Файл: Методические рекомендации по реализации цикла внеурочных занятий Разговоры о важном.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 1
к письму
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
от 06 сентября 2022 года № 4553/06.1-28
Методические рекомендации по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»
Настоящие методические рекомендации подготовлены с целью оказания помощи классным руководителям, советникам директора по вопросам воспитания в организации и проведении цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном».
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и осуществляется в формах, отличных от урочных.
В соответствии с Государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования образовательная организация должна обеспечить обучающимся до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельностью.
1 час в неделю из 10 возможных часов внеурочной деятельности рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей родине – Донецкой Народной Республике, России, населяющим их людям, их уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Данные занятия с детьми должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат данного внеурочного занятия – разговор или беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной Донецкой Народной Республике, России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Для проведения бесед можно использовать комплект материалов, которые содержат все необходимое для подготовки и проведения такого внеурочного занятия – сценарий внеурочного занятия, методические рекомендации, а также набор визуального контента (видео, презентации, интерактивные материалы), разработанный ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Педагогической основой цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» стали идеи ценностно-ориентированного воспитания, междисциплинарного подхода к реализации содержания образования. Все материалы разработаны с учётом возрастных и психологических особенностей школьников.
Занятия «Разговоры о важном» рекомендуется проводить еженедельно первым уроком по понедельникам для всех обучающихся 1-11 классов в рамках внеурочной деятельности, всего 34 часа в год.
«Разговоры о важном» рекомендуется включить в календарный план воспитательной работы и рабочую программу воспитания на 2022/23 учебный год.
Тематика бесед из цикла «Разговоры о важном» достаточно широка: День знаний, Наша страна – Россия, 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского, День музыки, День пожилого человека, День учителя, День отца, Международный день школьных библиотек, День народного единства, Мы разные, мы вместе, День матери, Символы России, Волонтеры, День Героев Отечества, День Конституции, Тема нового года. Семейные праздники и мечты, Рождество.
Расписание занятий «Разговоры о важном» по классам с определением тем представлен в приложениях 1-5 к данным рекомендациям.
Содержание занятий разработано для всех возрастных групп обучающихся: 1-2 классов, 3-4 классов, 5-7 классов, 8-9 классов и 10-11 классов (студентов СПО). Для каждой возрастной группы разработан полный пакет материалов, включающий сценарий занятия, методические рекомендации для учителя; видеоролик; интерактивные задания; презентационные материалы, плакат, а также инструкции и дополнительные материалы к занятию.
В сценарии описана последовательность этапов занятия, содержательная часть, представлены подсказки в помощь учителю для использования интерактивных заданий, даны предложения по организации творческой деятельности обучающихся.
В методических рекомендациях определены задачи для каждого этапа занятия, приведены подобранные для каждого этапа необходимые рабочие материалы (тексты, презентационные материалы, инструкции для интерактивных заданий, рекомендации для дальнейшей работы по теме).
В проведении таких занятий педагогу особенно важно помнить о том, что они не должны повторять традиционные для урока формы, ребёнок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребёнок занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решение кейсов, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т. п.).
Видеоролик разработан как самодостаточный мотивационный элемент занятия, который содержательно полностью соответствует тематике и сценарию занятия, учитель может выбрать наиболее удобный момент для его демонстрации. При отсутствии возможности просмотра видеоролика учитель может воспользоваться презентационными материалами, которые составлены на основе материалов видеоролика.
Интерактивные задания встроены в контекст занятия с обучающимися. Разработаны краткие инструкции для учителя по выполнению интерактивных заданий, а также представлены подсказки (ответы).
В рамках занятия важно уделить внимание региональному компоненту, специфике Донецкой Народной Республики (праздники, традиции, обычаи, герои и др.).
В завершение каждого занятия предусмотрена обратная связь от обучающихся по итогам проведения каждого занятия, причём содержание опросников для обучающихся разных уровней образования отличается в соответствии с возрастными особенностями школьников. Обратная связь реализуется через OR-код, который размещён в дополнительных материалах.
В конце каждого занятия педагогу необходимо обеспечить доступ обучающихся к анкете обратной связи через QR-код, если позволяют технические возможности, а именно: наличие доступа в Интернет и наличие у обучающихся смартфонов (планшетов) для считывания кода. Для этого QR-код выводится учителем на экран или предоставляется как раздаточный материал в распечатанном виде.
Для перехода к анкете обратной связи необходимо навести на QR-код камеру смартфона или планшета и «кликнуть» на появившуюся ссылку. В окне браузера смартфона или планшета откроется ссылка с вопросами. Опрос является неперсонифицированным и занимает не больше трёх минут.
В составе материалов к каждой теме представлен макет плаката, который анонсирует тему занятия, её основные ценностно-смысловые аспекты. Плакат может быть выведен на интерактивную панель, находящуюся в местах общего пользования образовательной организации, а также распечатан и соответствующим образом размещён на доске объявлений или во входной зоне школы.
Комплекты разработанных материалов для проведения цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» по адресу: https://razgovor.edsoo.ru. На портале обеспечена возможность использования материалов непосредственно в ходе проведения занятия, а также их предварительное скачивание.
Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном» являются классные руководители и советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Проведение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» осуществляется за счет часов внеурочной деятельности учебного плана общеобразовательной организации из расчета 1 час в неделю в каждом классе.
Материалы еженедельного «Классного марафона «Разговоры о важном», задачей которого является комплексное информирование профессиональной и родительской общественности об организации и проведении занятий, об особенностях образовательного контента, связанных с ценностно-ориентированным воспитанием, доступны на сайте: https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/.
Информация о проекте «Разговоры о важном», записи всех мероприятий освещаются в Телеграм-канале https://t.me/razgovory_o_vazhnom, транслируются и размещаются в социальных сетях https://rutube.ru/channel/23905527, https://vk.com/minacademy.
Приложение 1
к методическим рекомендациям к проведению внеурочных занятий «Разговоры о важном»
График-календарь внеурочных занятий «Разговоры о важном»
для обучающихся 1-2 классов
СЕНТЯБРЬ | |||||
05.09 | 12.09 | 19.09 | 26.09 | ||
День знаний (зачем человеку знания?) ‒ викторина | Что мы Родиной зовём? (работа с интерактивной картой) | Мечтаю летать (работа с интерактивными карточками) | Я хочу увидеть музыку (музыкальный конкурс талантов) | ||
ОКТЯБРЬ | |||||
03.10 | 10.10 | 17.10 | 24.10 | ||
О наших бабушках и дедушках (семейные истории) | Мой первый учитель (групповая работа) | День отца (творческая мастерская) | Я и моя семья (строим семейное дерево) | ||
НОЯБРЬ | |||||
08.11 | 14.11 | 21.11 | 28.11 | ||
День народного единства (работа с интерактивной картой) | Память времён (викторина) | День матери (творческая мастерская) | Что такое герб? (работа с интерактивными карточками) | ||
ДЕКАБРЬ | |||||
05.12 | 12.12 | 19.12 | 26.12 | ||
Доброта ‒ дорога к миру (мульт-концерт) | Герои Отечества разных исторических эпох (работа с картинной галереей героев) | День конституции (эвристическая беседа) | Умеем ли мы мечтать? (конкурс рисунков) | ||
ЯНВАРЬ | |||||
16.01 | 23.01 | 30.01 | |||
Светлый праздник Рождества (творческая работа: ёлочная игрушка) | Ленинград в дни блокады (работа с книжным текстом) | Кто такие скоморохи? (интерактивные карточки) | |||
ФЕВРАЛЬ | |||||
06.02 | 13.02 | 20.02 | 27.02 | ||
День доброты (творческая работа) | Российские Кулибины (викторина) | Россия и мир (викторина) | Есть такая профессия ‒ Родину защищать (обсуждение фильма о войне) | ||
МАРТ | |||||
06.03 | 13.03 | 20.03 | 27.03 | ||
Поговорим о наших мамах (творческая работа: рисунок) | Что такое гимн? (работа с книжным текстом) | Путешествие по Крыму (виртуальная экскурсия) | Я иду… в театр (чтение по ролям) | ||
АПРЕЛЬ | |||||
03.04 | 10.04 | 17.04 | 24.04 | ||
О жизни и подвиге Юрия Гагарина (обсуждение фильма «Гагарин. Первый в космосе») | Память прошлого (конкурс стихов) | Заповедники России (виртуальная экскурсия) | День труда (герои мирной жизни) (беседа с ветеранами труда) | ||
МАЙ | |||||
15.05 | 22.05 | 29.05 | |||
Дети ‒ герои Великой Отечественной войны (встреча с ветеранами) | День детских общественных организаций (работа с видеоматериалами) | Мои увлечения (творческий конкурс) |
Приложение 2
к методическим рекомендациям к проведению внеурочных занятий «Разговоры о важном»
График-календарь внеурочных занятий «Разговоры о важном»
для обучающихся 3-4 классов
СЕНТЯБРЬ | |||||
05.09 | 12.09 | 19.09 | 26.09 | ||
День знаний (рекорды России) (образовательный квиз) | От поколения к поколению: любовь россиян к Родине (беседа) | Мечтаю летать (работа с интерактивными карточками) | Я хочу услышать музыку (музыкальный конкурс талантов) | ||
ОКТЯБРЬ | |||||
03.10 | 10.10 | 17.10 | 24.10 | ||
О наших бабушках и дедушках (семейные истории) | Яснополянская школа и её учитель (работа с текстом) | День отца (творческая мастерская) | Петр и Феврония Муромские (работа с иллюстрациями) | ||
НОЯБРЬ | |||||
08.11 | 14.11 | 21.11 | 28.11 | ||
День народного единства (работа с интерактивной картой) | Память времён (групповое обсуждение) | День матери (творческая мастерская) | Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце (работа с видеорядом) | ||
ДЕКАБРЬ | |||||
05.12 | 12.12 | 19.12 | 26.12 | ||
Один час моей жизни. Что я могу сделать для других? (групповое обсуждение) | Герои Отечества разных исторических эпох (работа с галереей героев) | День конституции (эвристическая беседа) | О чём мы мечтаем? (конкурс стихов) | ||
ЯНВАРЬ | |||||
16.01 | 23.01 | 30.01 | |||
Светлый праздник Рождества (пишем письмо Дедушке Морозу) | Ленинград в дни блокады (работа с книжным текстом) | Рождение московского художественного театра (виртуальная экскурсия) | |||
ФЕВРАЛЬ | |||||
06.02 | 13.02 | 20.02 | 27.02 | ||
День доброты (творческая работа) | День российской науки (викторина) | Россия и мир (викторина) | Есть такая профессия ‒ Родину защищать (литературная гостиная: конкурс стихов) | ||
МАРТ | |||||
06.03 | 13.03 | 20.03 | 27.03 | ||
8 марта ‒ женский праздник (творческий флешмоб) | Гимн России (работа с книжным текстом) | Путешествие по Крыму (виртуальная экскурсия) | Я иду… в театр (чтение по ролям) | ||
АПРЕЛЬ | |||||
03.04 | 10.04 | 17.04 | 24.04 | ||
День космонавтики (обсуждение фильма «Время первых») | Память прошлого (конкурс стихов) | «Дом для дикой природы»: история создания (работа с видеоматериалами) | День труда (мужественные профессии) (беседа с ветеранами труда) | ||
МАЙ | |||||
15.05 | 22.05 | 29.05 | |||
Дорогами нашей Победы (встреча с ветеранами) | День детских общественных организаций (работа с видеоматериалами) | Мои увлечения (творческий конкурс) |