Файл: Правовая культура в системе общественных ценностей.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 489
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важная черта российского правосознания и правовой культуры –несовместимость права с моралью, совестью. Право ассоциируется с полицейскими мерами. Кроме того, в России существуют отрицательное отношение к праву, мнение, что право есть пагубное явление общественной жизни. С этим связан юридический нигилизм, присущий русскому народу.1
В России вместо личной свободы всегда признавалась идея служения государю (отечеству), вместо равенства – идея иерархии, вместо формального равенства и свободы – идея долга, служения, уважения к рангу. Это основные ценности российской действительности.
Характерной особенностью правосознания и правовой культуры в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, на правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов, на механизме правового регулирования. Укоренившаяся на протяжении веков православная идеология, а потом и господство «марксистско- ленинского» мировоззрения в течение семидесятилетней истории советской власти, выражавшееся в несоответствии между официальной пропагандой и реальной жизнью, между законодательством и юридической практикой, прочно закрепили такую традицию отечественной юриспруденции, как следование в нормотворческой деятельности и в правоприменительной практике идеологическим догмам в ущерб объективным тенденциям общественного развития, в том числе и правовой действительности.
Другой своеобразной чертой, присущей российской правовой действительности, является ее смешанный евразийский характер. Для отечественной правовой системы характерны черты и европейской цивилизации, и восточной культуры с присущими ей коллективистскими началами.
Смешанная природа российского права не всегда способствовала его стабильности и согласованности правовых институтов. Все эти качества российской правовой системы требуют постоянного внимания и учета в правоприменительной практике. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности.
Таким образом, повышение правовой культуры общества в процессе формирования гражданского общества должно опираться именно на правовое обучение, систематическое информирование населения о всевозможных изменениях в законодательной базе государства. Кроме того, необходимо при обучении специалистов юридических специальностей доводить до них мысль о том, что их будущая деятельность должна основываться на защите прав и свобод человека от возникающих посягательств на их права, т.е. они должны опираться в своей работе на формулу «защита слабого от сильного», что будет являться важнейшим элементом в воспитании правовой культуры всего российского общества.
В качестве вывода к параграфу необходимо отметить, что правовая культура в Российской Федерации имеет ряд особенностей, которые учитывают и многонациональность Российского государства, богатый исторический опыт политических событий.
Учеными-правоведами отмечается, что веками российской национальной правовой культуре были присущи неуважение к закону, патернализм, унижение человеческого достоинства, непризнание прав и свобод человека. К сожалению, такое положение вещей было свойственно и носителям искусства, и представителям правоохранительной системы, карательной системы, государственной системы управления, и гражданам страны. Изменение в структуре правовой системы возникло лишь с началом революции 1917 года, когда правовая культура стала выражаться в наиболее активных, но в тот же момент негативных формах – законные требования на мирных демонстрациях подвергались террору, гражданская война обесценила жизнь человека с введением правовых военных режимов, диктатуры пролетариата, экспроприация частной собственности на основе законных актов власти Советов и другие примеры.
Советский период до 1960-х годов характеризуется такой формой правовой культуры, как правовой негилизм, на котором строилась тоталитарная политическая система. Граждане не знали своих прав, не имели доступа к механизмам осуществления своих прав, однако всецело боялись наказания, поэтому старались в повседневной жизни поступать согласно установленным законодательно нормам и правилам. Еще одной причиной уничтожения отечественной правовой культуры является нормативистская теория права, согласно которой право есть средство управления.
Важно отметить, что политические и правовые метаморфозы начал 1990-х годов в России обусловили развитие новых моделей правосознания и правоотношений относительно советского периода существования отечественной системы права, соответственно, правовая культура сегодня имеет актуальную задачу модернизации согласно шагу времени, требованиям современных общественных ценностей, развитию институтов гражданского общества, рыночной экономики, правоохранительной системы, обеспечению и созданию условий для реализации прав и свобод граждан, признания человека, его прав и свобод вышей ценностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве вывода отметим, что в отечественной теории права под результатами правовой культуры понимают не только духовные, но и материальные ценности – теория и практика правовой системы. Правовую культуру рассматривают с субъективного и объективного аспекта.
Отечественные ученые-правоведы договорились, что определенный показатель правовой культуры, есть лакмус государства с верховенством закона.
Несомненно, развитое гражданское общество является базисом для правового государства и правовой культуры. Одним из составляющих правовой культуры является правовое сознание, которое отражает не только знания о нормах права и норм права, но и осознания значения права в жизни общества, как необходимого условия для социального регулирования общественных отношений, уважения к праву, закону, признание принципов существующей правовой системы.
Ученые-теоретики права также выделяют такие составляющие правовой культуры как правовая техника, правовые традиции, культура правосудия, правое воспитание, правовое образование. Среди прочих важным элементом правовой культуры называют законность и правопорядок в стране. С точки зрения органов внутренних дел данный аспект особенно актуален для изучения.
