ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Дидактическая задача этапа
- дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
2. Содержание этапа: организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала учащимися.
3. Условия достижения положительных ре- зультатов использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся; запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; ис- пользование приемов мышления, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно; актуализация личного опыта и шорных знаний учащихся; словарная работа.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения.
Этап проверки понимания учащимися нового материала
1. Дидактическая задача этапа
- установить, усвоили или нет учащиеся связи между фактами, содержание новых понятий закономерности; устранить обнаруженные пробелы.
2. Содержание этапа: проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
3. Условия достижения положительных результатов постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учет дополнительных ответов (по количеству и характеру) при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: учитель опрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи
- уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.
Этап закрепления нового материала
1. Дидактическая задача этапа
- закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
2. Содержание этапа: закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа уче- ника при очередной проверке знаний.
3. Условия достижения положительных результа- тов: выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала; уме- ние выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1. Дидактическая задача этапа
- сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
2. Содержание этапа информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы; как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники.
3. Условия достижения положительных результа- тов: спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, кг они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познав тельных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: правильное выполнение домашнего задан всеми учениками.
Опорная схема анализа урока
Целевой
Мотивационный
Содержательный
Процессуальный
1 2
3 4
1. Точность и обоснованность поставленных целей
1. Наличие ориентировки уча- щихся на предстоящую дея- тельность; постановка целей предстоящей деятельности
1. Соответствие основным дидактическим принципам
1. Усваивались ли знания в контексте определенной социальной функции личности
2. Конструктивность
(достижимость) целей
2. Характер мотивации:
-учения;
- труда;
- достижения;
- общения
2. Уровень усвоения материала
(репродуктивный, продуктивный)
2. Присутствовал ли совместный поиск решения
3. Диагностичность целей:
- выделение формируемого качества;
- наличие диагностики этого качества;
- наличие критериев для определения этого качества
3. Формирование познавательных критериев (характер, степень успешности)
3. Наличие вариантности в предлагаемом мате- риале (по типу, уровню и т. д.)
3. Было ли совместное переживание ценностей
4. Оценивание действий и поступков, характер
4. Участие учащихся в отборе содержания
4. Существовало ли обучение, включенное в структуру игры, диалога, жизненной ситуации
5. Создание ситуаций успеха
5. Право на усвоение
(выбор) роли, статуса
5. Было ли принятие решения с выражением личной ответственности и отношения
6. Итог деятельности, нацеленность на последействие
6. Представлены ли в материале нравственные законы, гуманистические ценности или присутствует только научный компонент
6. Признавались ли права на собственное мнение
7. Возможны ли альтернативные трактовки изучаемых явлений
7. Наличие и характер сотрудничества учителя с учащимися при решении жизненных проблем
8. Наличие межпредметных связей
9. Характер рефлексии:
- натуралистический;
- социальный;
- общечеловеческий
Схема анализа урока развивающего обучения.
Вид наблюде- ния
Основные критерии
Проявленные критерии на уроке
Всегд а
Иног да
Нет
А.
Использование субъектного опыта ученика
1. Выявление этого опыта путем постановки вопросов.
2. Организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками.
3. Поддержка учителем наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме.
4. Выстраивание на их основе изучения нового материала (понятия, приема).
5. Обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке
Б. Применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала
1. Использование учителем разных источников сообщения информации.
2. Инициирование выполнения учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных.
3. Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.
4. Стимулирование учащихся к выбору такого материала в соответствии с их личными предпочтениями.
5. Применение карточек с описанием основных учебных действий, последовательности их выполнения
В. Характер педагогического общения на уро- ке
1. Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости.
2. Обращение к ученикам по имени.
3. Беседа с детьми не «свысока», а «глаза в глаза».
4. Поддержка учеников улыбкой, прикосновениями и т. д. (невербально).
5. Поощрение в школьнике чувства независимости, уверенности в себе при ответе
Г. Активизация способов учебной работы
1. Стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной работы.
2. Анализ всех предлагаемых способов (учитель не навязывает своего мнения).
3. Обсуждение наиболее рациональных способов.
4. Выявление наиболее личностно-значимых способов, сложившихся у учеников.
5. Оценивание не только результата, но и процесса выполнения задания
Д. Проявление гибкости учителя в работе на уроке
1. Организация атмосферы включенности каждого ученика в работу класса.
2. Предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения заданий на уроке.
3. Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным (не боясь ошибиться, получить плохую отметку).
4. Проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика (не прерывает радостные восклицания, спокойный разговор по поводу обсуждаемой темы, снимает негативные реакции).
5. Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса, испытывающим неудовлетворенность оценкой их работы, и т. п.
Фамилия, имя, отчество инспектирующего
Подпись инспектирующего