Файл: Правовая культура в системе общественных ценностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 368

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одним из важнейших условий формирования правовой культуры гражданского общества является процесс правового воспитания и правового образования.

Процесс развития правовой культуры гражданского общества нуждается в позитивном социальном развитии и систематическом стимулировании.

Правовое воспитание как главная составляющая правовой культуры выступает системой мер, которые направлены на формирование политико-правовых идей, принципов, норм и ценностей, присущих национальной правовой культуре. Правовая культура гражданского общества способна выражаться посредством правового образования – степени формирования у граждан и общества знаний, навыков и умений в области правовой культуры. Правовое образование должно включать в себя:

– определенный уровень научных знаний о праве, о действующих в обществе правовых нормах, порядке их применения, обязанностей граждан и степени ответственности, системе прав и свобод граждан и способах их реализации;

– социально полезное поведение личности, которое проявляется в собственной реализации прав и свобод граждан, защите основных прав и от нарушений, способности грамотно действовать с юридической точки зрения в различных жизненных ситуациях;

– ориентированность на социальную ценность права, формирование уважения к праву, установка на законопослушание, отрицательная реакция на нарушения правопорядка, практическое применении правовых знаний для решения конкретных жизненных ситуаций, восприятие правовых предписаний, способность и готовность выполнять их в случае необходимости.1

В России на сегодняшний день правовая культура гражданского общества нуждается в систематизации накопленного опыта и стимулировании дальнейшего развития. Здесь необходимо уделить большое внимание процессу правового воспитания граждан и общества в целом. Этот процесс должен осуществляться системой государственных органов, учебными заведениями всех уровней и всем обществом в целом.

Исследуя феномен правового воспитания, необходимо рассматривать его в широком и узком смыслах. В широком смысле речь идет не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда его «воспитывает» окружающая обстановка в целом. В данном случае у граждан, должностных лиц, государственных органов, которые осуществляют правомерную (или неправомерную) правовую деятельность, отсутствует цель оказывать на других правовоспитательное влияние, что, тем не менее, происходит. В узком смысле правовое воспитание отличается своей целенаправленностью на постоянное повышение и развитие правовой культуры отдельного индивида, социальной группы и общества в целом.


Суть правового воспитания выражается в приобщении людей к знаниям о государстве и праве, правах и свободах личности, выработке у граждан устойчивой ориентации на установку законопослушания, понимания сущности правовых систем и т.д. В процессе социальной практики личность усваивает определенные правовые ценности, заключающиеся в моральных нормах.

Главной целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей».1

При исследовании правового воспитания как определенной деятельности, направленной на повышение правовой культуры индивида, необходимо рассмотреть основные элементы его механизма. Здесь важно выделить конкретные способы организации воспитательного процесса: правовое обучение в образовательных учреждениях всех уровней; правовая работа в области ознакомления населения с проведением мероприятий конституционного характера (выборы, референдумы); политика пропаганды права художественной литературой, средствами массовой информации, посредством ресурсов Интернета и т.д.

Следующим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка»2.

К ним можно отнести различные методики и приемы педагогического, эмоционального воздействия, а это принуждение, убеждение, предупреждение, ознакомление и т.д.

Проведение мероприятий правового всеобуча должно включать в себя эффективную деятельность специальных правовых курсов, семинаров, школ, которые должны организовываться государственными и общественными органами, причем их бюджет может формироваться не только из средств государства, но и существовать на коммерческой основе или при поддержке спонсоров. Главная цель проведения такого правового всеобуча – это провести ознакомление всего населения с правовыми идеалами и образцами правовой действительности, правовым опытом зарубежных стран, где уровень правовой культуры выше, а, следовательно, и выше уровень правовой защищенности.

Стоит отметить, что очень важную роль в правовом воспитании играют средства массовой информации, которые посредством своих механизмов (обсуждение вопросов по правовой тематике, дискуссии и дебаты в сфере политико-правовых отношений, тематические передачи, например «Портрет недели», профессиональные разъяснения специалистов в области нового законодательства и т.д.) влияют на формирование правовой культуры общества.



Также существуют другие способы массовой правовой работы: лекции в образовании по правовой работе, месячники правовых знаний, олимпиады, научные конференции и т.д.

Большую роль в развитии правовой культуры общества играют следующие формы средств массовой информации: статьи, кинофильмы, постановки театров и т.д. Но практика показывает, что большинству публикаций журналистов, сценариев фильмов все же не хватает глубины содержания при пропаганде формирования правовой культуры.

При развитии правовой культуры, помимо правового воспитания, необходимо уделять внимание правовому обучению, так как процесс воспитания напрямую зависит и обусловливается процессом обучения. Однако различия между правовым воспитанием и правовым обучением все же присутствуют. Выделить их можно исходя от сферы воздействия этих понятий: правовое воспитание воздействует в основном на эмоционально-волевую, мировоззренческую, ценностную сторону сознания, правовое обучение влияет на когнитивно-рациональную сторону сознания, с целью информационно-ознакомительного воздействия на индивида. Эмоционально-волевое и ценностное воздействие практически всегда ограничено правовой практикой, так как понятно, что практически невозможно воспитать у человека те ценности и уважение к ним, которые у большинства людей и в их сознании отсутствуют, но выражаются в словах, демагогических заявлениях со стороны, например, как политических лидеров, так и обычных учителей перед учащимися.