Являясь реальным отражением привития правомерного поведения на основе опыта, традиций, правомерного сознания, правопорядок олицетворяет степень свободы и выбора модели правомерного или противоправного, девиантного или делинквентного поведения с чувством взаимно обусловленной ответственности гражданина и государства, или отсутствием такой ответственности.
В работе рассмотрена классификация моделей правовой культуры, выявлены положительные и отрицательные стороны западной правовой культуры, к которой учеными относится и отечественная правовая культура.
Важно отметить также, что в европейской традиции заложены основы для интернационализации различных современных правовых культур – унифицированы правила и требования по регулированию любых общественных отношений, определены актуальные задачи для дальнейшего совершенствования правовой деятельности в межгосударственном пространстве.
Процесс развития правовой культуры включает в себя параллельное усвоение, как правового воспитания, так и правового образования. Под правовым воспитанием в отечественной теории права понимают единую концепцию привития основ социального регулирования, характерного для рассматриваемой национальной системы права.
Правовое образование позволяет судить об объеме сформированности теории и опыта национальной правовой культуры: научные знания о праве, нормах права, правах и обязанностях носителей правовой культуры; правомерное, полезное поведение, позволяющее реализовать свои права и обязанности, защитить их, использовать знания для разрешения повседневных ситуаций, осознавать ответственность за поступки; ориентация на уважение к праву, правомерное поведение, выполнение требований формальных и неформальных социальных норм и правил.
Существует феномен правового воспитания гражданина окружающей обстановкой – необходимо стремиться к такому уровню правовой культуры, когда правомерная деятельность каждого члена общества является нормой для всех окружающих, в том числе подрастающего поколения. В частности, формирование у индивида понимания правовых ценностей будет обуславливать его осознанный выбор в пользу правомерного поведения.
Отечественными учеными выделяются следующие способы формирования правовых ценностей: в рамках государственной и негосударственной образовательной деятельности; в рамках популяризации активной реализации своих прав через институты права – референдумы, выборы, общественный контроль и другое; в рамках деятельности СМИ по превенции неправомерного поведения и поощрения правомерного поведения.
Методы, которые используются в целях правового воспитания следующие: педагогические, эмоциональные, например, принуждение, убеждение, предупреждение, информирование, разъяснение и другие.
Правовая культура в Российской Федерации имеет ряд особенностей, которые учитывают и многонациональность Российского государства, богатый исторический опыт политических событий.
Учеными-правоведами отмечается, что веками российской национальной правовой культуре были присущи неуважение к закону, патернализм, унижение человеческого достоинства, непризнание прав и свобод человека. К сожалению, такое положение вещей было свойственно и носителям искусства, и представителям правоохранительной системы, карательной системы, государственной системы управления, и гражданам страны.
Изменение в структуре правовой системы возникло лишь с началом революции 1917 года, когда правовая культура стала выражаться в наиболее активных, но в тот же момент негативных формах – законные требования на мирных демонстрациях подвергались террору, гражданская война обесценила жизнь человека с введением правовых военных режимов, диктатуры пролетариата, экспроприация частной собственности на основе законных актов власти Советов и другие примеры.
Советский период до 1960-х годов характеризуется такой формой правовой культуры, как правовой негилизм, на котором строилась тоталитарная политическая система. Граждане не знали своих прав, не имели доступа к механизмам осуществления своих прав, однако всецело боялись наказания, поэтому старались в повседневной жизни поступать согласно установленным законодательно нормам и правилам.
Еще одной причиной уничтожения отечественной правовой культуры является нормативистская теория права, согласно которой право есть средство управления.
Важно отметить, что политические и правовые метаморфозы начал 1990-х годов в России обусловили развитие новых моделей правосознания и правоотношений относительно советского периода существования отечественной системы права, соответственно, правовая культура сегодня имеет актуальную задачу модернизации согласно шагу времени, требованиям современных общественных ценностей, развитию институтов гражданского общества, рыночной экономики, правоохранительной системы, обеспечению и созданию условий для реализации прав и свобод граждан, признания человека, его прав и свобод вышей ценност
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законом Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 21 июля 2014 г. No 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – No 31, ст. 4398.
2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 05 октября 2009 г. // Рос. газ. – No 198. – 2009.
3. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. No 207-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2019. – No 7 (часть II), ст. 702.
4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. No 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – No 1 (часть II), ст. 212.
II. Учебная, научная литература
1. Ахметов А.С. Правовое воспитание как важнейшее условие формирования правовой культуры // Юридическое образование и наука. 2014. No 3. С. 25 – 27.
2. Жигулин А.А. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Территория науки. 2012. No 1. С. 200 – 207.
3. Жинкин С.А. Вопросы технологии правового воздействия на правовую культуру личности // Юридическая техника. 2016. No 10. С. 119 – 122.