быть готовым к постановке вопросов педагогу на понимание. На какие вопросы важно ответит при самоанализе? Самоанализ будет конструктивным и качественным, если учитель ответит на вопросы памятки.
Памятка для самоанализа занятия
А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся?
Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:
решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
избежать перегрузки и переутомления учащихся;
сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия?
Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
Предложенный вариант содержит пять ключевых вопросов, обозначенных буквами. Они задают достаточно четкую логику самоанализа, и его алгоритм.
До любой внешней оценки урока учитель сам характеризует его по определенным критериям: качество результатов, отсутствие перегрузок, мотивация и самочувствие школьников.
Большинство учителей школы сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако под основным механизмами, помогающими достичь более высокие результаты в учебе, понимаются контроль и руководство процессом запоминания знаний
Для этого прежде, чем идти на урок, составляется беседа с учителем перед уроком.
Примерные вопросы:
1. Как запланирована мотивация мыслительной деятельности учащихся? Каким путем учитель планирует изложение нового материала: путем описательного или доказательного объяснения?
2. Какова связь ранее усвоенных знаний, как их углубить и развивать в процессе изучения нового? Как организуется деятельность учащихся?
3. Где и как будут формироваться умения, специальные знания для данного предмета, и умения, общие для ряда предметов? Какова связь теоретического материала урока с письменными, самостоятельными, контрольными, лабораторными работами, экспериментами, опытами?
4. Какие дидактические материалы подготовлены к каждому уроку? Роль и место наглядных пособий на всех этапах урока.
Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем, обучения и воспитания.
У нас разработано методическое пособие “Иду на урок”, где собраны анализы различных типов уроков. Во время посещения уроков завуч берет эту папку, где собраны все материала и перед уроком с учителем определяют тип урока и цель его посещения. И анализ начинается сначала с самоанализа учителя, а потом анализа завуча.
В приложение предложены несколько анализов уроков.
Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма – урок, то каждому завучу необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта – из разряда “вечных”: время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы.
В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом , целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
При анализе урока, как правило, оцениваются методы, способы активизации школьников, эффективность освоения материала. Крайне редко урок анализируется с физиологи - гигиенических позиций, с точки зрения педагогики здоровья,а делать это надо постоянно, помня, что сегодня из школы выходят лишь около 11% здоровых детей.
В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого- гигиенических, культурологических и др. Учитель и завуч, посещающий урок, должны заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа.
Материалы для анализа урока руководителем
В процессе внутришкольного контроля важную роль играет посещение уроков руководителями образовательного учреждения. Посещение уроков планируется на неделю, исходя из общих задач, намеченных в годовом плане работы школы. В плане посещения отмечаются классы, предметы, содержание и цель посещения. Цель посещения может быть общей, направленной на повышение эффективности учебного процесса всей школы, а также частной, например, изучение системы работы отдельного учителя и способов решения им конкретных педагогических задач на уроках (к примеру, закрепление изученного материала).
Уроки молодых учителей руководители посещают с целью ознакомления с их стилем и системой работы, оказания им методической помощи. Уроки опытных учителей управленцы посещают, как правило, для того, чтобы обобщить их богатый педагогический опыт.
Руководители школ должны тщательно готовиться к посещению уроков. С этой целью прежде всего изучается классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по данному предмету за определенный период, а также тема, которая изучалась на предыдущем уроке, обращается внимание на регулярность и своевременность оценки знаний.
Анализ каждого урока проводится индивидуально с каждым учителем. Обсуждение должно быть принципиальным и требовательным, но корректным и доброжелательным. Неприятные для учителя замечания следует аргументировать фактами и положениями из теории педагогики и психологии.
В школе могут быть практиковаться следующие способы посещения уроков:
• выборочное посещение уроков;
• тематическое посещение уроков;
• параллельное посещение уроков;
• комплексное изучение отдельных классов;
• целевое посещение урока с приглашением специалиста.