Процесс формирования правовой культуры – сложнейший и длительный процесс, который затрагивает абсолютно все стороны общественной жизни.

Главными элементами и средствами ее формирования являются: повсеместное развитие у населения правовых знаний; широкомасштабная пропаганда права, правовой культуры; развитие юридической науки и применение ее научных результатов на практике; совершенствование системы нормативных правовых актов.

В качестве вывода к параграфу необходимо отметить, что процесс развития правовой культуры включает в себя параллельное усвоение, как правового воспитания, так и правового образования. Под правовым воспитанием в отечественной теории права понимают единую концепцию привития основ социального регулирования, характерного для рассматриваемой национальной системы права.

Правовое образование позволяет судить об объеме сформированности теории и опыта национальной правовой культуры: научные знания о праве, нормах права, правах и обязанностях носителей правовой культуры; правомерное, полезное поведение, позволяющее реализовать свои права и обязанности, защитить их, использовать знания для разрешения повседневных ситуаций, осознавать ответственность за поступки; ориентация на уважение к праву, правомерное поведение, выполнение требований формальных и неформальных социальных норм и правил.


В параграфе отмечено, что существует феномен правового воспитания гражданина окружающей обстановкой – необходимо стремиться к такому уровню правовой культуры, когда правомерная деятельность каждого члена общества является нормой для всех окружающих, в том числе подрастающего поколения. В частности, формирование у индивида понимания правовых ценностей будет обуславливать его осознанный выбор в пользу правомерного поведения.

Отечественными учеными выделяются следующие способы формирования правовых ценностей: в рамках государственной и негосударственной образовательной деятельности; в рамках популяризации активной реализации своих прав через институты права – референдумы, выборы, общественный контроль и другое; в рамках деятельности СМИ по превенции неправомерного поведения и поощрения правомерного поведения.

Методы, которые используются в целях правового воспитания следующие: педагогические, эмоциональные, например, принуждение, убеждение, предупреждение, информирование, разъяснение и другие.

§ 3. Особенности правовой культуры в Российской Федерации

Отечественная юриспруденция имеет свою специфику и характерные особенности. Российской правовой системе на протяжении всей ее истории свойственна неразвитость правовых традиций, несовершенство законодательства. Можно сказать, что в обществе не сложились четкие юридические механизмы, позволяющие говорить об уважении к закону и суду.

Наша правовая действительность имеет определенные исторические корни. В течение длительного времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, что объяснялось различными объективными и субъективными факторами: отечественной правовой системе были свойственны не развитые институты конституционализма, характерные для западно-европейской правовой системы, а неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти, господство тоталитарного режима советской власти в течение 70 лет и т.д.1

Из поколения в поколение в России проявляется неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию. До революции большинство деятелей литературы, искусства, науки, даже выдающиеся, нигилистически относились к праву. Для них имел огромное значение нравственный аспект. В условиях крепостного права в общественных отношениях царил произвол, усугубленный низкой культурой населения. После реформ 60-х годов XIX века правовая действительность изменилась, но эти изменения глубоко не проникли в общество. Уровень правовой культуры оставался достаточно низким.
2

Во время революции 1917 года старая феодально-буржуазная правовая система была сломана, а новая не могла быть создана за короткое время. Нужен был длительный период становления новой правовой системы.

Переворот происходил в сложнейших условиях обострения классовой борьбы, при сильном влиянии мелкобуржуазной стихии, с креном в сторону анархии, непризнания законности. К тому же было ясно, что в условиях гражданской войны (период военного коммунизма) систематизация права и установление законности осуществлялись чрезвычайно трудно. В обстановке царившего произвола с одной стороны белого террора, с другой – красного, ни о каких общечеловеческих ценностях, ни о значении наследия старой правовой системы не могло быть и речи. Диктатура пролетариата понималась как не ограниченное никакими законами господство этого класса.

В период новой экономической политики (НЭП) стало ясно, что следует изменить представление о социализме и пересмотреть взгляды на революционную законность. Деформация социализма, сложившийся диктаторский режим и массовые репрессии были той реальностью, которая погубила ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России. В этот период наиболее широко был распространен правовой нигилизм.

О социальной ценности права заговорили только в 60 – 70-е годы XX века. Однако правовой нигилизм встречается и сегодня. Другая сторона вопроса – волюнтаристское отношение к законодательству. Все это находится в области правосознания – правовой идеологии и правовой психологии2.

Отрицательное влияние на правильную оценку права оказывает и то, что в отечественной науке, начиная с 30 – 40 годов XX века, сложилось нормативистское понимание права. Оно рассматривается как орудие государства, как средство управления, как нечто, находящееся в руках государства и направленное против населения. И когда определенная часть теоретиков права стала обращать внимание на иное понимание права, официальная идеология отнеслась к этому отрицательно. А ведь главное назначение права в том, что оно должно служить человеку, который обладает неотъемлемыми правами и свободами. Право ограничивает власть, которая должна считаться с основами права и нравственности. Но об этом говорилось очень мало. Данное обстоятельство усиливало правовой нигилизм, неуважение к суду и закону. Если в сознании людей существует нигилистическое отношение к праву, то о высокой правовой культуре не может быть и речи.