Файл: Учитель высшей квалификационной категории мбоу Центр образования 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Учитель высшей квалификационной

категории МБОУ «Центр образования №3»

г.Ногинска Богородского городского округа

Орлова Марина Алексеевна

Подборка игр и заданий на развитие

внимания, памяти, мышления, речи

младших школьников.
Развитие памяти.

Словарная работа.

Игра « Слова».
Направлена на развитие вербальной памяти детей младшего школьного возраста.

  • Словарная работа. Подобрать как можно больше слов к теме зима.

( слова только словарные ).

  • Чистописание. Подобрать как можно больше слов, начинающихся с сочетания св. ( в 4 классе дети подбирают до 20 слов. )

«Десять слов».
Словарная работа. На слух запомнить 10 словарных слов и записать по памяти.
Части речи. Запомнить 10 имен существительных и записать по памяти.

« Фантазия»

Словарная работа с использованием эмоционально-образной памяти.
Трудную букву в словарном слове нарисовать в виде какого-нибудь предмета.



« Театр »

Направлена на развитие кинестетической памяти ( памяти тела)
Изобразить нужную букву в слове «на себе». Можно с помощью товарищей.
«Черный ящик»
Буквы вылепливаются из пластилина, сгибаются из проволоки и кладут в черный ящик. Когда проводится устный словарный диктант, то дети на ощупь находят букву в ящике и показывают её.
« Город» или «Цирк», или « Огород» и т. д.
Дети представляют, что идут по городу и читают вывески: ресторан « Столичный», кинотеатр «Космонавт» , кафе «Земляника», фабрика

« Свобода» и т.д.


« Художник»-1
Словарные слова, обозначающие цвета, можно раскрасить в соответствующий цвет.
« Художник»-2
Учитель называет слова, после каждого слова считает до 3. За это время участники должны зарисовать это слово любым рисунком, который поможет затем по порядку назвать слова.
«Гулливер»
Букву, которую нужно запомнить, увеличиваем в размере.
« Цепочка»
Учитель называет одушевленное имя существительное. Ученик повторяет это слово и называет свое. Следующий участник повторяет эти два слова и называет своё и тд. Побеждает тот, кто может повторить как можно больше слов.
« Соседи»
Соседи по парте придумывают и записывают за 1 минуту 20 слов на заданную тему. Затем ученики обмениваются листочками и проверяют, на сколько хорошо каждый из них запомнил слова, записанные им самим.

«Воспроизведи рассказ»

Развитие логической, или смысловой памяти.
Послушайте рассказ, басню, затем запишите основное содержание рассказа.

( Хорошо использовать басни Л. Толстого).

Послушайте три слова, при этом обратите внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес- медведь – берлога.

Учитель читает 6 строк. По три слова в каждой. Затем ученикам на доске показываются только первые слова из каждой строки. Дети должны дописать второе и третье слово в каждой строке.

весна- солнце – ручей

река – рыболов – уха

праздник – песни – веселье

мост – река – вода

пчела – улей – мед

дуб – желудь – свинья
На доске:

весна

река

праздник

мост

пчела

дуб
«Письмо по памяти».
1. Воспроизведи текст по памяти. Дети слушают текст, запоминают его, а через минуту рассказывают до первой ошибки. Затем продолжает другой ученик и тоже до первой ошибки. Побеждает тот, кто рассказал весь текст и без ошибок.
2 Учитель читает текст, а дети стараются как можно точнее запомнить его. Пересказ текста будет производиться коллективно. Чтобы лучше запомнить, каждый из учеников должен мысленно разделить текст на много маленьких частей и вместо большого и подробного рассказа должен назвать имя существительное , которое в полной мере соответствует этому маленькому кусочку. Каждый следующий ученик повторяет существительное, названное предыдущим и добавляет своё.

(Развивается память, а так же ученики учатся выделять главное в тексте, т.е. организовывать мышление и запоминание).
3 « Словесный портрет»

Учитель называет предмет, а ученики должны по памяти воспроизвести все его признаки (имена прилагательные).
Минутка”- дает возможность учащимся за одну минуту выполнить разные задания, запомнить определенное количество слов, текст, записать его.
«День и ночь».

Команда “День” и “Ночь ” дает возможность преобразовать записанное на доске, детям - быстро запомнить определенное количество слов, текст, записать его. Эта игра позволяет успешно использовать методику И.Т. Федоренко, связанную с развитием оперативной памяти («Начальная школа», 1980, № 8).

«Угадай-ка, чье?»

Имя прилагательное.

Показывается предмет и называется его признак. Затем ученик должен по памяти воспроизвести только признаки.
Развитие наблюдательности.

«Полубуковка»


На доске записаны буквы. Они расположены и прямо, и боком, и вверх ногами. Они закрыты полоской бумаги наполовину. Надо угадать букву.
«Магнитофон»

За 10 минут записать как можно больше слов, группируя их по следующим признакам:

Начинаются с одной буквы. Отвечают на один и тот же вопрос, родственные, и т.д.

(За более длинный список по 5 баллов)
« Букву заменишь – смысл слова изменишь»
1 С е можно обойти все кругом, с и то, что нельзя делать по отношению к слабым. (Обежать – обижать)

2 С е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу. (Примерять-примирять).

3 С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а- нежным и добрым. (Полоскать – поласкать).

4 С е нужно старость уважать, а с и можно просто отдохнуть. (Поседел- посидел).
«Что изменилось?»

Дается несколько слов, например, словарных. Затем делаются некоторые изменения, и детям предлагается найти ошибку, т.е. то, что изменилось.
«Угадай картину»
1 Две команды. Детям показывают фрагмент репродукции какой - либо картины. По ее фрагменту должны узнать, что это за картина.
«Угадай картину»
2 Репродукция картины закрыта листом в 2 раза больше бумаги. В середине листа вырезана дыра. ( Диаметр 2 см.)

Рассмотреть картину можно, только передвигая отверстие по картине. Через минуту каждый должен сказать, что изображено на картине.
Развитие внимания.
«Редактор»
Дается текст с ошибками. Дети должны «отредактировать» текст, т. е. исправить ошибки.
«Запрещенное слово»

Ученики пишут текст, но «запрещенное» слово должны заменить синонимом.
Эту игру можно использовать и во время проведения физкультминуток.


«Найди отличия».

Дано два текста с некоторыми отличиями. ( В зависимости от темы урока).

Дети должны найти отличия.
Физкультминутки

Задания могут быть различными, в зависимости от темы урока.

Например, хлопаем, если называю одушевленные имена существительные. Приседаем, если называем неодушевленные имена существительные.
«Алфавит».
Между детьми распределяются буквы алфавита. Чем меньше участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Учитель диктует какую- либо фразу. Дети , как на пишущей машинке, должны « распечатать» эту фразу Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена. Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Тот, кто ни разу не был ведущим, самый внимательный.


«Заблудился».


Ведущий (учитель или ученик) объясняет условия игры и выполняет задание, при этом допускает ошибку. Дети при объявлении игры предельно внимательны, стараются как можно быстрее исправить ошибку, допущенную учителем или одноклассником.
«Наоборот»
1 Словарный диктант. Учитель показывает слово с ошибкой, а дети пишут наоборот.

2 Учитель показывает слово, написанное в обратном порядке, а дети расшифровывают его и пишут правильно.
«Расшифруй»
Учитель показывает слово, в котором буквы стоят не по – порядку. Дети должны угадать слово и записать правильно.
«Запрещенные слова» .

Творческий диктант. Вместо «запрещенного» слова пишут синоним.
«Поиск предмета»

Дается описание предмета, а дети должны найти слово, подходящее под описание и записать его. Слова-предметы, которые объясняются, записываются на доске.
«Самый внимательный».
Запомнить расположение букв. Потом их меняют местами.
«Не сбиться».
Один человек называет имена существительные, а другой, стоящий напротив, называет имена прилагательные. Побеждает тот. Кто не собьется и назовет как можно больше слов за 1 минуту.
«Пишущая машинка».
Это упражнение направлено на развитие внимания и на развитие умения работы в группе.

Участникам игры надо « напечатать» слова известного стихотворения

«У лукоморья дуб зеленый…». Или любого другого текста. Дети должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, все должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце строки все должны хлопнуть в ладоши. Кто ошибается, выходит из игры.
«Сопоставь и найди ошибки».
Детям предлагается текст. Необходимо запомнить содержание и понять главную мысль. Затем предлагается этот же текст, но с несколькими изменениями. Задача учащихся – найти и исправить все ошибочные суждения. Побеждает тот, кто назовет больше неточностей.


«Ловишка».
Бросают два мяча: темный и светлый. Светлый мяч надо ловить всегда А темный только, если бросивший назовет например, имя существительное.
«Передай смысл стихотворений».
Все участники разбиваются на три команды.

Учитель и два его помощника читают три четверостишия, но сначала все по очереди читают первую строчку стихотворения, потом вторую, потом третью, а потом четвертую. При таком прочтении трудно сразу уловить содержание каждого четверостишия, поэтому чтение можно повторить.


Задание:

1-я команда должна передать смысл первого четверостишия.

2-я команда - передать смысл второго четверостишия.

3-я команда - передать смысл третьего четверостишия.

4-я команда - передать смысл третьего четверостишия.

Стихотворения должны быть сюжетного характера.
«Назови по порядку».

Называть буквы в алфавитном порядке, кроме гласных. Вместо них постучать по столу карандашом.

«Юлии Цезари» или « Два дела одновременно»
Произнести алфавит, сопровождая постукиванием. Одна буква - один удар. После одного хлопка учителя надо вслух произносить алфавит, если будет два хлопка. То надо продолжать произносить алфавит, но уже мысленно. Один хлопок - надо продолжать произносить вслух.
«Упрямый Фома»
Подобрать антонимы к названному слову.
«Магнит»
На магнитной доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей – небо с черными тучами, та же полянка, но идет дождь.

Левая часть магнита» притягивает» добрые слова, правая – слова с противоположным значением.

Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами:

Добрый – злой

Деликатный – грубый.
«Запрещенная часть речи».

Учитель читает текст, но как только произносит «запрещенную» часть речи, то дети ,например, хлопают.
«Что появилось лишнее?»

На доске записаны слова, потом они закрываются и открываются с изменениями. Дети должны сказать, что изменилось.
«Серебряный герб»
Игра названа по названию книги К. Чуковского, где он описывает в шуточной форме использование « испорченного телефона» на диктанте.
Написать предложение с однородными членами предложения. Дети по очереди называют слова, а когда надо поставить знак препинания – вместе топнуть ногой, а в конце строки - хлопнуть в ладоши.

«Фотографирование»

Прочитайте словарные слова. « сфотографируйте» их .Напишите по памяти.

Логическое мышление.

«Сортировщики»

1 Распредели слова на три равные группы, запиши каждую группу в отдельный столбик.

Сон, сын, сад, рок, рот, дом, дым, дал вал выл, вол, рыл.

( распределение по принципу – одинаковая гласная)

1 уровень

2 уровень

3 уровень
2 На группировку слов в зависимости от места ударения в слове.

Гора, горка, стена, стенка, нора, норка, трава, травка, лиса, лиска.
3 На конструирование двух предложений с включением в них одного из слов-омонимов.