Файл: Курсовая работа по дисциплине Методы и средства проектирования информационных систем и технологий на тему Разработка регламента выполнения процесса Движение библиотечного фонда.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20
Рисунок 2.1 – Диаграмма прецедентов модернизированной задачи «Движение библиотечного фонда» ИС библиотеки предприятия
2.2 ДИАГРАММА КЛАССОВ
Для представления формализованного описания логической структуры задачи используется методология объектно-ориентированного проектирования UML. UML – это графический язык визуализации, специфицирования и документирования.
Концептуальная модель UML включает в себя три составные части:
-
основные строительные блоки языка; -
правила их сочетания; -
строительные блоки UML.
UML включает три вида строительных блоков:
-
сущности; -
отношения; -
диаграммы.
Диаграмма в UML – это графическое представление набора элементов.
В результате построения диаграммы классов был разработан ряд классов, представленных в таблице 2.1 соединенные связями, указанными в таблице 2.2.
Таблица 2.1 – Классы, использованные при построении диаграммы классов
№ п/п | Наименование класса | Примечание |
1 | Сотрудники | Сотрудник отдела комплектования библиотеки предприятия |
2 | Книги | Информация о книгах, которые находятся в библиотечном фонде |
3 | Экземпляры | Информация об экземплярах книг библиотечного фонда |
4 | Акты списания | Информация об актах списания книг |
5 | Причины списания | Информация о причинах списания книг |
6 | Издательства | Информация об издательствах книг |
7 | Тип литературы | Информация о типах литературы |
8 | Языки книги | Информация о языках книги |
9 | Авторы | Информация об авторах книг |
10 | Партии | Информация о поступивших партиях книг |
Таблица 2.2 – Отношения между классами
№ п/п | Класс | Вид связи | Класс | Кардинальность |
1 | Книги | Агрегация | Экземпляры | 1:M |
2 | Языки книги | Агрегация | Книги | 1:М |
3 | Тип литературы | Агрегация | Книги | 1:М |
4 | Сотрудники | Агрегация | Акты списания | 1:М |
5 | Партии | Агрегация | Экземпляры | 1:М |
6 | Акты списания | Агрегация | Экземпляры | 1:М |
7 | Издательства | Агрегация | Экземпляры | 1:М |
8 | Причины списания | Агрегация | Акты списания | 1:М |
9 | Книги | Агрегация | Авторы | 1:М(М:М?) |
Диаграмма классов для задачи «Движение библиотечного фонда» представлена на рисунке 2.2
Диаграмма классов логически построена на основе будущих форм разрабатываемой ИС. «Взаимодействие» с формами осуществляется с помощью кнопок, каждая из которых поддерживается методом соответствующего класса. Напр. форма Книги.
В программе она вызывается следующим образом:
Нажатие на кнопку Каталог книг – появляется форма с перечнем книг. Можно выбрать кнопки - добавить книгу, изменить, удалить книгу.
Добавить книгу – отображаются все поля, которые отражены в классе «Книги». Поле автор – специальная кнопка, которая вызывает форму авторы – т.о. можно выбрать автора из появившегося перечня авторов. Такие же поля Тип литературы и Язык книги.
Кнопки «Сохранение данных» и «Отмена» не отражены в реализации класса «Книги».
Рисунок 2.2 – Диаграмма классов для задачи «Движение библиотечного фонда»
2.3 ДИАГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для представления формализованного описания логической структуры задачи используется метод объектно-ориентированного проектирования UML.
К диаграммам поведения можно отнести следующие диаграммы:
-
деятельности (Activity diagram); -
состояний (State Machine diagram); -
вариантов использования (Use case diagram).
Диаграмма деятельности для прецедента «Формирование библиотечного фонда» задачи «Движение библиотечного фонда» представлена на рисунке 2.3.
Реализация прецедента «Формирование библиотечного фонда» возможна тремя поведенческими аспектами:
Выбор кнопки Каталог книг, Каталог экземпляров книг или Выход.
При открытии формы Каталог книг (см. описание диаграммы классов) главная форма остается открытой и возможен возврат к главной форме без закрытия формы Каталог книг.
Рисунок 2.3 – Диаграмма деятельности для прецедента «Формирование библиотечного фонда» задачи «Движение библиотечного фонда»
2.4 ДИАГРАММА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Для представления формализованного описания логической структуры задачи используется метод объектно-ориентированного проектирования UML.
В унифицированном языке моделирования UML существуют два вида диаграмм, которые помогают документировать и описывать эти взаимодействия: диаграмма последовательности взаимодействия и диаграмма сотрудничества объектов. Обе они известны как диаграммы взаимодействия. Для данной задачи была разработана диаграмма последовательности, представленная на рисунке 2.4.
На диаграмме приведены основные этапы реализации функциональной задачи индивидуального учета библиотечного фонда путем формирования документа «Инвентарная книга».
Последовательность при выполнении данной задачи:
-
осуществление входа в систему; -
введение логина и пароля; -
вход в форму «Инвентарная книга»; -
введение номера партии; -
сохранение результатов; -
печать документа.
Рисунок 2.4 – Диаграмма последовательности для прецедента «Формирование «Инвентарной книги»» задачи «Движение библиотечного фонда»
2.5 ДИАГРАММА КОМПОНЕНТОВ И РАЗВЕРТЫВАНИЯ
Диаграмма компонентов, в отличие от прежде рассмотренных диаграмм, описывает особенности физического представления системы. Она позволяет определить архитектуру системы, которая разрабатывается, установив зависимости между программными компонентами, в роли которых может выступать исходный и выполняемый код. Основными графическими элементами диаграммы компонентов есть компоненты, интерфейсы и зависимости между ними.
Диаграмма развертывания предназначена для визуализации элементов и компонентов программы, существующих лишь на этапе ее исполнения. При этом представляются только компоненты-экземпляры программы, являющиеся исполнимыми файлами или динамическими библиотеками. Те компоненты, которые не используются на этапе исполнения, на диаграмме развертывания не показываются. Компоненты с исходными текстами программ могут присутствовать только на диаграмме компонентов. На диаграмме развертывания они не указываются.
Структурно программа реализована следующим образом:
Данные хранятся в таблицах БД MySQL.
Проект программы представлен 3-мя пакетами:
1) Вспомогательные классы
2) Классы реализации форм (пакет View).
3) библиотеки (jasperreports и др.)
Исполняемый файл Library.jar
Диаграмма компонентов, разработанная для данной задачи, реализована в двух вариантах и представлена на рисунке
- (1-ый вариант)
Логическое упрощенное представление реализации программы. Возможно даже не полное отражение и соответствие со структурой программы (см.выше), а просто возможно ли такое представление программы?
- (2-ой вариант)
Логически совпадает с существующей структурой программы (см.выше).
Данные хранятся в таблицах БД MySQL.(пакет Model)
Вспомогательные классы (пакет Control )
Классы реализации форм (пакет View).
Исполняемый файл Library.jar
Можно ли соединить DB MySQL с соответ-щим пакетом Model?
Разработка диаграммы развертывания осуществляется для моделирования требуемых устройств (сервер, рабочая станция клиента), драйвера (для работы с БД), процессов (реализуемых классами) и связи между ними.
Диаграмма развертывания, разработанная для данной задачи, представлена на рисунке: