Файл: Курсовая работа (проект) по дисциплине теория государства и права (наименование дисциплины).docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Многие авторы исключают применение права как одну из форм реализации права. К таким сторонникам относится С.С. Алексеев, который называет применение права особым случаем действия права.
В.Д.Перевалов также определяет применение права как особую форму реализации права. При этом реализация права, по мнению исследователя, наступает в результате исполнения правоприменительного решения.
Данную точку зрения поддерживает также В.Н. Хропанюк.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что применение права это особый способ реализации права, существующий с иными способами осуществления юридических норм. Это властная деятельность компетентных органов и лиц, имеющих своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом. Это важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности.
Применение права - осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).
Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. Это случаи:
а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);
в) когда речь идет о реализации санкции.
Особенностями этой формы реализации права, отличающими ее от других, является, во-первых, то, что правоприменительная деятельность осуществляется только уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами.
Во-вторых, правоприменение это один из важнейших видов государственной деятельности, который носит государственновластный характер.
В-третьих, правоприменение осуществляется в строго установленном законом порядке.
В-четвертых, правоприменительная деятельность осуществляется в соответствии с общепризнанными во всех странах принципами (законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности).
В-пятых, результатом правоприменительной деятельности является издание индивидуального правового акта (предписания).
В-шестых, правоприменительный процесс осуществляется в определенной последовательности.
В-седьмых, правоприменение имеет две формы выполнения своего предписания: оперативно-исполнительную, предполагающую только необходимые организационные действия (прием на работу, регистрация брака и т. п.), и правоохранительную, обусловленную необходимостью охраны и защиты прав, применения наказания или предотвращения нарушений правовых норм.
Данная форма реализации права имеет место только в определенных случаях, таких когда:
1) предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государственно-властной деятельности. Для того, чтобы данные права и обязанности были реализованы необходимо в каждом конкретном случае издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица (например, для поступления в высшее учебное заведение необходимо решение руководителя данного вуза о зачислении);
2) имеются определенные препятствия для использования субъективных прав гражданами или организациями (например, гражданин приобрел дом, а третьи лица препятствуют для реализации права владения приобретенным домом, а административный орган или суд принимает решение, которое направляется на восстановление нарушенного права владельца дома);
3) юридические обязанности не исполняются добровольно (например, когда по договору поставки одна организация, должна поставить другой организации товар, но не исполнила данного обязательства. В этом случае административный орган или арбитражный суд в принудительном порядке обеспечивает выполнение организацией взятого на себя обязательства);
4) совершено правонарушение, за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность необходимо определить меру юридического взыскания к виновному лицу, совершившему правонарушение (например, военнослужащим совершено дисциплинарный проступок и меру взыскания определяет командир данного военного подразделения. В случае совершения уголовного преступления меру наказания устанавливает только суд);
5) правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующего органа государственной власти (например, при составлении завещание необходимо его нотариальное удостоверение);
6) возникает спор о праве и необходимо разрешить конфликт между сторонами. Так, расторжение брака может производить как суд, так и органы записи актов гражданского состояния;
7) требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и квалифицировать их как юридически значимые (например, установление отцовства, признание лица без вести отсутствующим или умершим).
Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.
Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм.
Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).
Главной целью правоприменительной деятельности является содействие в реализации субъектами права их прав и обязанностей, а также осуществление контроля со стороны государства в лице специальных органов за законностью при реализации предписаний правовых норм.
3.2. Субъекты применения права
Применение права не может быть связано исключительно с использованием мер государственного принуждения к правонарушителям, напротив, в большинстве случаев применение юридических норм является основанием возникновения, изменения и прекращения конкретных регулируемых правоотношений.
Являясь формой государственной деятельности, применение правовых норм осуществляется компетентными органами, которые выступают только от имени государства и по его уполномочию.
Из вышесказанного понятно, что субъектами применения права выступают властные государственные органы, действующие в рамках их компетенции.
