Файл: Реферат по дисциплине Культурология по теме Предмет, структура, функции культурологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формировании определенного типа личности, с одной стороны, заказанного обществом, а, с другой, обеспечивающего ее развитие. Остальные функции конкретизируют основную, вытекают из нее, подчинены ей.

Выделяются следующие функции:

познавательная, направленная на обеспечение познания человеком окружающего мира (природного, общественного и своего собственного). Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.;

информативная, заключающая в себе передачу, трансляцию накопленного социально-культурного опыта от прошлых поколений к будущим, от одних народов к другим, от одних индивидов к другим. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. Объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий;

коммуникативная, обеспечивающая многосторонность и многогранность общения людей.

Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются: зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей;

регулятивная, посредством которой осуществляется адаптация людей в обществе, формируются взаимоотношения между человеком и обществом, общностью, обеспечиваются межличностные отношения. Эта функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа;


аккумулятивная, обеспечивающая сохранение накопленных обществом культурных ценностей.

Социальные функции культуры во многом определяют не только темпы общественного развития, но его содержание и направленность.

Культура есть явление социально-историческое, т.к. она связана с развитием человека. В чем же состоит развитие, и чем оно измеряется?

Во все времена от доклассовых родоплеменных общностей до современной эпохи человечество в процессах культуры раскрывает три главных области: отношения человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики. Чем более развиты эти отношения, тем более развит человек, тем более на высокой ступени культуры он находится. В культуре, следовательно, находит отражение уровень развития потребностей и способностей человека. Развитие же в целом человеческого общества предполагает развитие культуры, в свою очередь культура во многом обуславливает развитие общества и даже является его своеобразным критерием.

Как уже говорилось, культура не только явление историческое, но и социальное. Действительно каждая социальная группа имеет свои культурные запросы и свой культурный уровень. Но если отойти от классового подхода к изучению культуры и сделать более обобщающие ее оценки, то можно увидать, что в каждом обществе существует элитарная культура (т.е. культура наиболее интеллектуальной части населения) и культура, которую мы называем народной, в смысле доступной и осознаваемой основной массой населения.

Кроме того, в каждой национальной культуре можно выделить и так называемые субкультуры. В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре.

Следует различать традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. К традиционалистским относятся профессиональные субкультуры, возникающие как позитивная реакция на потребности общества. Появление инновационно-авангардных субкультур связано с отрицанием «базовой» культуры общества. Для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам «базовой» культуры, используется термин «контркультура» (например, некоторые молодежные субкультуры).



Под субкультурой часто понимается культура какой-либо социальной или демографической группы; выделяются также субкультуры основных этапов жизненного цикла: детская, молодежная, культура пожилых.

К субкультурам относятся также маргинальные культуры. Маргинальность - понятие, указывающее на промежуточность, неадаптивность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Первоначально этот термин использовался для обозначения социально-психологических последствий неполной адаптации мигрантов из сельских районов к требованиям городского образа жизни. Впоследствии термин приобрел более широкое значение. К маргинальным, например, относят «культурные гибриды», оказавшиеся между доминирующей социальной группой, не принимающей их полностью, и группой происхождения, отталкивающей их. Под маргиналами также понимают индивидов, утративших социальные связи и не вписавшихся в определенную социокультурную ситуацию (например, «бомжи»).

В то же время, каждая нация, каждый народ имеет свою общую, присущую только им культуру. Все они создавали культуру соответственно условиям жизни, своим нуждам. Но мир настолько тесен, что культуры различных народов и национальностей на протяжении многовековой истории человечества не только соприкасаются, но и воздействуют друг на друга, взаимообогащают и даже могут сливаться, создавая новые культурно-исторические общности, или как еще их называют культурно-исторические типы. Богатство культуры создавалось всем населением земли, а связи, взаимообмен, взаимовлияние делали культуру отдельных народов частью общего достояния человечества.

  1. ГЛАВА 2. Культурология как наука. Предмет и метод культурологического исследования.

    1. .1 Культурология как наука



Культурология занимается изучением законов культуры в ее историческом развитии. Иначе говоря, культурология есть наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и личности.

