Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. рост общей численности безработных;
4. низкая конкурентоспособность;
5. недостаток информации о наличии вакантных рабочих мест;
6. недоверие работодателей к качеству исполнения работы молодежью.
Безработица среди молодёжи имеет структурный характер: некоторые
профессии, специальности, полученные в учебных заведениях, остаются
невостребованными. Сегодня перед учебными заведениями, ставятся
новые задачи - обеспечить подготовку специалистов и рабочих,
конкурентоспособных на рынке труда.
Согласно данным Росстата уровень занятости населения в 2013 году среди
населения в возрасте 15-19 лет составил 6,7%, 20-24 лет – 52,5%, 25-29 лет
– 82,1%; в 2014 году в возрастной группе 15-19 лет – 5,8%, 20-24 лет –
51,6% 25-29 лет – 82,4%. В период 2013-2014 гг. уровень занятости среди
молодых людей в возрасте 15-19 лет и 20-24 лет сократился, а среди
занятых в возрасте 25-29 лет вырос на 0,3%.
Уровень безработицы за этот период вырос с 26,1% до 28% среди
населения в возрасте 15-19 лет и сократился в возрастной группе 20-24 лет
с 12,6% до 12,4%, а среди населения 25-29 лет – с 6% до 5,6%.
На конец 2015 года молодежь в возрасте до 25 лет составила 23,8% общей
численности безработных, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,7%, 20-24
лет - 19,1%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе
15-19 лет (35,4%) и 20-24 лет (14,1%).
Рис. 2 Уровень безработицы по возрастным группам и виду населения
В общей численности безработных лица, не имеющие опыта трудовой
деятельности, насчитывали 24,6%, причем 15,2% составляла молодежь в
возрасте от 15 до 19 лет, 49,4% - от 20 до 24 лет, 16,6% - от 25 до 29 лет. В
декабре 2015 г. их численность составила 1,1 млн. человек.
Наиболее подверженной безработице возрастной группой являются
молодые люди 15-19 лет. Это обусловлено, главным образом, недоверием
работодателей к работоспособности молодых людей данной возрастной
группы и отсутствием высшего, а иногда и среднего, образования.
Помимо проблемы трудоустройства молодежи, не имеющей высшего
образования, в настоящее время остро стоит проблема трудоустройства
молодых специалистов, выпускников ВУЗов.[2]5
Молодые специалисты - выпускники высших профессиональных
учреждений, впервые ищущие работу, так же, как и молодежь без
образования и специальности, традиционно входят в группу риска, являясь
одними из наиболее проблематичных участников российского рынка
труда.
Поскольку безработица выступает показателем макроэкономической
нестабильности, является серьезной макро и микроэкономической
проблемой, государство предпринимает меры, направленные на ее
сокращение. Общими мерами для всех типов безработицы являются:
1. выплата пособий по безработице;
2. создание служб занятости;
3. организация переобучения безработных.
Глава 2. Решение проблемы занятости молодёжи.
2.1. Меры, направленные на снижение уровня безработицы среди молодёжи.
В своей курсовой работе я бы хотела рассмотреть те меры по снижению уровня безработицы среди молодежи, которые приведены в главе, посвященной положению молодежи на рынке труда, учебника «Социология молодежи»: «Тенденции к повышению безработицы может быть противопоставлен комплекс мер следующего характера:
I. Экономические меры:
- развитие малого и среднего бизнеса;
- организация общественных работ;
- внедрение гибкого графика работы; дифференцированный подход к трудоустройству слабозащищенных слоев населения, в число которых входит и молодежь.
II. Меры, предусматривающие реорганизацию системы образования:
- улучшение системы переподготовки и переквалификации кадров;
- совершенствование системы непрерывного образования;
- соответствие качественной подготовки специалистов структуре занятости населения.
III. Меры, предусматривающие совершенствование работы службы занятости:
- повышение оперативности и информативности работы служб занятости;
- согласованность в работе с коммерческими структурами;
- проведение систематических социологических исследований, необходимых для выяснения процессов, которые не могут быть достаточно изучены методами статистики, что позволит скорректировать политику занятости; психологические службы.
Взвешенная политика в отношении молодежи, комплекс мер по ее профориентации и адаптации к требованиям жизни определяет общую ситуацию с занятостью на рынке труда.
Изменения в ценностных трудовых ориентациях показывают необходимость формирования нового механизма мотивации, который бы стимулировал творческую активность и инициативу молодежи и новые формы самоутверждения в труде. Но такой механизм,
стимулирующий внутреннюю мотивацию к труду, может быть создан только на уровне общества в целом, при условии экономической и политической стабильности и отношении к человеку не как производительной силе, а как к субъекту духовной и хозяйственной жизнедеятельности с учетом особенностей российской истории и культуры».
Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в формировании системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь.
Органы, курирующие традиционные отрасли социальной сферы, не могут в полной мере обеспечить условий для эффективного исполнения молодежью ее ролей в связи с тем, что те еще не сформированы. Это обстоятельство вызвало потребность в округе в специальном органе управления, ведающем сферой жизнедеятельности молодежи.
-
Программы поддержки молодёжи
Активная молодежная политика - забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Нынешняя молодежь - это и есть наше будущее, образ завтрашнего дня страны.
Правительство РФ распоряжением от 18.12.06 N 1760-р утвердило Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Цель стратегии - развитие потенциала молодежи в интересах России. Среди ее приоритетов - информирование молодых людей о возможностях, которые предоставляет им общество, вовлечение их в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; помощь отдельным группам граждан (инвалиды, сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и др.). Основные принципы реализации - определение приоритетов, проектный подход, взаимодействие структур гражданского общества, власти и бизнеса, информационная открытость и отчетность. Российский Союз Молодежи является одним из разработчиков Стратегии. Стратегия государственной молодежной политики (далее - Стратегия) разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.[14]6
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Данная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Ориентирована политика преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.
В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10 - 25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.
Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.
Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом.
Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях: - Системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем; - Выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России; - Вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.