1. Выборочное посещение уроков
Директор или его заместитель по учебно-воспитательной работе без предупреждения, по личному плану, посещает отдельные уроки. Такая проверка дает возможность установить, как педагог подготовлен к уроку, какова активность класса. Таким образом можно наблюдать деятельность учителя и учащихся в обычной обстановке.
2. Тематическое посещение уроков
Директор или его заместитель с целью всестороннего изучения системы работы учителя посещает цикл уроков по одной теме (три-пять уроков). Такая проверка дает возможность оценить достоинства и недостатки педагога, дать ему квалифицированный совет по совершенствованию педагогического мастерства.
Тематическая проверка необходима при знакомстве с новыми учителями, так как выборочное посещение позволяет точно установить подлинные причины отдельных неудач педагога.
3. Параллельное посещение уроков
Заместитель директора посещает уроки двух учителей в параллельных классах по одной теме.
Цель посещения - раскрыть особенности педагогического почерка учителя или эффективность отдельных методов обучения.
4. Комплексное изучение учебного процесса в отдельных классах
Директор или его заместитель в течение всего учебного дня присутствует в одном классе.
Таким образом проверяется работа одних и тех же учеников в разных условиях. Оно позволяет сделать выводы о том, почему ученики достигают различных учебных результатов у разных учителей, как поддерживается дисциплина на уроках, как выполняются единые требования к учащимся.
5. Целевое посещение урока с приглашением специалиста
Директор школы или его заместитель не являются специалистами по всем учебным предметам. В целях углубленного изучения работы учителя на урок приглашается специалист
- методист по предмету или руководитель методического объединения.
Опорная таблица к анализу урока
(Конаржевский Ю.А.)
Организационный этап
1. Дидактическая задача этапа
- подготовить учащихся к работе на уроке.
2. Содержание этапа:
взаимные
приветствия
учителя
и
учащихся;
фиксация
отсутствующих;
проверка
внешнего
состояния
классного
помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее
место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания.
3. Условия достижения положительных результа- тов:
кратковременность организационного момента; полная готовность
класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм;
организация внимания всех учащихся.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:
требовательность,
сдержанность,
собранность
учителя;
систематичность (из урока в урок) организационного воздействия;
последовательность в предъявлении требований.
Этап проверки домашнего задания
1. Дидактическая задача этапа
установить правильность и осознанность выполнения домашнего
задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки
обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания,
умения, навыки.
2. Содержание этапа
выяснение степени усвоения заданного на дом материала;
определение типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидация
обнаруженных недочетов.
3. Условия достижения положительных результатов
оперативность учителя, целевая направленность его деятельности;
использование учителем системы приемов, позволяющих определить
выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа:
возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин)
установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные
недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания
актуализировать
и
скорректировать
опорные
понятия,
ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая
степень выявления качества знаний изученного учащимися дома.
Этап всесторонней проверки знаний
1. Дидактическая задача этапа
- глубоко и всесторонне проверить знания 1-4 учащихся, выявив
причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях;
стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению ра-
циональными приемами учения и самообразования.
2. Содержание этапа:
проверка различными методами объема и качества усвоения
материала; проверка характера мышления учеников; проверка
степени сформированности общеучебных навыков и умений;
комментирование ответов учащихся; оценка знаний, умений и
навыков.
3. Условия достижения положительных результа- тов:
использование самых различных методов проверки знаний, начиная от
фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой
проверкой, которая дает возможность за 10-15 мин. получить
ответы на 10-20 вопросов от учащихся всего класса; постановка
дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины,
осознанности знаний; создание при опросе нестандартных
ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся
к активному участию в поиске более полных и правильных ответов
на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы,
осуществляемой на данном этапе.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1. Дидактическая задача этапа организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
2. Содержание этапа: сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.
3. Условия достижения положительных результатов предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока; какими знаниями, умениями и навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).
Этап усвоения новых знаний