Формами культуры являются система образования, наука и техника, литература, искусство и т.д. Их развитие в целом имеет противоречивый характер, ибо они, как правило, развиваются неравномерно. Успехи в одной из них могут сопровождаться отставанием или регрессом в другой. В различные периоды ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая отрасль. Например, архитектура в период средневековья, литература в Х1Хв., наука и музыка в развитии современной культуры.


Среди основных задач культурологического исследования особо выделяются следующие:

анализ культуры как системы культурных феноменов;

исследование ментального содержания культуры;

выявление типов связей между элементами культуры;

исследование типологии культур и культурных единиц;

разрешение проблем социокультурной динамики;

исследование культурных кодов и коммуникаций.

В истории развития мировой культуры заметны большие различия. С этим в культурологии возникла типология культуры (от греч. typos - вид, форма и 1оgos - слово, учение, наука) - учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. В исторической типологии культур можно использовать следующие принципы:

. Географический (локализация культур в географическом пространстве);

. Хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени);

. Национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития).

Значительное место в теории культуры занимает проблема соотношения культуры и цивилизации. Цивилизация - данное понятие происходит от латинского сivilis - гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития, достижения, преимущества жизни в гражданском обществе (сivitas).

Базовые значения данного понятия лежат в представлении римлян и греков о преимуществах жизни по закону, в государстве. Государство - это общество, в котором правит закон, которому подчиняются все люди, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, т. е. обладающие гражданскими правами и связанными с ними достоинствами. По мнению греков, народы, не знавшие закона и подчинявшиеся не закону, а царю (как это было у персов), были лишены добродетелей свободного человека - мужества, справедливости, человеческого достоинства. Это нечто, достигнутое обществом в ходе его социального развития, непосредственно связанного с развитием личности.

Последующее развитие понятия «цивилизация» было связано с осмыслением понятия «культура». В Новое время слово «цивилизация» начинает использоваться как синоним слова «культура» и пониматься как продукт духовного развития человечества, совокупность достижений на пути перехода от естественных к социальным формам жизни, т. е. как нечто связанное с развитием человеческого разума и просвещения. В то же время уже в этот период (XVIII в.) начинает осознаваться противоречивость развития цивилизации, появляются идеи культурно-цивилизованной замкнутости.


В XIX в. были обоснованы и развиты основные концепции цивилизации. Одна из них принадлежит Шпенглеру, согласно взглядам, которого цивилизация есть последняя (заключительная) стадия развития культуры. Еще более определенно проводит идею цивилизационной замкнутости культур Данилевский. В целом, эти два основные заключения наиболее отчетливо проявляются в современных теориях культуры: 1. Под цивилизацией, цивилизованностью понимают исторически достигнутые результаты какой-либо культуры. В плане социально-политическом, технологическом и т. д., речь идет об «оснащенности» культуры, ее политических, технологических и т. д. Достижениях. 2. Под цивилизацией понимают культуру определенного региона и определенного исторического периода. Культура (ее институты, нормы и т. д. и материальные достижения), существующие способы и формы образования, духовной жизни в целом и социальных отношений объединяются в единое целое.

Одной из особенностей теоретического рассмотрения проблем цивилизации в XX в. является повышенное внимание к проблеме кризиса современной цивилизации; перспектив технического развития и его влиянии на судьбы мировой цивилизации; взаимовлияния и взаимодействия цивилизаций как самодетерминируемых целостностей (замкнутых, самостоятельных структур).
    1. 2.2 Предмет и метод культурологического исследования



Предметом культурологии является:

исследование принципов функционирования культуры в обществе;

изучение содержания и форм культуры, их пространственно-исторического и социального взаимодействия;

осмысление универсальных общечеловеческих и самобытных локальных (местных) черт культуры;

определение роли культуры в социальной самоорганизации общества;

выявление особенностей культурного менталитета (мышления) общества и его локальных групп;

исследование взаимодействия культуры с другими областями общественной жизни;

изучение свойственного культуре плюрализма и избыточности культурных форм, их взаимодополняемости.

Определив предмет исследования культурологии, другими словами, что изучает эта наука, мы можем рассмотреть метод или то, как изучается данный предмет.

Метод культурологии:

комплексное, системное осмысление форм социального бытия как продукта воплощения ценностных ориентаций культуры (наряду с практическими интересами людей, регулирующими жизнедеятельность общества;

исследование культуры в сочетании ее статической типологии с динамикой традиции, пониманием культуры как актуализированной памяти общества;