В соответствии с содержанием правоприменительной деятельности субъекты применения права характеризуются следующими признаками.
Субъектами применения права могут быть только организации. Отдельные граждане не применяют юридических норм.
Далее, правоприменительную деятельность осуществляют только те организации, которые наделены государственно-властными полномочиями. Иными словами, применять право могут лишь организации, выполняющие властные функции государственного руководства. Организации, выступающие в качестве субъектов оперативно-хозяйственной и социально-культурной деятельности, не применяют юридические нормы.
Наконец, субъектами применения права могут быть лишь те органы, осуществляющие властные функции руководства, которые компетентны на применение данных юридических норм. Это значит, что организации должны быть наделены не просто властными полномочиями, а конкретной правоприменительной компетенцией. Отсюда на практике нередко и возникает вопрос о подведомственности, в частности о том, какой из юрисдикционных органов должен решать то или другое юридическое дело.
Организации, наделенные правоприменительной компетенцией, называются правоприменительными (правоприменяющими) органами.
Ученые-юристы выделяют три основных типа правоприменения:
Судебный тип правоприменения. Субъектом применения права является суд, не находящийся в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатом. Судебные органы, рассматривая конкретное дело, создают условия для реализации прав и обязанностей, а при вынесении решения по делу, судья применяет нормы права.
Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дела. Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами и иными федеральными законами.
Судья лично в решении не заинтересован; заинтересованность в решении проявляют другие субъекты.
Применение состоит в определении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм. Свобода усмотрения суда минимальна, а его решение индивидуально;
Управленческий тип правоприменения. Субъект правоприменения находится в служебном или организационном отношении с адресатом решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения, что вытекает из его служебного положения. Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, а частично и из характера дела. Решение выступает как средство оперативного управления. Свобода усмотрения весьма значительна. Решение может относиться к единичным субъектам или к целой группе лиц;
Административный тип правоприменения. Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. В качестве адресата может выступать как гражданин, так иорганизация. Рассмотрение дел регулируется законодательными и подзаконными актами (ведомственными инструкциями). Решение принимается в случае конфликтов, жалоб, споров, правонарушений, заявлений и т. п. Свобода может быть различной в зависимости от характера дела. Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.
Органы, осуществляющие применение правовых норм в своей деятельности, должны руководствоваться определенными принципами, среди которых важное значение имеют следующие:
- принцип законности это строгое и неуклонное следование закону субъектами правоприменительного процесса
- принцип социальной справедливости подразумевает то, что деятельность правоприменительных органов должна быть направлена на защиту законных интересов и свобод личности, установлению законности и правопорядка;
- принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает принятие решения компетентными органами только на основе проверенных, достоверных, не подлежащих сомнению фактов. Нарушение данного принципа может служить поводом для отмены правоприменительного акта;
- принцип целесообразности означает выбор наиболее оптимального варианта осуществления юридических предписаний в тех или иных конкретных жизненных обстоятельствах, а также учет тех или иных условий применения того или иного нормативно-правового акта.
Реализация юридических норм компетентными государственными органами завершается вынесением акта применения права, отличающегося по своей сущности от нормативно-правовых актов.
3.3. Общая характеристика правоприменительного процесса
Применение права, как особая форма реализации права очень сложный процесс, состоящий из нескольких следующих друг за другом стадий, на каждой из которых решаются только свойственные именно ей задачи правоприменительного процесса.
Все стадии правоприменительного процесса можно представить следующим образом:
1.установление фактических обстоятельств дела (представляет собой сбор фактов, имеющих значение для вынесения решения по делу. Они должны быть достоверными, полными и относимыми к делу; при исследовании обстоятельств совершения конкретного правонарушения в первую очередь установлению подлежат следующие факты: кто совершил правонарушение; где и когда было совершено правонарушение; какова цель совершения данного правонарушения; каковы мотивы совершения правонарушения),
Среди фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы.
Применение закона должно основываться на полной достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон.
Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения.
Законом определена также доступность доказательств.
Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания.